Культ Арсинои II Филадельфы: причины распространения в египетской среде.

 
Код статьиS086919080026352-4-1
DOI10.31857/S086919080026352-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Институт всеобщей истории РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы32-43
Аннотация

Культ Арсинои II Филадельфы является знаковым культом Египта в эллинистический период. Этот культ, возникший после смерти Арсинои, стал важным элементом как греческой, так и традиционной египетской религии. Важно, что этот культ оказался первым культом представителя династии Птолемеев в египетской религии и часто называется «династическим» из-за его значения для царей династии Птолемеев. Между тем, вопрос о том, почему культ Арсинои получил такое активное почитание в египетской среде, остается не вполне решенным. В статье предлагается возможный ответ на этот вопрос. На основании одного из источников времени Птолемея II, т.н. «Саисской надписи» был сделан вывод, что главным поводом для распространения культа Арсинои на египетской почве стали природные условия, что сложились в Египте в середине 260–х гг. до н.э. В тексте сообщается о том, что земля в районе Саиса была в «недостатке» в 265/64 гг. до н.э. Это и другие свидетельства того времени позволяют сделать следующее предположение: по всей видимости, в середине 260–х гг. до н.э Египет столкнулся с низкими разливами Нила, которые привели к «недостатку» почв в районе Саиса и проблемам с урожаем во всем Египте. Это событие могло сильно угрожать легитимному статусу Птолемея II в качестве царя-ритуалиста, поскольку именно царь по египетским представлениям был ответственен за успешность нильских разливов. Кроме того, такое событие могло повлечь за собой рост нестабильность в обществе и даже привести к восстанию. В этой ситуации для сохранения порядка в стране был использован культ Арсинои II Филадельфы. Он стал тем культом, который должен был пропагандировать царскую легитимность и связывать часть жречества узами лояльности с правящим домом Птолемеев.

Ключевые словаЕгипет, эллинизм, Птолемеи, Арсиноя Филадельфа, жречество, царский культ.
Получено07.10.2023
Дата публикации28.10.2023
Кол-во символов31377
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Культ Арсинои II Филадельфы является знаковым культом Египта в эллинистический период. Своеобразной базой для него стал ориентированный на греко-македонскую аудиторию культ «богов-адельфов (т.е. брата и сестры)» (θεοὶ ἀδελφοί). Этот культ был создан, чтобы идеологически обосновать брак Птолемея II и Арсинои II, которые приходись друг другу братом и сестрой [Carney, 2013, p. 97]. Важно оговорить, что, строго говоря, почитание этой пары было с 272/1 г. до н.э. частью эпонимного культа «Александра и богов-адельфов» (p. Hibeh. 199. 16–17) [Minas, 2000, s. 93–97]. Сам эпонимный культ, имена жрецов которого включались в развернутые датировочные формулы, был создан ещё в 290–289 г. до н.э. Птолемеем I в варианте культа «бога Александра» [Ладынин, 2016, с. 277], но затем он стал основой для целой системы династического культа Птолемеев [Koenen, 1993 p. 50–57; Minas, 2000]. Он был ориентирован только на греко-македонское население державы Птолемеев и нужен был для того, чтобы сформировать своего рода мегаобщину, к которой могли причислить себя все греко-македонские подданные Птолемеев [Ладынин, 2016, с. 277]
2 После смерти Арсинои в её честь создается специальный культ, также направленный на греческую аудиторию. Её стали обожествлять в качестве покровительницы мореплавания, отождествляя с Афродитой Эвплоей [Fraser, 1972, p. 568–571; Carney, 2013, p. 99]. Кроме того, почитание Арсинои оказалось отражено и в системе эпонимного культа: с 268/7 г. до н.э. в датировочных формулах упоминается канефора («носительница корзины») Арсинои (p. Sorb. 3 71). Между тем, почитание Арсинои получило мощную реплику и в традиционной египетской религии. Так, в её честь создается специальный культ на египетской почве [Carney, 2013, p. 108], а её изображения оказываются помещены в египетских храмах [Caneva, 2016, p. 171–172] (см. также далее). Более того, культ Арсинои в египетской среде оказался крайне популярен: имя «Арсиноя» встречалось даже у представителей египетских жреческих семей [Thompson, 2012, p. 132].
3 Между тем, проблема того, почему распространение культа Арсинои в египетскую среду было таким активным, остается не вполне решенной. Можно предположить, что значительную роль в этом играли факторы личного характера. Так, можно объяснить возникновение культа Арсинои особым отношением Птолемея II к своей супруге. Это находит подтверждение в нескольких фактах: 1) Птолемей II сам изгнал свою первую жену Арсиною I, чтобы заключить брак со своей сестрой [Hölbl, 2001, p. 36], 2) эпитет «Филадельфа» буквально переводится как «любящая брата», т.е. должен показывать теплые отношения между супругами братом и сестрой, 3) Птолемей II не женился после смерти Арсинои II [Caneva, 2016, 130].
4 Птолемей II Филадельф также известен тем, что обожествлял или почитал своих любовниц. Так одной из своих любовниц Белестихе он посвятил святилище и отождествлял её с Афродитой [Plu. Mor. 753, f], статуи своей чашницы Клейны он поставил по всей Александрии (Plb. XIV. 11)1. Это показывает, что для него не было необычным обожествлять людей, к которым он испытывал определенные чувства. Поскольку Арсиноя II приходилась женой Птолемею II, нет ничего странного в его желании обожествить её. 1. Г. Хёльбль передает это сообщение как установку статуй в храмах Александрии, но по Полибию такой вывод сделать невозможно. [Hölbl, 2001, p. 95].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 140

Оценка читателей: голосов 0

1. Апенко М.С. Саисская надпись. Перевод и комментарий. Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023(1). T. 14. Вып. 2(124). https://history.jes.su/s207987840024924-5-1/ (accessed: 07.05.2023).

2. Апенко М.С. Место Манефона Севеннитского в египетской жреческой корпорации. Проблемы истории, филологии и культуры. 2023(2). № 1. С. 108–123.

3. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005.

4. Зелинский А.Л. Арсиноя Филадельфа и Птолемей Филадельф: сакрализация и констатация инцеста. Исторический вестник. 2018. № 26. С. 118–141.

5. Ладынин И.А. 3-я Сирийская война и захват Птолемеем III в Азии культовых предметов в сведениях книги Даниила и Порфирия Тирского. Antiquitas aeterna. Поволжский антиковедческий журнал. 2007. Вып. 2. C. 273–287.

6. Ладынин И.А. Династический культ и эпонимное жречество Птолемеев. «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. Отв. ред. С.Ю. Сапрыкин, И.А. Ладынин. М.; СПб: РХГА, 2016. С. 265–312.

7. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., Л.: Издательство АН СССР, 1956.

8. Струве В.В. К истории ΑΠΟΜΟΙΡΑ. Журнал министерства народного просвещения. 1913. Ч. 48. № 12. С. 499–511.

9. Barta W. Thronbesteigung und Kronungsfeier als unterschiedliche Zeugnisse königlicher Herrschaftsübernahme. Studien zur altägyptischen Kultur. 1980. Bd. 8. S. 33–53.

10. Beckerath J. von Handbuch der ägyptischen Königsnamen. 2. Aufl. München: Zabern, 1999.

11. Bonneau D. La Crue du Nil, divinité égyptienne, à travers mille ans d’histoire (332 av.–641 ap. J.-C.) d’après les auteurs grecs et latins, et les documents des époques ptolémaïque, romaine et byzantine. Paris: Librairie C. Klincksieck, 1964.

12. Bonneau D. Le fisc et le Nil: incidences des irrégularités de la crue du Nil sur la fiscalité foncière dans l’Égypte grecque et romaine. Paris: Éditions Cujas, 1971.

13. Brugsch H. Die Pithomstele. Zeitschrift für ägyptische Sprache and Altertumskunde. 1894. Bd. 32. S. 74–87.

14. Burstein S.M. Pharaoh Alexander: A Scholarly Myth. Ancient Society. 1991. Vol. 22. Pp. 139–145.

15. Caneva S.G. From Alexander to the Theoi Adelphoi: Foundation and Legitimation of a Dynasty. (Studia Hellenistica 56). Leuven: Peeters Publishers, 2016.

16. Carney E. Arsinoe of Egypt and Macedon: A Royal Life. Oxford: Oxford University Press, 2013.

17. Collombert Ph. La «stèle de Saïs» et l’instauration du culte d’Arsinoé II dans la chôra. Ancient Society. 2008. Vol. 38. Pp. 83–99.

18. Daumas F. Hathor. Lexikon der Ägyptologie. Hrsg. W. Helck, E. Otto. Bd. II. Wiesbaden: Harrassowitz, 1977. S. 1024–1033.

19. De Meulenaere H., MacKay P. Mendes II. Warmister: Aris & Phillips, 1976.

20. El-Masry Y., Altenmuller H, Thissen H.J. Das Synodaldekret von Alexandria aus dem Jahre 243 v. Chr. Hamburg: Helmut Buske Verlag, 2012.

21. Fraser P.M. Ptolemaic Alexandria. Vol. 1. Oxford: The Clarendon Press, 1972.

22. Gorre G. Les rélations du clergé égyptien et des Lagides d’après les sources privées. Leuven: Peeters, 2009.

23. Grzybek E. Du calendrier macédonien au calendrier ptolémaïque: problèmes de chronologie hellénistique. Basel: F. Reinhardt Verlag, 1990.

24. Hölbl G. A History of the Ptolemaic Empire. London; New York: Routledge, 2001.

25. Huß W. Eine Revolte der Ägypter in der Zeit der 3. Syrischen Krieg. Aegyptus. 1978. Bd. 58. S. 151–156.

26. Koenen L. The Ptolemaic King as a Religious Figure. Images and Ideologies: Self-Definition in the Hellenistic World. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1993. Pp. 25–116.

27. Minas M. Die hieroglyphischen Ahnenreihen der ptolemäischen Könige. Ein Vergleich mit den Titeln der eponymen Priester in den griechischen und demotischen Papyri. Mainz: Verlag Phillip von Zabern, 2000.

28. Muhs B. The Chronology of the Reign of Ptolemy II Reconsidered: The Evidence of the Nhb and Nht Tax Receipts. The Two Faces of Graeco-Roman Egypt: Greek and Demotic and Greek-Demotic Texts and Studies Presented to P.W. Pestman. Eds.: A.M.F.W. Verhoogt, S.P. Vleeming. Leiden: Brill, 1998. Pp. 71–86.

29. Mullen W. Hymn to Osiris. Arion: A Journal of Humanities and the Classics. 1969. Vol. 8. №. 2. Pp. 164–169.

30. Nillson M. The Crown of Arsinoe. The creation and development of an imagery of authority. Gothenburg: Dept. of Historical Studies, University of Gothenburg, 2010.

31. Reymond E.A.E. From the Records of a Priestly Family from Memphis. Vol. 1. Wiesbaden: Harrassowitz, 1981.

32. Roeder G. Die Agyptische Gotterwelt. Zurich: Artemis-Verlag, 1959.

33. Rössler-Köhler U. Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellenund ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung. Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.

34. Thiers Chr. Ptolémée Philadelphe et les prêtres de Saïs. La stèle Codex Ursinianus, fol. 6 rº Naples 1034 Louvre C. 123. Bulletin de lʼInstitut français dʼarchéologie orientale. 1999. T. 99. Pp. 423–445.

35. Thiers Chr. Ptolémée Philadelphe et les prêtres d’Atoum de Tjékou. Nouvelle edition commentée de la “stele de Pithom” (CG 22183). Montpellier: Université Paul Valéry Montpellier III, 2007.

36. Thompson D. Memphis under the Ptolemies. Princeton: Princeton University Press, 2012.

37. Winnicki J.K. Carrying Off and Bringing Home the Statues of the Gods: On the Aspect of the Religious Policy of the Ptolemies Towards the Egyptians. Journal of Juristic Papyrology. 1994. Vol. 24. Pp. 149–190.

38. Žabkar L.V. Hymns to Isis in Her Temple at Philae. Hannover; London: Brandeis University Press, 1988.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх