Ливия: куда уходит племя, в какие города?

 
Код статьиS086919080021266-9-1
DOI10.31857/S086919080021266-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы168-181
Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме роли племен и племенного нарратива в политической жизни современной Ливии. При том, что центральное место племенного фактора в истории Ливии общепризнанно, его роль в политическом процессе последних десяти лет остается не вполне ясной. Племена не выступают ключевыми военно-политическими акторами и не становятся основными участниками различных проектов урегулирования, а сама степень их политической субъектности вызывает множество противоречивых толкований. В связи с этим автор ставит себе задачей рассмотреть роль племенного фактора в ливийском социально-политическом процессе и выявить проявления племенного нарратива у негосударственных ливийских акторов, прежде всего у так называемых милиций. Исследование основано как на опубликованных источниках, так и на материалах интервью автора с ливийскими информантами и экспертами. В первой части рассматриваются некоторые вопросы, связанные с исторической динамикой племенного фактора в Ливии, показываются некоторые существенные лакуны в существующей историографии ливийских племен. Во второй анализируется трансформация роли племен в условиях социальной модернизации. В третьей показываются специфические черты племенных стратегий в 2010-е гг. В четвертой выявляются элементы племенного нарратива у городских милиций, сформировавшихся после 2011 г. Показывается, что урбанизация в 1970-1980-е годы, хотя и стала причиной разложения племен как основных социально-политических структур, ко времени Арабской весны еще не привела к коренному замещению племенного нарратива иными. В результате в условиях распада государственности начался процесс реконструкции племенных структур в новых социальных условиях. Эта реконструкция осуществлялась либо через создание псевдоплеменных групп – милиций, либо через восстановление племенных единств, в том числе, при помощи новых информационных технологий. При этом, однако, вновь укрепившиеся племена стремились к формированию новых политических институтов, деятельность которых была направлена на осуществление территориального контроля.

Ключевые словаЛивия, племена, милиции, Ливийский конфликт, урбанизация
Получено26.07.2022
Дата публикации06.09.2022
Кол-во символов37692
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на то, что в современной академической литературе и политико-ориентированных публикациях ивийскому конфликту уделяется довольно значительное внимание, роль племен редко становится предметом специального рассмотрения. Одни авторы рассуждают о процессах миростроительства так, словно племен в Ливии не существует в принципе. Другие же, вроде бы признавая их значимость, ограничиваются простой констатацией факта. Так, А.Р. Аганин в статье, посвященной этой проблеме, ограничивается перечислением племенных групп и их краткими характеристиками, избегая вопроса о соотношении племен и иных форм общественно-политической субъектности [Аганин, 2020]. Немецкий исследователь В. Лахер предлагая интересный обзор племенной политики в доконфликтный период, затем сосредотачивает внимание на изучении территориальных субъектов (Зинтан, Мисрата, Бани Валид, Тобрук и т.д.). При этом он справедливо отмечает, что «…в Ливии, как и везде, социальные изменения, государственная политика и сами племенные политические деятели постоянно изменяют природу и роль племен. В результате не существует предопределенных линий разлома для фрагментации по племенному признаку. Политическая и военная мобилизация с 2011 г. происходила как минимум в той же степени на уровне отдельных городов, что и на племенной основе, что не соответствует ни традиционной лояльности, ни политическому наследию эпохи Каддафи» [Lacher, 2020, p. 5]. При этом разделить, в каких случаях эта мобилизация осуществлялась на племенной основе, а в каких на территориальной или какой-ибо еще, далеко не всегда возможно. Характерны в этом отношении слова одного ливийского эксперта из восточных районов страны, «племена важны там, где они важны, и не важны там, где не важны» [Интервью с ливийским экспертом, 2018].
2 В связи с этим представляется актуальным поставить вопросы не только о том, какое место занимают племена в ливийском политическом поле, но и о том, как какую роль в нем играет специфический нарратив племенного восприятия социально-политической реальности.
3 Методологически статья основывается на подходах, разрабатывавшихся автором в ряде публикаций, посвященных проблемам неомодернизма и возможностям изучения политических процессов при помощи реконструкции нарративов политических акторов [Кузнецов, 2020].
4 Источниковую базу исследования составили как опубликованные материалы, так и сведения, почерпнутые автором в ходе интервью с ливийскими информантами и экспертами.
5 ПЛЕМЕНА В ИСТОРИИ
6 Начать имеет смысл с краткого обзора исторической динамики племенного фактора в общественно-политической жизни страны. Однако даже в этом, казалось бы, неплохо исследованном вопросе встречаются существенные проблемы.
7 Первая из них состоит в том, что именно имеется в виду под племенем относительно Ливии.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 278

Оценка читателей: голосов 0

1. Аганин А.Р. Племена Ливии и их роль в политическом процессе. Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятьдесят четвертый) М.: Институт Ближнего Востока, 2020. С. 5–40.

2. Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России. Социологические исследования. 1999. № 1. С. 56–65.

3. Интервью автора с жителями Триполи. Август 2018.

4. Интервью автора с ливийским экспертом. 2018.

5. Интервью автора с экспертом из Тобрука. 2019.

6. Интервью автора с представителями ливийских властей в Тобруке. Апрель 2020.

7. Кузнецов В.А. Концепция неомодерна: новые рамки политического бытия. Ближневосточный кейс. Восточный курьеp. 2020. № 3–4. С. 27–43.

8. Мамедов Р.Ш. Формирование политической элиты Ирака в постсаддамовский период. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: МГИМО-Университет, 2021.

9. Матросов В.А. Социальные сети как фактор формирования племенной идентичности: кейс племени ал-‘авакир. Рукопись, 2022.

10. Хобсбаум Э. Бандиты. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2020.

11. Anderson L. The State and Social Transformation in Tunisia and Libya, 1830–1980. Princeton: Princeton University Press, 2016.

12. Attir M.O. Conflict between the Tent and the Palace: a Critique of the Libyan Pattern of Modernity. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016.

13. Attwairi A. The Contribution of Population Growth to the Libyan Rapid Urbanization. 2017.

14. Barakat H. The Arab World: Society, Culture and State. California: University of California Press, 1993.

15. Ben Lamma M. La structure tribale en Libye: facteur de fragmentation ou de cohésion? Observatoire du monde arabo-musulman et du Sahel. 2017. https://www.frstrategie.org/sites/default /files/documents/programmes/observatoire-du-monde-arabo-musulman-et-du-sahel/publications/14.pdf (accessed: 07.02.2022)

16. Cole P., Mangan F. Tribe, Security, Justice, and Peace in Libya Today. Washington: United States Institute of Peace, 2016.

17. Daw M.A., El-Bouzedi A.H. Trends and projections of demographic indices of Libyan population using a fifty-year census data 1954–2016. African Population Studies. 2019. Vol. 33. No. 2. Pp. 4876–4890.

18. Eaton T., Alageli A.R., Badi E., Eljarh M., Stocker V. The Development of Libyan Armed Groups Since 2014. Community Dynamics and Economic Interests. London: Chatham House, 2020.

19. Elabbar A.A. National Libyan Public Education Reform: Entire Transformative Strategies, 2020–2026. American Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5. No. 10. Pp. 1044–1057.

20. Elbendak O.E. Urban Transformation and Social Change in a Libyan City: An Anthropological Study of Tripoli. Submitted in fulfilment of the PhD degree. Maynooth: National University of Ireland, 2008.

21. Evans-Pritchard E.E. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press, 1949.

22. Graeff-Wassink M. La Libye de Kadhafi revisitée. Un témoignage vécu. Paris: Éditions Karthala, 2015.

23. Hüsken T. Tribal Politics in the Borderland of Egypt and Libya. London: Palgrave Macmillan, 2019.

24. Korotayev A.V. From Chiefdom to Tribe? Trends in the Evolution of Political Systems in North-Eastern Yemen in last Two Millenia. Nouvelles Chroniques du manuscript au Yemen. 2021. No. 3(32). Pp. 93–115.

25. Lacher W. Libya's Fragmentation. Structure and Process in Violent Conflict. London: Bloomsbury Publishing, 2020.

26. Lacher W., Al-Idrissi A. Capital of Militias. Tripoli Armed Groups Capture the Libyan State. Small Army Survey. Briefing Paper. June 2018. https://www.smallarmssurvey.org/resource/capital-militias-tripolis-armed-groups-capture-libyan-state (accessed: 07.02.2022).

27. Lahmar M. Du mouton à l’olivier : Essai sur les mutations de la vie rurale maghrebine. Tunis : Cérès Editions, 1994.

28. Lahmar M. Libyens et Italiens en Tripolitaine (1911–1928). Quels territoires d’allégeance politique? Être notable au Maghreb. Dynamique des configurations notabiliaires. Ed. A. Henia. Tunis: Institut de recherche sur le Maghreb contemporain, 2006. Pp. 121–138.

29. The Libyan National Conference Process. Final Report. 2018. https://www.hdcentre.org/wp-content/uploads/2019/01/NCP-Report_Jan-2019_EN_Online.pdf (accessed: 07.02.2022).

30. Libye: La tribu “Ouled Slimane”. Office français de protection des réfugiés et apatrides, 2021. https://www.ofpra.gouv.fr/sites/default/ files/atoms/files/2104_lby_ouledslimane_126668.pdf (accessed: 07.02.2022).

31. Al-Majlis al-a’la li a’yan wa al-hukama’ al-Zintan [Council of Notables and Wise Men of Zintan (in Arabic)] https://www.facebook.com/المجلس-الأعلى-لأعيان-حكماء-الزنتان-100948807972076/ (accessed: 07.02.2022)

32. Al-Majlis al-ijtima’i li kaba’il warfalla S.C.W.T. [The Social Council of Warfalla Tribes (in Arabic)]. Error! Hyperlink reference not valid. (accessed: 07.02.2022).

33. Mana’ M. A. Al-ansab al-‘arabiya fi Libiya. Al-tabi’a al-thaniya. 1991 [Mana’ M.A. Arab genealogies in Libya. Second Edition. 1991 (in Arabic)].

34. Marten K. Warlords: Strong-Arm Brokers in Weak States. New-York: Cornell University Press, 2012.

35. Obeidi A. Political Culture in Libya. Richmond, Surrey: Routledge Curzon, 2001.

36. Ouannes M. Militaires, élites et Modernisation dans la Libye contemporaine. Paris: L’Harmattan, 2009.

37. Perret C., Paranque B., Achir M. L’organisation sociopolitique des villages kabyles: une gouvernance spécifique des ressources naturelles. Revue de L’Organisation Responsable. 2012. Vol. 7(2). No. 69. Pp. 1–24.

38. Peters E. The Bedouin of Cyrenaica: Studies in Personal and Corporate Power. Cambridge-New York: Press Syndicate of the University of Cambridge. 1990.

39. Twati M. L’Organisation des pouvoirs publics territoriaux en Libye. Pour une meilleure repartition des compétences en aménagement du territoire. Thèse doctorat. Tours: Université François Rabelais, 2012.

40. The World Bank Data. Libya, 2022.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх