Christian Education in India and Japan in the 19th Century

 
PIIS086919080022567-0-1
DOI10.31857/S086919080022567-0
Publication type Article
Status Published
Authors
 
Occupation: senior lecturer
Affiliation: Institute of Philosophy, Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation
Occupation: researcher
Affiliation: Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 2
Pages193-204
Abstract

The article aims at analyzing specific features of Christian education in India and Japan in the 19th century, when Christian missionaries started their systematic work in both countries. The missioners, mainly protestant, considered the propagation of learning and scientific worldview a prerequisite to the conversion to Christianity, hence establishing of schools and colleges was an important part of their activity in India and Japan. In both countries, Christian educational institutions played an important role in the modernization of educational system. They also contributed to the improvement of the teaching methods, the promotion of learning among different social groups as well as elimination of superstitions and unacceptable social practices. The missionary schools encouraged the spread of the English language. In India, they also contributed to the development of education in the vernaculars. The educational initiatives of Christian missions in India were supported by British authorities who were in need of employees at the colonial administration. At the same time, they resisted the conversion of pupils at missionary schools. In Japan, the Meiji government at first appreciated Christian missionaries as proponents of Western culture and supported their educational activity. It was because of the rise of Japanese nationalism by the end of the 19th century that Christian education in Japan lost its significance and Christian educators were forced to take part at propagating militarism and the State Shinto ideology.

KeywordsChristian education, India, Japan, colonialism, women’s education, Meiji reforms, modernization
AcknowledgmentThis work was supported by the Russian Science Foundation (RSF) under grant 18-78-10001-П, https://rscf.ru/project/18-78-10001/
Received07.10.2022
Publication date26.04.2023
Number of characters31019
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение Деятельность христианских миссий была важным элементом политической и социокультурной экспансии Запада в странах Азии. Миссионеры стремились к распространению христианства, понимавшегося не только как религия, но и как мировоззрение, форма служения и образ жизни, поэтому важной составляющей миссионерской работы было распространение образования. XIX век был периодом активного проникновения западных колониальных держав в Индию и Японию и также наиболее интенсивной деятельности христианских миссий. Несмотря на общность подхода, адаптация христианских образовательных практик в каждой стране принимала особые формы. В статье рассматривается история христианского образования в Индии и Японии; прослеживается влияние, которое миссионерские учебные заведения оказали на становление вестернизированного образования в этих странах; выявляется политическая и социокультурная специфика, обусловившая характер дальнейшего развития христианской педагогики в каждом регионе.

2

Христианское образование в Индии

Первые христианские миссионеры в Новое время начали деятельность на территории Индии в XVI в.: сначала это были католики-португальцы, в XVIII в. их сменили протестанты. Первая протестантская миссия была основана в 1706 г. в Транкебаре лютеранами из Германии [Скороходова, 2008, с. 88]. В XIX в. миссионерская деятельность в Индии осуществлялась преимущественно представителями англиканской и шотландской церквей, но также продолжали работу и другие миссии – так, в Южной Индии были представлены немецкие миссионеры-пиетисты [Laird, 1972, р. 42].Распространение образования являлось неотъемлемым компонентом миссионерской деятельности. В особенности это было характерно для протестантских течений, требовавших от своих последователей изучения Библии. В конце XVIII в. христианская просветительская деятельность была весьма актуальна и на территории Англии и Шотландии, где при активной поддержке англиканской и других протестантских церквей была развернута целая сеть бесплатных школ для обучения чтению и письму беднейших слоев населения. Поэтому развитие христианских школ в Индии можно рассматривать в качестве продолжения внутрибританской просветительской политики.

С конца XVIII в. наибольшая активность англоязычных миссионеров отмечалась в Бенгалии, бывшей форпостом британского колониализма. Весьма активной была баптистская миссия, располагавшаяся в Серампуре, области в Западной Бенгалии, которая в то время была датской колонией и на которую поэтому не распространялся запрет Ост-Индской компании на миссионерскую деятельность1. Первые миссионерские школы предназначались для мальчиков всех каст и религий. Обучение велось на местных языках, что согласовывалось с восходящей к Лютеру идеей о необходимости чтения Библии на родном языке. В программу обучения входили чтение, письмо, арифметика и основы Священного Писания. В качестве учителей в миссионерские школы старались брать местных жителей- нехристиан, чтобы избежать обвинений в насильственном обращении учеников в христианство [Laird, 1972, р. 64].

В 1813 г. Ост-Индская компания легализовала деятельность миссионеров на территориях, находившихся под ее контролем, и начала финансировать миссионерские школы, а также основывать собственные учебные заведения. Поощрение образования было обусловлено, во-первых, стремлением колониальных властей повысить свой статус в качестве покровителей учености, а во-вторых, обеспокоенностью низким уровнем нравов в индийском обществе, кастовой сегрегацией, распространенностью жестоких обычаев, например, самосожжения вдов. Следующее десятилетие становится периодом расцвета миссионерских школ в северо-восточной Индии. В 1816–17 гг. в одном только округе Серампур было основано более сотни начальных школ, число учащихся в которых приближалось к 7000. Предпринимались попытки учредить школу для девочек. В 1818 г. баптистская миссия основала Серампурский колледж, высшее христианское учебное заведение [Скороходова, 2008, с. 66].

Основатели миссионерских школ уделяли много внимания методике преподавания, специально разрабатывали учебные пособия. Большое значение придавалось содержанию учебных текстов: осваивая грамоту, ученики знакомились с баснями Эзопа, сюжетами из мировой истории, узнавали сведения географического и естественнонаучного характера. Примечательно, что программа начальных школ в Англии то время была не столь обширна. Миссионеры стремились к религиозным и социальным преобразованиям индийского общества, тогда как в самой Англии просветители всеми силами старались этого избежать. Впрочем, поначалу индийские учащиеся охотно осваивали чтение, письмо и счет как практические навыки, но к основам наук интереса не проявляли: географию и астрономию отвергали как дисциплины, противоречащие шастрам [Laird, 1972, р. 82].

Можно констатировать очевидное противоречие между устремлениями миссионеров-просветителей, колониальных властей и индийских учащихся. Миссионеры своей конечной целью считали евангелизацию. Прямое обращение учеников было, однако, невозможно как из-за запрета со стороны Ост-Индской Компании, так и из-за нежелания родителей. Поэтому миссионеры вынуждены были ограничить свои цели подготовительным этапом: распространением христианской этики, а также научных знаний, которые должны были подорвать в умах учеников традиционную картину мира и отвратить их от индуизма. Со своей стороны, ученики миссионерских школ стремились преимущественно к овладению практическими навыками, которые могли бы обеспечить им возможность повышения социального статуса. Существовал немалый запрос на изучение английского языка, знание которого открывало путь к карьере в колониальной администрации. В то же время в миссионерской среде бытовало опасение, что молодежь, выучившая английский, станет отказываться от физического труда и стремиться к «чистой» работе; переизбыток таких людей приведет к безработице в городах и прочим нежелательным социальным последствиям.

Те же соображения удерживали организаторов христианских школ в самой Англии от расширения программы общедоступного начального образования. Однако образовательная политика миссионеров в Индии была более противоречивой: не желая превращать образование в «социальный лифт», миссионеры в то же время стремились дать ученикам достаточно широкий кругозор, который разрушал бы их традиционную картину мира и побуждал к принятию христианства и современного западного мировоззрения. Впрочем, несмотря на все усилия, ранний этап развития христианского образования оказался не слишком успешным, и с 1823 г., после ухода генерал-губернатора Фрэнсиса Гастингса, миссионерские школы начали переживать упадок, их число в Бенгалии уменьшилось вдвое.

Следующий важный этап развития христианского образования в Индии был связан с деятельностью шотландского миссионера Александра Даффа (1806–1878). Шотландская пресвитерианская церковь в 1829 г. создала собственное миссионерское движение в Индии. В качестве целей постулировалась не просто проповедь, но и развитие рационального мышления, что, разумеется, требовало проведения систематической образовательной политики [Скороходова, 2012, с. 89]. Следует отметить, что в начале XIX века уровень образования в Шотландии был выше, чем в Англии. Шотландская образовательная система включала в себя сеть приходских школ в городах и в сельской местности и увенчивалась четырьмя университетами, доступными для способной молодежи. Шотландские миссионеры, как правило, имели хорошее образование, тогда как их английские коллеги нередко были автодидактами.

В противовес обычному стремлению миссионеров к массовому образованию, Дафф в основанных им школах и колледже стремился к элитарности. Он тщательно отбирал учеников, предпочитая представителей высших сословий. Дафф расширял программы обучения элементами естественных и социальных наук, вплоть до политэкономии, поскольку полагал, что знакомство с западным научным знанием оздоравливает ум и делает его пригодным для последующего обращения к христианству [Скороходова, 2012, c. 90]. Выбор английского в качестве учебного языка был сделан им по аналогии с языковой ситуацией в Шотландии, где носители гэльского языка (к которым по рождению принадлежал и сам Дафф), получали образование на английском [Laird, 1972, р. 271]. С другой стороны, переход к образованию на английском языке был созвучен политике колониальной администрации, нуждавшейся в служащих местного происхождения. Колониальные власти внимательно следили за деятельностью миссионеров, и принятое в 1835 году решение об организации светских школ, образование в которых велось на английском языке, во многом было результатом наблюдения за успехами Даффа.

В следующие десятилетия колониальная администрация прикладывала немало усилий для развития собственной системы образования на всех ее ступенях, от начального до высшего, но и христианские образовательные учреждения продолжали играть важную роль. Миссионеры составляли большую часть учебных пособий, использовавшихся не только в христианских, но и в государственных и традиционных школах [Kumar, 2005, р. 65]. При этом идеологический подход миссионеров в отношении к местным образовательным традициям претерпел существенные изменения. Вместо того чтобы противопоставлять индийские религиозные и интеллектуальные традиции христианству и западной рациональности, миссионеры стали более открыты к межрелигиозному диалогу, начали проявлять интерес к традиционным научным дисциплинам2. Определенной вехой можно считать восстание сипаев (1857–1859 гг.), после которого британские власти осознали необходимость снижения уровня конфронтации с народами Индии и проведения систематической образовательной политики.

В 1860–70-ые гг. запрос индийцев на англоязычное образование только возрастал. Однако денег на образование у колониальной администрации было недостаточно, в особенности в Северной Индии, а повышение платы за обучение приводило к уменьшению числа учащихся. Все это обусловило необходимость поощрения миссионерских школ, которые финансировались миссионерскими обществами. В последние десятилетия XIX – начале XX вв. школы, принадлежащие англиканским миссиям, получали дополнительную финансовую поддержку со стороны колониальной администрации. Условием получения помощи был отказ от религиозной проповеди – это было весьма важным для британских властей, опасавшихся нарастания напряженности в индийском социуме. В период между 1860 и 1920 гг. миссионерские средние и высшие учебные заведения стали основой колониальной образовательной политики в Северной Индии. Так, в 1910 г. в Индии насчитывалось 46 колледжей, 260 средних и большое число начальных школ, основанных миссионерскими обществами [Burton, 1910, р. 173]. Популярности христианских школ способствовала эффективность преподавания; также учеников привлекали карьерные перспективы, открывавшиеся после окончания. В результате, традиционные школы – индуистские патхашалы и мусульманские мактабы – во многих областях постепенно закрывались [Bellenoit, 2007, р. 51].

Миссионеры не оставляли усилий по распространению образования среди женщин, справедливо полагая, что это способствует общему оздоровлению индийского общества. При миссиях открывались многочисленные школы для девочек, в особенности происходящих из низких каст. Женское образование включало в себя также подготовку медицинских сестер для миссионерских лечебниц. Уход за больными в Индии традиционно считался нечистым занятием, поэтому первыми медицинскими сестрами становились исключительно христианки. Однако с течением времени это занятие стали выбирать для себя также индуистки и мусульманки [Sagar, 1950, р. 46].

Вклад миссионеров в становление вестернизированной системы образования в Индии трудно переоценить: они оказали существенное влияние на развитие методики преподавания на новоиндийских языках и в целом на распространение образования. Деятельность миссионеров в колониальной Индии происходила в плотном взаимодействии с британской администрацией. Отношение колониальных властей к христианскому образованию претерпело существенные изменения: от негативного и индифферентного в первые десятилетия XIX в. до широкой административной и финансовой поддержки и фактического включения в государственную систему образования в конце столетия. В то же время, цели, которые ставили перед собой миссионеры, в значительной степени оказались невыполнимы. Интерес индийских учащихся к овладению знаниями, предлагаемыми в миссионерских школах, носил преимущественно утилитарный характер. Распространение миссионерских школ не привело к массовому обращению в христианство, хотя такие случаи бывали даже в среде брахманов3. Курсы по изучению Библии, нередко обязательные в христианских колледжах, многими студентами рассматривались скорее в качестве упражнения по изучению английской литературы [Burton, 1910, р. 174]. Поэтому можно считать оправданным утверждение, что индийцы «колонизировали христианскую образовательную систему изнутри», адаптировав к собственным целям [Bellenoit, 2007, р. 192]. В то же время нельзя отрицать, что совместные усилия христианских миссионеров и колониальных властей способствовали постепенной трансформации социокультурных установок индийского общества: смягчению кастового неравенства, распространению образования и медицины, отказу от инфантицида и сожжения вдов [Скороходова, 2012, с. 228].

1. Миссия была основана 10 января 1800 г. тремя известными британскими миссионерами: У. Кэри, Дж. Маршманом и У. Уордом, внесшими большой вклад в развитие христианского образования в Бенгалии.

2. Примером стремления к синтезу европейской науки и индийских шастр служит деятельность Дж. Баллентайна, в 1845-1861 гг. инспектора Санскритского колледжа в Варанаси, написавшего на санскрите труд под названием «Синопсис естественных наук». Подробнее см. [Dodson, 2002],

3. С наибольшей интенсивностью христианство принимали низкокастовые и внекастовые сообщества [Miller, Ewing, 1910, р. 430]. Неслучайно поэтому в 1950 году большинство индийских христиан проживали в сельской местности и были неграмотны [Sagar, 1950, р. 51].

Number of purchasers: 0, views: 233

Readers community rating: votes 0

1. A History of Japanese Religion. Ed. By K. Kasahara. Tokyo: Kosei Publishing, 2001.

2. Bellenoit H. J. A. Missionary Education and Empire in Late Colonial India, 1860–1920. London: Pickering & Chatto, 2007.

3. Bertova A.D. Some Aspects of the Influence of Christianity on the Formation of New Educational Principles in Japan at the End of the 19th – Beginning of the 20th Century // Asiatica: Trudy po filosofii i kul’turam Vostoka. 2015. No. 9. Pp. 143–146 (in Russian)

4. Bertova A.D. The Samurai and Christianity: On the Question of Social Affiliation of Japanese Christians in the Second Half of the 19th Century. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovaniy kultury. 2018. No. 4 (33). Pp. 132–146 (in Russian)

5. Burton E. D. The Status of Christian Education in India // The American Journal of Theology. 1910. Vol. 14. No.2. Рр. 169–191.

6. Dodson M. S. Re-Presented for the Pandits: James Ballantyne, 'Useful Knowledge,' and Sanskrit Scholarship in Benares College during the Mid-Nineteenth Century // Modern Asian Studies. 2002. Vol. 36. No. 2. Pр. 257–298.

7. Furuya Yasuo. Nihon kirisutokyo wa honmono ka? Nihon no kirisutokyoshi no shomondai (Is Japanese Christianity True? Problems of the History of Japanese Christianity) Tokyo: Kyobunkan, 2011 (in Japanese)

8. Grisheleva L.D. Formation of Japanese National Culture. The End of the 16th – 20th centuries. Moscow: Nauka, 1986 (in Russian)

9. Kirisutokyo to nihon no shinso (Christianity and the Deep Level of Japanese [Culture]). Ed Kato Shinro. Tokyo: Oriensu shukyo kenkyujo, 2012 (in Japanese)

10. Kitagawa J.M. Religion in Japanese History. Saint Petersburg: Nauka, 2005 (Russian translation)

11. Kumar K. Political agenda of education: A study of colonialist and nationalist ideas. New Delhi: Sage, 2005.

12. Kunieda M. Umeko Tsuda: a Pioneer in Higher Education for Women in Japan. Espacio, Tiempo y Educación. 2020. 7(2). Pp. 29–45.

13. Laird, M.A. Missionaries and Education in Bengal: 1793–1837. Oxford: Clarendon Press, 1972.

14. Miller W., Ewing J. C. R. Christian Education in India. The American Journal of Theology. 1910. Рр. 427–440.

15. Munakata S. The Course and Problems of National Education – from the Meiji Period to the Present Day. The Developing Economies. 1965. Vol. 4. No. 4. Pp. 540–559.

16. Notehelfer F. G. L. L. Janes in Japan: Carrier of American Culture and Christianity. Journal of Presbyterian History (1962-1985). Missions and the American Ethos. 1975. Vol. 53. No. 4. Pр. 313–338.

17. Osmanov E.M. Features of the Moral Education and the Japanese Pupil’s Military Service Training Specific in the Meiji Period (1868-1912). Izvestiia DGPU. Vol. 11. No.1. Pp. 10–19 (in Russian)

18. Paramore K. Ideology and Christianity in Japan. London and New York: Routledge, 2009.

19. Sagar W. Place of Christian Education in Changing India. A Thesis Presented to the Faculty of the Religious Education Department, Asbury Theological Seminary. Abury, 1950.

20. Skorokhodova T.G. The Bengal Renaissance: Essays on History of Sociocultural Synthesis in Modern Indian Philosophical Thought. Saint Petersburg: Peterburgskoye Vostokovedeniye, 2012 (in Russian)

21. Skorokhodova T.G. Rammohan Ray: the Pioneer of the Bengal Renaissance. Saint Petersburg: Aleteyya, 2008 (in Russian)

22. Takahashi M. Meiji no Kirisutokyo (Christianity in Meiji Period). Tokyo: Yoshikawa kobunkan, 2003 (in Japanese)

23. Torikai K. Voices of the Invisible Presence: Diplomatic Interpreters in Post-World War II Japan. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2009.

24. Yoneoka J. Janes’s Girls: The First Coed Students in Japan? The Kumamoto Gakuen University Journal of Liberal Arts and Sciences. 2013. Vol. 19. No. 2. Pp. 213–239.

Система Orphus

Loading...
Up