Происхождение ритуала Пулисы (CTH 407)

 
Код статьиS086919080026261-4-1
DOI10.31857/S086919080026261-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы246-264
Аннотация

Найденный в хеттской столице Хаттусе ритуал конца XIV века до н.э., записанный человеком по имени Пулиса, посвящён противодействию эпидемии в возвращающемся из похода войске. Царю и вельможам необходимо принести искупительные жертвы разгневанным божествам вражеской страны. Два пленника участвуют в ритуале в качестве искупительных жертв или носителей скверны: это мужчина и женщина, которых отправляют во вражескую страну, предварительно одев мужчину в царские одежды.

Сведения о профессии и месте рождения Пулисы находятся в лакуне, и потому определить традицию, в русле которой составлен данный ритуал, можно только сравнительными методами. Для этого необходимо сопоставить ритуал Пулисыс другими ритуалами против эпидемий, а также с царскими подменными ритуалами, где использовались схожие обряды.

Ритуал Пулисы имеет мало общего с ритуалом Царпии из Киццуватны (страны на юго-востоке Анатолии), в котором есть обращения к богам на лувийском языке, а структура отражает заключение сделки (после совместной ритуальной трапезы наславшим эпидемию божествам предлагается перестать вредить людям). При этом ритуал Пулисы близок к антиэпидемическим ритуалам из Арцавы (страны на западе Анатолии). Ритуалы из Арцавы предполагают использование носителей скверны для транспортировки эпидемии во вражескую страну и задабривание божеств, гнев которых стал причиной болезни.

Лексика в ритуале Пулисы имеет параллель с царскими подменными ритуалами, использовавшимися для устранения неблагоприятных знамений относительно царя с помощью его подмены на менее важного человека. Однако смыслы ритуалов разнятся, потому что ритуал Пулисы не сконцентрирован на царской власти.

В статье делается вывод, что ритуал Пулисы возник в результате переосмысления писцами Хаттусы арцавской ритуальной традиции и представлял собой попытку облечь эту традицию в форму царского подменного ритуала.

 
Ключевые словаХеттское царство, Арцава, эпидемии, религия Анатолии, хеттские ритуалы, подменные ритуалы, межкультурные контакты
Получено20.06.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов44247
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Ритуал, которому посвящена настоящая статья1, получил своё название по имени Пулисы, упоминаемому в заголовке и в колофоне текста, дошедшего до нас на клинописной табличке из архивов Хаттусы-Богазкёя2. Вероятно, Пулиса являлся жрецом, с чьих слов был записан ритуал. Текст ритуала был составлен на хеттском языке, а его цель состояла в противодействии эпидемии, поразившей царское войско, возвращающееся из похода. Указывается причина болезни – гнев божества вражеской страны. Чтобы задобрить божество, царь и его вельможи встают на дорогу на границе царства и отправляют во вражескую страну искупительные жертвы. Мужчина из пленников и бык полагаются мужскому божеству вражеской страны, женщина и овца – женскому. Описываются украшения животных и необходимые фразы участников ритуала, обращённые к божествам. 1. Автор выражает благодарность своему научному руководителю Александрову Борису Евгеньевичу (Москва) за помощь при работе над статьёй и её финальным оформлением, а также своей жене Жуковой Евгении Сергеевне за моральную поддержку во время работы и помощь при подготовке иллюстративного материала для статьи (рис. 1, 2).

2. Текст сохранился на табличке-сборнике KBo 15.1 obv. i 1 – obv. ii 4 (рис. 1). Также есть фрагмент его копии KBo 21.9, состоящий из семи строк.
3 Обстоятельства свершения и структура ритуала Пулисы позволяют исследователям сопоставлять его с разными видами ритуалов, применявшимися на территории Хеттского царства. С одной стороны, факт, что он направлен против эпидемии, роднит его с другими найденными в Хаттусе ритуалами против эпидемий, происходящими из страны Арцавы на западе Анатолии [Hutter, 2003, p. 235–236; Bawanypeck, 2005, S. 3] или из Киццуватны на юго-востоке [Bawanypeck, 2005, S. 13]3. С другой стороны он сильно отличается от других антиэпидемических ритуалов тем, что царь принимает в нём активное участие, а значит, этот ритуал можно сопоставлять с хеттскими царскими заместительными ритуалами, в которых присутствуют схожие обряды [Kümmel, 1967, S. 111]4. 3. В данной статье будут рассмотрены следующие ритуалы против эпидемий: ритуал Ашхеллы из Хапалы (CTH 394), ритуал Уххамувы из Арцавы (CTH 410), ритуал Тапалацунаули из Арцавы (CTH 424.1), Ритуал Царпии из Киццуватны (CTH 757).

4. Хеттские царские заместительные ритуалы представлены композициями Однодневного ритуала (CTH 419) и Многодневного ритуала (CTH 421).
4 Соединение в Ритуале Пулисы двух религиозных традиций делает его уникальным. Цель данного исследования – определить соотношение отражённых в ритуале Пулисы традиций.
5 Для этого необходимо: 1. Рассмотреть структуру Ритуала Пулисы. 2. Проанализировать структуры ритуалов против эпидемий из Арцавы и Киццуватны и сопоставить их с ритуалом Пулисы. 3. Сопоставить ритуал Пулисы с хеттскими царскими подменными ритуалами.
6 Таким образом, использование метода сравнительного анализа выявит параллели между ритуалом Пулисы и схожими с ним традициями древней Анатолии. Полученные результаты помогут выявить традицию, оказавшую наибольшее влияние на формирование ритуала Пулисы.
7

СТРУКТУРА РИТУАЛА ПУЛИСЫ

8 Ритуал Пулисы был издан в работе М. Кюммеля, посвящённой хеттским царским подменным ритуалам [Kümmel, 1967, S. 111–125]. Также текст был переведён в работе Ф. Хааса [Haas, 1994, S. 212–213], а его современное электронное издание подготовлено Б.Дж. Коллинс5. 5. [ >>>> (accessed 15.01.2023)] Ранее эта же исследовательница перевела ритуал Пулисы на английский язык для сборника Context of Scripture [Collins, 1997, p. 161].
9 Табличка KBo 15.1, на которой текст дошёл до нас, принадлежит к числу так называемых табличек-сборников (нем. Sammeltafeln, англ. collection tablet, фр. tablette de compilation). Колофон указывает, что она содержит тексты двух ритуалов (рис. 2): помимо ритуала Пулисы, на ней записан ритуал Уммайи (KBo 15.1 сol. 1'–3'). Чтобы понять, к какой именно категории ритуалов хетты относили ритуал Пулисы, необходимо подробнее рассмотреть ритуал Уммайи.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 132

Оценка читателей: голосов 0

1. Ардзинба В.Г. Хеттская культура, религия и искусство. Ардзинба В.Г. Собрание трудов в 3–х тт. Том II. Хеттология, хаттология, хуритология. Под ред. В.А. Чирикба, А.Р. Вяткина. М., Сухум: ИВ РАН; Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии, 2015. С. 11–28.

2. ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: «Восточная литература», 1999.

3. Шарпен Д. Чтение и письмо в Вавилонии. М.: изд-во РГГУ, 2009.

4. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии: в 2 томах. Том 1. М.: ТЕРРА–Книжный клуб, 2001.

5. Якубович И.С. Лувийский язык в пространстве и времени. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019.

6. Archi A. The Heptad in Anatolia. Hethitica. 2010. Vol. 16. Pp. 21–34.

7. Bawanypeck D. Arzäische Ritualpraktiken – Informationen aus Ḫattuša. Motivation und Mechanismen des Kulturkontaktes in der späten Bronzezeit. D. Prechel (Hrsg.). Firenze: LoGisma, 2005. S. 1–18.

8. Beckman G. The babilili-Ritual from Hattusa (CTH 718) (MC, 19). Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2014.

9. Beckman G. The City and the Country in Ḫatti. Landwirtschaft im Alten Orient. Ausgewählte Vorträge der XLI. Rencontre Assyriologique Internationale. Berlin, 4.–8.7.1994. H. Klengel, J. Renger (Hrsgg.). Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1999. Pp. 161–169.

10. Bottéro J. Mesopotamia. Writing, Reasoning, and the Gods. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1992.

11. Bryce T. The Kingdom of the Hittites. Oxford: Oxford University Press, 2005.

12. Budin S.L. Artemis (Gods and Heroes of the Ancient World). New York: Routledge, 2016.

13. Collins B.J. Hittite Canonical Compositions – Puliša's Ritual against Plague. Context of Scripture. Canonical Compositions, Monumental Inscriptions and Archival Documents from the Biblical World. Vol. 1. W.W. Hallo (ed.). Leiden; New York; Köln: Brill, 1997. P. 161.

14. Collins B.J. Orion in Hittite? Orizzonti d’oriente tra Mediterraneo e Asia Centrale Studi in ricordo di Sebastiano Tusa (Eothen 25). S. de Martino, M. Marazzi, L. Milano (eds.). Roma: LoGisma, 2022. Pp. 31–44.

15. Collins B.J. Lost and Found in Translation: Religious Encounters in Hittite Anatolia. The Oxford Handbook of Religions in the Ancient Near East. L.H. Tawny (ed.). Oxford: Oxford University Press, forthcoming.

16. Gurney O.R. Some Aspects of Hittite Religion. The Schweich Lectures of The British Academy 1976. Oxford: Oxford University Press, 1977.

17. Haas V. Geschichte der hethitischen Religion (HdO, I/15). Leiden; New York; Köln: Brill, 1994.

18. Haas V. Betrachtungen zur Traditionsgeschichte hethitischer Rituale am Beispiel des "Sündenbock"-Motivs. Hittite Studies in Honor of Harry A. Hoffner Jr. on the Occasion of His 65th Birthday. G. Beckman, R. Beal, G. McMahon (eds.). Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2003. S. 131–141.

19. Haas V., Wegner I. Die Rituale der Beschwörerinnen SALŠU.GI (ChS 1/5). Roma: Multigrafica Editrice, 1988.

20. Hutter M. Aspects of Luwian Religion. The Luwians (HdO I/68). H.G. Melchert (ed.). Leiden; Boston: Brill, 2003. Pp. 211–277.

21. Kümmel H.M. Ersatzrituale für den hethitischen König (StBoT 3). Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1967.

22. Kümmel H.M. Ersatzkönig und Sündenbock. Zeitschrift für alttestamentalische Wissenschaft. 1968. No. 80. S. 289–318.

23. Madreiter I. Rituale zur Seuchen- und Schadensabwehr im Vorderen Orient und Griechenland: Formen kollektiver Krisenbewältigung in der Antike (Oriens et Occidens 10). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005.

24. Melchert H.C. Hittite nakku(wa)- ‘(spirits of) the dead’. Munus amicitiae. Norbert Oettinger a collegis et amicis dictatum. H.C. Melchert, E. Rieken, T. Steer (eds.). Ann Arbor; New York: Beech Stave Press, 2014. Pp. 219–227.

25. Metcalf C. The Gods Reach in Praise. Early Greek and Mesopotamian Religious Poetry. Oxford: Oxford University Press, 2015.

26. Miller J.L. Studies in the Origins, Development and Interpretation of the Kizzuwatna Rituals (StBoT 46). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2004.

27. Mouton A. Rituels de ‘boucsémissaires’ en Anatolie Hittite. Proceedings of the 8th International Congress of Hittitology, September 5–9, 2011. P. Taracha (ed.). Warsaw: Wydawnictwo Agade, 2014. Pp. 558–587.

28. Puhvel J. Hittite Etymological Dictionary. Volume 3: Words beginning with H. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1991.

29. Rutherford I. Hittite Texts and Greek Religion. Contact, Interaction, and Comparison. Oxford: Oxford University Press, 2020.

30. Singer I. Hittite Prayers (Society of Biblical Literature. Writings from the Ancient World 11). Atlanta, Georgia: Society of Biblical Literature, 2002.

31. Taracha P. Ersetzen und Entsühnen. Das mittelhethitische Ersatzritual für den Großkönig Tuthalija (CTH *488.4) und verwandte Texte (CHANE 5). Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000.

32. van den Hout Th.P.J. Some Thoughts on the Composition Known as Muršili’s Aphasia (CTH 486). Antiquus Oriens. Mélanges offerts au Professeur René Lebrun (Volume I). M. Mazoyer, O. Casabonne (eds.). Paris: KUBABA (Université de Paris I), 2004. Pp. 359–365.

33. Vigo M. Plague, Pandemics and Divine Punishment among the Hittites. Covid-19 Pandemisinde Disiplinlerarası Bütünleşik Afet Yönetimi Uluslararası Çevrimiçi Sempozyumu / Inter-disciplinary Integrated Disaster Administration on Covid-19 Pandemic – 1–2 Nisan 2021. Z.T. Karaman, A. Altay, Ö. Çakır (eds.). Izmir: Dokuz Eylül Üniversitesi Matbaası, 2021.

Рис. 2. Колофон таблички-сборника KBo 15.1. Фото с сайта [ https://www.hethport.uni-wuerzburg.de/hetkonk/ (accessed 27.03.2023)]. (Рисунок_2_загруз_на_сайт.jpg, 212 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх