Origins of the ritual of Puliša (CTH 407)

 
PIIS086919080026261-4-1
DOI10.31857/S086919080026261-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: PhD-student
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages246-264
Abstract

The Hittite text of the ritual of Puliša describes the way of counteraction to the plague in the army which returns from a military campaign. The king and his officers should appease the angry gods of the enemy land. Two prisoners are presented to the gods among the ritual carriers. 

Puliša’s place of birth and profession are in lacuna that is why it is impossible to determine the ritual tradition which inspired Puliša to compose this text. The only way is to compare this composition with other rites.

The ritual of Zarpiya from Kizzuwatna against pest (CTH 757) contains Luwian incantations. The ritual practitioners ask the gods to stop the epidemic in exchange for the offerings. The ritual of Zarpiya is very different from the ritual of Puliša, while the rituals against plague from Arzawa have a lot in common with the latter. The rituals from Arzawa (CTH 394, 410, 424.1) use the ritual carriers for transporting the epidemic to the enemy and for pacifying the angry gods. 

The vocabulary of Puliša’s ritual is close to the one of the royal substitution rituals (CTH 419, 421), which were held for saving a king from the ominous signs. But the sense of the rituals is different. The ritual of Puliša is not focused on the royal power.

The conclusion is reached that the ritual of Puliša was created in the ritual tradition of Arzawa by a scribe that was familiar with the texts of the royal substitution rituals.

 
KeywordsHittite kingdom, Arzawa, plague, religion of Anatolia, Hittite rituals, substitution rituals, cultural contacts
Received20.06.2023
Publication date29.08.2023
Number of characters44247
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Ритуал, которому посвящена настоящая статья1, получил своё название по имени Пулисы, упоминаемому в заголовке и в колофоне текста, дошедшего до нас на клинописной табличке из архивов Хаттусы-Богазкёя2. Вероятно, Пулиса являлся жрецом, с чьих слов был записан ритуал. Текст ритуала был составлен на хеттском языке, а его цель состояла в противодействии эпидемии, поразившей царское войско, возвращающееся из похода. Указывается причина болезни – гнев божества вражеской страны. Чтобы задобрить божество, царь и его вельможи встают на дорогу на границе царства и отправляют во вражескую страну искупительные жертвы. Мужчина из пленников и бык полагаются мужскому божеству вражеской страны, женщина и овца – женскому. Описываются украшения животных и необходимые фразы участников ритуала, обращённые к божествам. 1. Автор выражает благодарность своему научному руководителю Александрову Борису Евгеньевичу (Москва) за помощь при работе над статьёй и её финальным оформлением, а также своей жене Жуковой Евгении Сергеевне за моральную поддержку во время работы и помощь при подготовке иллюстративного материала для статьи (рис. 1, 2).

2. Текст сохранился на табличке-сборнике KBo 15.1 obv. i 1 – obv. ii 4 (рис. 1). Также есть фрагмент его копии KBo 21.9, состоящий из семи строк.
3 Обстоятельства свершения и структура ритуала Пулисы позволяют исследователям сопоставлять его с разными видами ритуалов, применявшимися на территории Хеттского царства. С одной стороны, факт, что он направлен против эпидемии, роднит его с другими найденными в Хаттусе ритуалами против эпидемий, происходящими из страны Арцавы на западе Анатолии [Hutter, 2003, p. 235–236; Bawanypeck, 2005, S. 3] или из Киццуватны на юго-востоке [Bawanypeck, 2005, S. 13]3. С другой стороны он сильно отличается от других антиэпидемических ритуалов тем, что царь принимает в нём активное участие, а значит, этот ритуал можно сопоставлять с хеттскими царскими заместительными ритуалами, в которых присутствуют схожие обряды [Kümmel, 1967, S. 111]4. 3. В данной статье будут рассмотрены следующие ритуалы против эпидемий: ритуал Ашхеллы из Хапалы (CTH 394), ритуал Уххамувы из Арцавы (CTH 410), ритуал Тапалацунаули из Арцавы (CTH 424.1), Ритуал Царпии из Киццуватны (CTH 757).

4. Хеттские царские заместительные ритуалы представлены композициями Однодневного ритуала (CTH 419) и Многодневного ритуала (CTH 421).
4 Соединение в Ритуале Пулисы двух религиозных традиций делает его уникальным. Цель данного исследования – определить соотношение отражённых в ритуале Пулисы традиций.
5 Для этого необходимо: 1. Рассмотреть структуру Ритуала Пулисы. 2. Проанализировать структуры ритуалов против эпидемий из Арцавы и Киццуватны и сопоставить их с ритуалом Пулисы. 3. Сопоставить ритуал Пулисы с хеттскими царскими подменными ритуалами.
6 Таким образом, использование метода сравнительного анализа выявит параллели между ритуалом Пулисы и схожими с ним традициями древней Анатолии. Полученные результаты помогут выявить традицию, оказавшую наибольшее влияние на формирование ритуала Пулисы.
7

СТРУКТУРА РИТУАЛА ПУЛИСЫ

8 Ритуал Пулисы был издан в работе М. Кюммеля, посвящённой хеттским царским подменным ритуалам [Kümmel, 1967, S. 111–125]. Также текст был переведён в работе Ф. Хааса [Haas, 1994, S. 212–213], а его современное электронное издание подготовлено Б.Дж. Коллинс5. 5. [ >>>> (accessed 15.01.2023)] Ранее эта же исследовательница перевела ритуал Пулисы на английский язык для сборника Context of Scripture [Collins, 1997, p. 161].
9 Табличка KBo 15.1, на которой текст дошёл до нас, принадлежит к числу так называемых табличек-сборников (нем. Sammeltafeln, англ. collection tablet, фр. tablette de compilation). Колофон указывает, что она содержит тексты двух ритуалов (рис. 2): помимо ритуала Пулисы, на ней записан ритуал Уммайи (KBo 15.1 сol. 1'–3'). Чтобы понять, к какой именно категории ритуалов хетты относили ритуал Пулисы, необходимо подробнее рассмотреть ритуал Уммайи.

Number of purchasers: 0, views: 136

Readers community rating: votes 0

1. Ardzinba V.G. Khettskaya kul'tura, religiya i iskusstvo. Ardzinba V.G. Sobranie trudov v 3–kh tt. Tom II. Khettologiya, khattologiya, khuritologiya. Pod red. V.A. Chirikba, A.R. Vyatkina. M., Sukhum: IV RAN; Abkhazskij institut gumanitarnykh issledovanij im. D.I. Gulia Akademii nauk Abkhazii, 2015. S. 11–28.

2. van Gennep A. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obryadov. M.: «Vostochnaya literatura», 1999.

3. Sharpen D. Chtenie i pis'mo v Vavilonii. M.: izd-vo RGGU, 2009.

4. Frehzer Dzh. Zolotaya vetv'. Issledovanie magii i religii: v 2 tomakh. Tom 1. M.: TERRA–Knizhnyj klub, 2001.

5. Yakubovich I.S. Luvijskij yazyk v prostranstve i vremeni. M.: Izdatel'skij Dom YaSK, 2019.

6. Archi A. The Heptad in Anatolia. Hethitica. 2010. Vol. 16. Pp. 21–34.

7. Bawanypeck D. Arzäische Ritualpraktiken – Informationen aus Ḫattuša. Motivation und Mechanismen des Kulturkontaktes in der späten Bronzezeit. D. Prechel (Hrsg.). Firenze: LoGisma, 2005. S. 1–18.

8. Beckman G. The babilili-Ritual from Hattusa (CTH 718) (MC, 19). Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2014.

9. Beckman G. The City and the Country in Ḫatti. Landwirtschaft im Alten Orient. Ausgewählte Vorträge der XLI. Rencontre Assyriologique Internationale. Berlin, 4.–8.7.1994. H. Klengel, J. Renger (Hrsgg.). Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1999. Pp. 161–169.

10. Bottéro J. Mesopotamia. Writing, Reasoning, and the Gods. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1992.

11. Bryce T. The Kingdom of the Hittites. Oxford: Oxford University Press, 2005.

12. Budin S.L. Artemis (Gods and Heroes of the Ancient World). New York: Routledge, 2016.

13. Collins B.J. Hittite Canonical Compositions – Puliša's Ritual against Plague. Context of Scripture. Canonical Compositions, Monumental Inscriptions and Archival Documents from the Biblical World. Vol. 1. W.W. Hallo (ed.). Leiden; New York; Köln: Brill, 1997. P. 161.

14. Collins B.J. Orion in Hittite? Orizzonti d’oriente tra Mediterraneo e Asia Centrale Studi in ricordo di Sebastiano Tusa (Eothen 25). S. de Martino, M. Marazzi, L. Milano (eds.). Roma: LoGisma, 2022. Pp. 31–44.

15. Collins B.J. Lost and Found in Translation: Religious Encounters in Hittite Anatolia. The Oxford Handbook of Religions in the Ancient Near East. L.H. Tawny (ed.). Oxford: Oxford University Press, forthcoming.

16. Gurney O.R. Some Aspects of Hittite Religion. The Schweich Lectures of The British Academy 1976. Oxford: Oxford University Press, 1977.

17. Haas V. Geschichte der hethitischen Religion (HdO, I/15). Leiden; New York; Köln: Brill, 1994.

18. Haas V. Betrachtungen zur Traditionsgeschichte hethitischer Rituale am Beispiel des "Sündenbock"-Motivs. Hittite Studies in Honor of Harry A. Hoffner Jr. on the Occasion of His 65th Birthday. G. Beckman, R. Beal, G. McMahon (eds.). Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2003. S. 131–141.

19. Haas V., Wegner I. Die Rituale der Beschwörerinnen SALŠU.GI (ChS 1/5). Roma: Multigrafica Editrice, 1988.

20. Hutter M. Aspects of Luwian Religion. The Luwians (HdO I/68). H.G. Melchert (ed.). Leiden; Boston: Brill, 2003. Pp. 211–277.

21. Kümmel H.M. Ersatzrituale für den hethitischen König (StBoT 3). Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1967.

22. Kümmel H.M. Ersatzkönig und Sündenbock. Zeitschrift für alttestamentalische Wissenschaft. 1968. No. 80. S. 289–318.

23. Madreiter I. Rituale zur Seuchen- und Schadensabwehr im Vorderen Orient und Griechenland: Formen kollektiver Krisenbewältigung in der Antike (Oriens et Occidens 10). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005.

24. Melchert H.C. Hittite nakku(wa)- ‘(spirits of) the dead’. Munus amicitiae. Norbert Oettinger a collegis et amicis dictatum. H.C. Melchert, E. Rieken, T. Steer (eds.). Ann Arbor; New York: Beech Stave Press, 2014. Pp. 219–227.

25. Metcalf C. The Gods Reach in Praise. Early Greek and Mesopotamian Religious Poetry. Oxford: Oxford University Press, 2015.

26. Miller J.L. Studies in the Origins, Development and Interpretation of the Kizzuwatna Rituals (StBoT 46). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2004.

27. Mouton A. Rituels de ‘boucsémissaires’ en Anatolie Hittite. Proceedings of the 8th International Congress of Hittitology, September 5–9, 2011. P. Taracha (ed.). Warsaw: Wydawnictwo Agade, 2014. Pp. 558–587.

28. Puhvel J. Hittite Etymological Dictionary. Volume 3: Words beginning with H. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1991.

29. Rutherford I. Hittite Texts and Greek Religion. Contact, Interaction, and Comparison. Oxford: Oxford University Press, 2020.

30. Singer I. Hittite Prayers (Society of Biblical Literature. Writings from the Ancient World 11). Atlanta, Georgia: Society of Biblical Literature, 2002.

31. Taracha P. Ersetzen und Entsühnen. Das mittelhethitische Ersatzritual für den Großkönig Tuthalija (CTH *488.4) und verwandte Texte (CHANE 5). Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000.

32. van den Hout Th.P.J. Some Thoughts on the Composition Known as Muršili’s Aphasia (CTH 486). Antiquus Oriens. Mélanges offerts au Professeur René Lebrun (Volume I). M. Mazoyer, O. Casabonne (eds.). Paris: KUBABA (Université de Paris I), 2004. Pp. 359–365.

33. Vigo M. Plague, Pandemics and Divine Punishment among the Hittites. Covid-19 Pandemisinde Disiplinlerarası Bütünleşik Afet Yönetimi Uluslararası Çevrimiçi Sempozyumu / Inter-disciplinary Integrated Disaster Administration on Covid-19 Pandemic – 1–2 Nisan 2021. Z.T. Karaman, A. Altay, Ö. Çakır (eds.). Izmir: Dokuz Eylül Üniversitesi Matbaası, 2021.

Fig. 2. Colophon of the collection tablet KBo 15.1. Photo of Konkordanz der hethitischen Keilschrifttafeln [ https://www.hethport.uni-wuerzburg.de/hetkonk/ (accessed 27.03.2023)] under KBo 15.1. (Рисунок_2_загруз_на_сайт.jpg, 212 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up