[Review of:] Brusadelli F. Confucian concord: reform, utopia and global teleology in Kang Youwei’s Datong Shu (Ideas, History, and Modern China, Vol. 24). Leiden – Boston: Brill, 2020. ix, 197 p. ISBN 978-90-04-43444-8

 
PIIS086919080020690-6-1
DOI10.31857/S086919080020690-6
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Kazan Federal University
Address: Russian Federation,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 2
Pages279-283
Abstract

 

 

 

Keywords
Received25.04.2023
Publication date26.04.2023
Number of characters14108
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2020 г. престижным востоковедческим издательством «Брилль» была выпущена монография, посвящённая magnum opus выдающегося китайского реформатора и мыслителя Кан Ювэя (康有为, 1858–1927) – «Книге о Великом единении» (Да тун шу, 《大同书》). Автором её выступил Федерико Брусаделли (Federico Brusadelli, род. 1983 г.) – доцент университета «L'Orientale» (Неаполь), представитель нового поколения европейских китаеведов. Эта публикация в своём роде знаковая, так как прервала многолетний застой западной синологии в отношении ключевых идейных конструктов китайского мыслителя.
2 Вместе с тем, претензии Ф. Брусаделли накладывали на него особое обязательство, поэтому вопрос об информационной и источниковой фундированности встает перед профессиональным читателем в первую очередь. Подбор источников и литературы страдает известной односторонностью. В проблематике, затронутой автором, весьма существенную роль играет вопрос о времени написания базового труда, которому посвящена монография – Да тун шу. При этом Ф. Брусаделли не использовал ни первоиздание под редакцией Цянь Аньдина 1935 г., ни эталонное пекинское издание «Гуцзи чубаньшэ», которое практически лишено опечаток, и лишь походя упомянул о существенном прорыве в китайском философском источниковедении – факсимильном издании рукописей «Книги о Великом единении» (《康有为大同书手稿》, 1985). Задействованное в монографии издание под редакцией Цзян Ихуа и Чжан Жунхуа (Пекинский народный университет, 2010) осуществлено как раз на основе рукописей, и существенно отличается по композиции и содержанию как от первоиздания 1935 г., так и редакции Чжоу Сичэня и Чжоу Чжэньфу 1956 г. Изумляет малое цитирование источников, созданных ближайшим учеником Кан Ювэя – выдающимся философом Лян Цичао (梁启超, 1873–1929). В библиографии заявлена только поздняя работа Циндай сюэшу гайлунь (《清代学术概论》) в английском переводе Сюй Чжунъюэ (Immanuel C.Y. Hsu), и лишь мельком упомянута «Биография учителя Кана Наньхайского» (《南海康先生传》), из которой использованы лишь пассажи о буддийском влиянии на Кан Ювэя. Автор крайне скупо упоминает о теории позднего возникновения теории Великого единения Тан Чжицзюня (汤志钧, род. 1924). При этом в библиографию включена статья его идеологического противника Ли Цзэхоу, опубликованная во время дискуссии о природе идеала Кан Ювэя в 1957 г. Это не может являться простой библиографической неосведомлённостью, поскольку в список включена публикация Фан Дэлиня (房德邻) 1995 г., но нет упоминаний о статье Чжу Чжунъюэ (朱仲岳), выпущенной четыре года спустя. Избирательность в отношении работ учёных социалистического лагеря также обращает на себя внимание: ни словом не упоминается о С.Л. Тихвинском, и приведена лишь единственная англоязычная статья восточногерманского синолога Роланда Фельбера (Roland Felber, 1935–2001), хотя у него довольно много работ по интерпретации идеала Да тун. При этом Ф. Брусаделли несколько лет работал в Германии по программе академического обмена. Из современных китайских исследований философии Кан Ювэя автор обращает внимание читателя лишь на труд Бай Жуй (p. 1, note 2).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 164

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up