Христианское образование в Индии и Японии в XIX веке

 
Код статьиS086919080022567-0-1
DOI10.31857/S086919080022567-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская федерация
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт восточных рукописей Российской Академии наук
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы193-204
Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ особенностей христианского образования в Индии и Японии на протяжении XIX века, когда христианские миссионеры начали вести в обеих странах систематическую работу. Миссионеры, прежде всего протестанты, считали распространение знаний и научной картины мира предварительным этапом на пути обращения к христианству, поэтому учреждение школ и высших учебных заведений было важным элементом их деятельности в Индии и Японии. В обеих странах христианские образовательные учреждения сыграли важную роль в модернизации образовательной системы. Они оказали влияние на усовершенствование педагогических методик, повышение доступности образования среди различных социальных групп, а также на борьбу с предрассудками и нежелательными социальными практиками. Миссионерские школы способствовали распространению английского языка, в Индии они также внесли вклад в становление образования на новоиндийских языках. В Индии деятельность христианских миссионеров получала поддержку со стороны британских властей, которые были заинтересованы в подготовке кадров для колониальной администрации, но в то же время противодействовали проповеди и евангелизации учащихся. В Японии правительство Мэйдзи на первом этапе рассматривало миссионеров в качестве проводников передовой западной культуры и оказывало поддержку христианским образовательным инициативам. В последние десятилетия XIX в., в связи с нарастанием национализма, японские христиане утратили лидирующие позиции в сфере образования и вынуждены были принимать участие в пропаганде идеологии государственного синтоизма и милитаризма.

Ключевые словахристианское образование, Индия, Япония, колониализм, женское образование, реформы Мэйдзи, модернизация
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-78-10001-П, https://rscf.ru/project/18-78-10001/
Получено07.10.2022
Дата публикации26.04.2023
Кол-во символов31019
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение Деятельность христианских миссий была важным элементом политической и социокультурной экспансии Запада в странах Азии. Миссионеры стремились к распространению христианства, понимавшегося не только как религия, но и как мировоззрение, форма служения и образ жизни, поэтому важной составляющей миссионерской работы было распространение образования. XIX век был периодом активного проникновения западных колониальных держав в Индию и Японию и также наиболее интенсивной деятельности христианских миссий. Несмотря на общность подхода, адаптация христианских образовательных практик в каждой стране принимала особые формы. В статье рассматривается история христианского образования в Индии и Японии; прослеживается влияние, которое миссионерские учебные заведения оказали на становление вестернизированного образования в этих странах; выявляется политическая и социокультурная специфика, обусловившая характер дальнейшего развития христианской педагогики в каждом регионе.

2

Христианское образование в Индии

Первые христианские миссионеры в Новое время начали деятельность на территории Индии в XVI в.: сначала это были католики-португальцы, в XVIII в. их сменили протестанты. Первая протестантская миссия была основана в 1706 г. в Транкебаре лютеранами из Германии [Скороходова, 2008, с. 88]. В XIX в. миссионерская деятельность в Индии осуществлялась преимущественно представителями англиканской и шотландской церквей, но также продолжали работу и другие миссии – так, в Южной Индии были представлены немецкие миссионеры-пиетисты [Laird, 1972, р. 42].Распространение образования являлось неотъемлемым компонентом миссионерской деятельности. В особенности это было характерно для протестантских течений, требовавших от своих последователей изучения Библии. В конце XVIII в. христианская просветительская деятельность была весьма актуальна и на территории Англии и Шотландии, где при активной поддержке англиканской и других протестантских церквей была развернута целая сеть бесплатных школ для обучения чтению и письму беднейших слоев населения. Поэтому развитие христианских школ в Индии можно рассматривать в качестве продолжения внутрибританской просветительской политики.

С конца XVIII в. наибольшая активность англоязычных миссионеров отмечалась в Бенгалии, бывшей форпостом британского колониализма. Весьма активной была баптистская миссия, располагавшаяся в Серампуре, области в Западной Бенгалии, которая в то время была датской колонией и на которую поэтому не распространялся запрет Ост-Индской компании на миссионерскую деятельность1. Первые миссионерские школы предназначались для мальчиков всех каст и религий. Обучение велось на местных языках, что согласовывалось с восходящей к Лютеру идеей о необходимости чтения Библии на родном языке. В программу обучения входили чтение, письмо, арифметика и основы Священного Писания. В качестве учителей в миссионерские школы старались брать местных жителей- нехристиан, чтобы избежать обвинений в насильственном обращении учеников в христианство [Laird, 1972, р. 64].

В 1813 г. Ост-Индская компания легализовала деятельность миссионеров на территориях, находившихся под ее контролем, и начала финансировать миссионерские школы, а также основывать собственные учебные заведения. Поощрение образования было обусловлено, во-первых, стремлением колониальных властей повысить свой статус в качестве покровителей учености, а во-вторых, обеспокоенностью низким уровнем нравов в индийском обществе, кастовой сегрегацией, распространенностью жестоких обычаев, например, самосожжения вдов. Следующее десятилетие становится периодом расцвета миссионерских школ в северо-восточной Индии. В 1816–17 гг. в одном только округе Серампур было основано более сотни начальных школ, число учащихся в которых приближалось к 7000. Предпринимались попытки учредить школу для девочек. В 1818 г. баптистская миссия основала Серампурский колледж, высшее христианское учебное заведение [Скороходова, 2008, с. 66].

Основатели миссионерских школ уделяли много внимания методике преподавания, специально разрабатывали учебные пособия. Большое значение придавалось содержанию учебных текстов: осваивая грамоту, ученики знакомились с баснями Эзопа, сюжетами из мировой истории, узнавали сведения географического и естественнонаучного характера. Примечательно, что программа начальных школ в Англии то время была не столь обширна. Миссионеры стремились к религиозным и социальным преобразованиям индийского общества, тогда как в самой Англии просветители всеми силами старались этого избежать. Впрочем, поначалу индийские учащиеся охотно осваивали чтение, письмо и счет как практические навыки, но к основам наук интереса не проявляли: географию и астрономию отвергали как дисциплины, противоречащие шастрам [Laird, 1972, р. 82].

Можно констатировать очевидное противоречие между устремлениями миссионеров-просветителей, колониальных властей и индийских учащихся. Миссионеры своей конечной целью считали евангелизацию. Прямое обращение учеников было, однако, невозможно как из-за запрета со стороны Ост-Индской Компании, так и из-за нежелания родителей. Поэтому миссионеры вынуждены были ограничить свои цели подготовительным этапом: распространением христианской этики, а также научных знаний, которые должны были подорвать в умах учеников традиционную картину мира и отвратить их от индуизма. Со своей стороны, ученики миссионерских школ стремились преимущественно к овладению практическими навыками, которые могли бы обеспечить им возможность повышения социального статуса. Существовал немалый запрос на изучение английского языка, знание которого открывало путь к карьере в колониальной администрации. В то же время в миссионерской среде бытовало опасение, что молодежь, выучившая английский, станет отказываться от физического труда и стремиться к «чистой» работе; переизбыток таких людей приведет к безработице в городах и прочим нежелательным социальным последствиям.

Те же соображения удерживали организаторов христианских школ в самой Англии от расширения программы общедоступного начального образования. Однако образовательная политика миссионеров в Индии была более противоречивой: не желая превращать образование в «социальный лифт», миссионеры в то же время стремились дать ученикам достаточно широкий кругозор, который разрушал бы их традиционную картину мира и побуждал к принятию христианства и современного западного мировоззрения. Впрочем, несмотря на все усилия, ранний этап развития христианского образования оказался не слишком успешным, и с 1823 г., после ухода генерал-губернатора Фрэнсиса Гастингса, миссионерские школы начали переживать упадок, их число в Бенгалии уменьшилось вдвое.

Следующий важный этап развития христианского образования в Индии был связан с деятельностью шотландского миссионера Александра Даффа (1806–1878). Шотландская пресвитерианская церковь в 1829 г. создала собственное миссионерское движение в Индии. В качестве целей постулировалась не просто проповедь, но и развитие рационального мышления, что, разумеется, требовало проведения систематической образовательной политики [Скороходова, 2012, с. 89]. Следует отметить, что в начале XIX века уровень образования в Шотландии был выше, чем в Англии. Шотландская образовательная система включала в себя сеть приходских школ в городах и в сельской местности и увенчивалась четырьмя университетами, доступными для способной молодежи. Шотландские миссионеры, как правило, имели хорошее образование, тогда как их английские коллеги нередко были автодидактами.

В противовес обычному стремлению миссионеров к массовому образованию, Дафф в основанных им школах и колледже стремился к элитарности. Он тщательно отбирал учеников, предпочитая представителей высших сословий. Дафф расширял программы обучения элементами естественных и социальных наук, вплоть до политэкономии, поскольку полагал, что знакомство с западным научным знанием оздоравливает ум и делает его пригодным для последующего обращения к христианству [Скороходова, 2012, c. 90]. Выбор английского в качестве учебного языка был сделан им по аналогии с языковой ситуацией в Шотландии, где носители гэльского языка (к которым по рождению принадлежал и сам Дафф), получали образование на английском [Laird, 1972, р. 271]. С другой стороны, переход к образованию на английском языке был созвучен политике колониальной администрации, нуждавшейся в служащих местного происхождения. Колониальные власти внимательно следили за деятельностью миссионеров, и принятое в 1835 году решение об организации светских школ, образование в которых велось на английском языке, во многом было результатом наблюдения за успехами Даффа.

В следующие десятилетия колониальная администрация прикладывала немало усилий для развития собственной системы образования на всех ее ступенях, от начального до высшего, но и христианские образовательные учреждения продолжали играть важную роль. Миссионеры составляли большую часть учебных пособий, использовавшихся не только в христианских, но и в государственных и традиционных школах [Kumar, 2005, р. 65]. При этом идеологический подход миссионеров в отношении к местным образовательным традициям претерпел существенные изменения. Вместо того чтобы противопоставлять индийские религиозные и интеллектуальные традиции христианству и западной рациональности, миссионеры стали более открыты к межрелигиозному диалогу, начали проявлять интерес к традиционным научным дисциплинам2. Определенной вехой можно считать восстание сипаев (1857–1859 гг.), после которого британские власти осознали необходимость снижения уровня конфронтации с народами Индии и проведения систематической образовательной политики.

В 1860–70-ые гг. запрос индийцев на англоязычное образование только возрастал. Однако денег на образование у колониальной администрации было недостаточно, в особенности в Северной Индии, а повышение платы за обучение приводило к уменьшению числа учащихся. Все это обусловило необходимость поощрения миссионерских школ, которые финансировались миссионерскими обществами. В последние десятилетия XIX – начале XX вв. школы, принадлежащие англиканским миссиям, получали дополнительную финансовую поддержку со стороны колониальной администрации. Условием получения помощи был отказ от религиозной проповеди – это было весьма важным для британских властей, опасавшихся нарастания напряженности в индийском социуме. В период между 1860 и 1920 гг. миссионерские средние и высшие учебные заведения стали основой колониальной образовательной политики в Северной Индии. Так, в 1910 г. в Индии насчитывалось 46 колледжей, 260 средних и большое число начальных школ, основанных миссионерскими обществами [Burton, 1910, р. 173]. Популярности христианских школ способствовала эффективность преподавания; также учеников привлекали карьерные перспективы, открывавшиеся после окончания. В результате, традиционные школы – индуистские патхашалы и мусульманские мактабы – во многих областях постепенно закрывались [Bellenoit, 2007, р. 51].

Миссионеры не оставляли усилий по распространению образования среди женщин, справедливо полагая, что это способствует общему оздоровлению индийского общества. При миссиях открывались многочисленные школы для девочек, в особенности происходящих из низких каст. Женское образование включало в себя также подготовку медицинских сестер для миссионерских лечебниц. Уход за больными в Индии традиционно считался нечистым занятием, поэтому первыми медицинскими сестрами становились исключительно христианки. Однако с течением времени это занятие стали выбирать для себя также индуистки и мусульманки [Sagar, 1950, р. 46].

Вклад миссионеров в становление вестернизированной системы образования в Индии трудно переоценить: они оказали существенное влияние на развитие методики преподавания на новоиндийских языках и в целом на распространение образования. Деятельность миссионеров в колониальной Индии происходила в плотном взаимодействии с британской администрацией. Отношение колониальных властей к христианскому образованию претерпело существенные изменения: от негативного и индифферентного в первые десятилетия XIX в. до широкой административной и финансовой поддержки и фактического включения в государственную систему образования в конце столетия. В то же время, цели, которые ставили перед собой миссионеры, в значительной степени оказались невыполнимы. Интерес индийских учащихся к овладению знаниями, предлагаемыми в миссионерских школах, носил преимущественно утилитарный характер. Распространение миссионерских школ не привело к массовому обращению в христианство, хотя такие случаи бывали даже в среде брахманов3. Курсы по изучению Библии, нередко обязательные в христианских колледжах, многими студентами рассматривались скорее в качестве упражнения по изучению английской литературы [Burton, 1910, р. 174]. Поэтому можно считать оправданным утверждение, что индийцы «колонизировали христианскую образовательную систему изнутри», адаптировав к собственным целям [Bellenoit, 2007, р. 192]. В то же время нельзя отрицать, что совместные усилия христианских миссионеров и колониальных властей способствовали постепенной трансформации социокультурных установок индийского общества: смягчению кастового неравенства, распространению образования и медицины, отказу от инфантицида и сожжения вдов [Скороходова, 2012, с. 228].

1. Миссия была основана 10 января 1800 г. тремя известными британскими миссионерами: У. Кэри, Дж. Маршманом и У. Уордом, внесшими большой вклад в развитие христианского образования в Бенгалии.

2. Примером стремления к синтезу европейской науки и индийских шастр служит деятельность Дж. Баллентайна, в 1845-1861 гг. инспектора Санскритского колледжа в Варанаси, написавшего на санскрите труд под названием «Синопсис естественных наук». Подробнее см. [Dodson, 2002],

3. С наибольшей интенсивностью христианство принимали низкокастовые и внекастовые сообщества [Miller, Ewing, 1910, р. 430]. Неслучайно поэтому в 1950 году большинство индийских христиан проживали в сельской местности и были неграмотны [Sagar, 1950, р. 51].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 193

Оценка читателей: голосов 0

1. Бертова А.Д. Некоторые аспекты влияния христианства на формирование новых принципов образования в Японии в конце XIX – начале XX в. Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. 2015. №9. С. 143–149.

2. Бертова А.Д. Самураи и христианство: к вопросу о сословной принадлежности японских христиан второй половины XIX века. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 4 (33). С. 132–146

3. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI – XX века. М.: Наука, 1986.

4. Китагава Дж.М. Религия в истории Японии. СПб.: Наука, 2005.

5. Османов Е.М. Особенности морального воспитания и специфика подготовки к военной службе японских школьников периода Мэйдзи (1868-1912) // Известия ДГПУ. 2017. Т. 11. №1. С. 10–19.

6. Кирисутокё то нихон-но синсо (Христианство и глубинный слой японской [культуры]; キリスト教と日本の深層). Под ред. Като Синро (加藤信朗). Токио: Ориэнсу сюкё кэнкюдзё, 2012.

7. Скороходова Т. Г. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012.

8. Скороходова Т. Г. Раммохан Рай: родоначальник Бенгальского Возрождения. СПб: Алетейя, 2008.

9. Такахаси Масао (高橋昌郎). Мэйдзи-но кирисуто-кё (Христианство периода Мэйдзи; 明治のキリスト教). Токио: Ёсикава кобункан, 2003

10. Фуруя Ясуо (古屋安雄). Нихон-но кирисутокё-ва хоммоно ка? Нихон кирисутокёси-но сёмондай (Настоящее ли японское христианство? Проблемы истории японского христианства; 日本のキリスト教は本物か? 日本キリスト教史の諸問題). Токио: Кёбункан, 2011.

11. A History of Japanese Religion. Ed. K. Kasahara. Tokyo: Kosei Publishing, 2001.

12. Bellenoit H. J. A. Missionary Education and Empire in Late Colonial India, 1860–1920. London: Pickering & Chatto, 2007.

13. Burton E. D. The Status of Christian Education in India // The American Journal of Theology. 1910. Vol. 14. No.2. Рр. 169–191.

14. Dodson M. S. Re-Presented for the Pandits: James Ballantyne, 'Useful Knowledge,' and Sanskrit Scholarship in Benares College during the Mid-Nineteenth Century // Modern Asian Studies. 2002. Vol. 36. No. 2. Pр. 257–298.

15. Kumar K. Political agenda of education: A study of colonialist and nationalist ideas. New Delhi: Sage, 2005.

16. Kunieda M. Umeko Tsuda: a Pioneer in Higher Education for Women in Japan. Espacio, Tiempo y Educación. 2020. 7(2). Pp. 29–45.

17. Laird, M.A. Missionaries and Education in Bengal: 1793–1837. Oxford: Clarendon Press, 1972.

18. Miller W., Ewing J. C. R. Christian Education in India. The American Journal of Theology. 1910. Рр. 427–440.

19. Munakata S. The Course and Problems of National Education – from the Meiji Period to the Present Day. The Developing Economies. 1965. Vol. 4. No. 4. Pp. 540–559.

20. Notehelfer F. G. L. L. Janes in Japan: Carrier of American Culture and Christianity. Journal of Presbyterian History (1962-1985). Missions and the American Ethos. 1975. Vol. 53. No. 4. Pр. 313–338.

21. Paramore K. Ideology and Christianity in Japan. London and New York: Routledge, 2009.

22. Sagar W. Place of Christian Education in Changing India. A Thesis Presented to the Faculty of the Religious Education Department, Asbury Theological Seminary. Abury, 1950.

23. Torikai K. Voices of the Invisible Presence: Diplomatic Interpreters in Post-World War II Japan. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2009.

24. Yoneoka J. Janes’s Girls: The First Coed Students in Japan? The Kumamoto Gakuen University Journal of Liberal Arts and Sciences. 2013. Vol. 19. No. 2. Pp. 213–239.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх