[Рец. на:] Brusadelli F. Confucian concord: reform, utopia and global teleology in Kang Youwei’s Datong Shu (Ideas, History, and Modern China, Vol. 24). Leiden – Boston: Brill, 2020. ix, 197 p. ISBN 978-90-04-43444-8

 
Код статьиS086919080020690-6-1
DOI10.31857/S086919080020690-6
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Казанский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы279-283
Аннотация

 

 

 

Ключевые слова
Получено25.04.2023
Дата публикации26.04.2023
Кол-во символов14108
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2020 г. престижным востоковедческим издательством «Брилль» была выпущена монография, посвящённая magnum opus выдающегося китайского реформатора и мыслителя Кан Ювэя (康有为, 1858–1927) – «Книге о Великом единении» (Да тун шу, 《大同书》). Автором её выступил Федерико Брусаделли (Federico Brusadelli, род. 1983 г.) – доцент университета «L'Orientale» (Неаполь), представитель нового поколения европейских китаеведов. Эта публикация в своём роде знаковая, так как прервала многолетний застой западной синологии в отношении ключевых идейных конструктов китайского мыслителя.
2 Вместе с тем, претензии Ф. Брусаделли накладывали на него особое обязательство, поэтому вопрос об информационной и источниковой фундированности встает перед профессиональным читателем в первую очередь. Подбор источников и литературы страдает известной односторонностью. В проблематике, затронутой автором, весьма существенную роль играет вопрос о времени написания базового труда, которому посвящена монография – Да тун шу. При этом Ф. Брусаделли не использовал ни первоиздание под редакцией Цянь Аньдина 1935 г., ни эталонное пекинское издание «Гуцзи чубаньшэ», которое практически лишено опечаток, и лишь походя упомянул о существенном прорыве в китайском философском источниковедении – факсимильном издании рукописей «Книги о Великом единении» (《康有为大同书手稿》, 1985). Задействованное в монографии издание под редакцией Цзян Ихуа и Чжан Жунхуа (Пекинский народный университет, 2010) осуществлено как раз на основе рукописей, и существенно отличается по композиции и содержанию как от первоиздания 1935 г., так и редакции Чжоу Сичэня и Чжоу Чжэньфу 1956 г. Изумляет малое цитирование источников, созданных ближайшим учеником Кан Ювэя – выдающимся философом Лян Цичао (梁启超, 1873–1929). В библиографии заявлена только поздняя работа Циндай сюэшу гайлунь (《清代学术概论》) в английском переводе Сюй Чжунъюэ (Immanuel C.Y. Hsu), и лишь мельком упомянута «Биография учителя Кана Наньхайского» (《南海康先生传》), из которой использованы лишь пассажи о буддийском влиянии на Кан Ювэя. Автор крайне скупо упоминает о теории позднего возникновения теории Великого единения Тан Чжицзюня (汤志钧, род. 1924). При этом в библиографию включена статья его идеологического противника Ли Цзэхоу, опубликованная во время дискуссии о природе идеала Кан Ювэя в 1957 г. Это не может являться простой библиографической неосведомлённостью, поскольку в список включена публикация Фан Дэлиня (房德邻) 1995 г., но нет упоминаний о статье Чжу Чжунъюэ (朱仲岳), выпущенной четыре года спустя. Избирательность в отношении работ учёных социалистического лагеря также обращает на себя внимание: ни словом не упоминается о С.Л. Тихвинском, и приведена лишь единственная англоязычная статья восточногерманского синолога Роланда Фельбера (Roland Felber, 1935–2001), хотя у него довольно много работ по интерпретации идеала Да тун. При этом Ф. Брусаделли несколько лет работал в Германии по программе академического обмена. Из современных китайских исследований философии Кан Ювэя автор обращает внимание читателя лишь на труд Бай Жуй (p. 1, note 2).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 160

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх