The Historical Novel “Dzanabazar” By Mongolian Author Sengiin Erdene: The Poetics Of The Genre, The Image Of The Hero

 
PIIS086919080020165-8-1
DOI10.31857/S086919080020165-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Povarskaya 25 а, 121069 Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages207-216
Abstract

The article is devoted to the study of the historical novel "Zanabazar" by the Mongolian writer Sengiin Erdene in the aspect of its genre originality and interpretation of the image of the protagonist. Changes in social and political relations in Mongolia since the 1920 th XX century (from the Middle Ages to the New Time) causes a change in consciousness, and after it a new ideology and a new artistic world appear. In the second half of the XX century. The genre of the novel is becoming one of the main forms of the artistic word in Mongolian literature. In the 80th, the positions of the genre of the historical novel were strengthened. An appeal to the genre of the modern novel, to one of the leading non-canonical genres and therefore characterized by dynamism, the ability to combine immutability with change, to embody the most important ideological, political, moral and ethical collisions of the time depicted allow us to consider the concept of man and reality underlying this large epic form. This aesthetic category acquires particular relevance in the genre of the historical novel. The appeal to the aesthetic essence of the historical novel "Zanabazar" by Sengiin Erdene, which exists on the border of two humanitarian systems - history and literature - is of particular interest in clarifying genre boundaries, in defining the "genre movement", genre changes taking place in Mongolian prose at the end of the 20 century.

KeywordsMongolian literature, poetics of genres, historical novel, I Bogdo-gegen Zanabazar
Received07.06.2022
Publication date22.06.2022
Number of characters29972
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Категория жанра – одна из самых значимых в системе литературных категорий и носит исторический характер. Проблемы поэтики жанра, его эволюции не могут быть рассмотрены только в эстетическом плане без учета исторических процессов, ибо произведение искусства наиболее полно обнаруживает себя только в историческом контексте. По справедливому замечанию Н.И. Конрада, «литературное произведение любого содержания – факт реальной истории, а всякий факт реальной истории вмещает в себя в том или ином виде, в тех или иных задачах, в тех или иных соотношениях многие элементы исторической действительности своего времени» [Конрад, 1972, с. 11]. Исследования поэтики жанров в монголоведном литературоведении как российских ученых, так и монгольских, весьма немногочисленны и носят в основном фрагментарный характер. Надо отметить, что наблюдался определенный дефицит системного исследования жанров нового и новейшего времени и в отечественной российской науке. «Лишь в последние годы появились труды, – отмечается в коллективной монографии «Поэтика литературных жанров. Проблемы типологии и генезиса» – в которых нашла свое развитие концепция исторического изучения жанровой эволюции и теоретического описания жанровых инвариантов» [Поэтика литературных жанров, 2019, с. 9].
2 В основе этой концепции заложена теория жанра как «трехмерного конструктивного целого», выдвинутого М.М. Бахтиным в своих трудах [Медведев (Бахтин), 1993, с. 144–151]. Во-первых, к ней относится устойчивая тематика и композиционно-речевая структура, типология субъекта (автора) и адресата (читателя); во-вторых, жанровый образ мира (устойчивый хронотоп, пространственно-временная характеристика); а в-третьих, тип эстетического завершения текста во внеэстетической реальности читателя. Опираясь на фундаментальные теоретические разработки ученых ИМЛИ РАН, мы рассматриваем жанр как одно из главных средств понимания и интерпретации смысла художественного произведения через анализ его структуры. Изображенный писателем художественный мир, устройство этого мира, авторское отношение, его оценка передаются через структурирование всего текста и зависят от жанра высказывания. А жанр, в свою очередь, определяется предметом, целью и ситуацией высказывания. Исследуя исторический роман, его жанровую структуру, В.В. Полонский пишет: «Художественное открытие и освоение историзма как важнейшего принципа самосознания индивидуальности в ее отношениях с непрестанно изменяющимся миром привело не только к формированию жанра исторического романа, но и предопределило всю идейно-формальную архитектонику классического романа с его основными константами: типизацией, диалектичностью и эволюционизмом характера, драматизмом взаимодействия индивидуальности с эпически усложненной реальностью. Обращение в крупной прозе к историческому материалу способствовало укреплению романа как жанра, наиболее конгениального потребности в гармоническом освоении многомерной реальности» [Полонский, 2011, с. 137]. Обобщая, необходимо отметить, что к жанроопределяющим и сюжетообразующим признакам исторического романа относятся: изображение вошедших в историю реальных событий крупного масштаба; хронотоп, помогающий постижению смысла произведения; наличие временной дистанции между автором и историческим событием; совершающийся контакт истории и современности; и, наконец, историзм, проявляющийся в воплощении творческого замысла.

Number of purchasers: 0, views: 306

Readers community rating: votes 0

1. Dalai Ch. About Undur Gegeen. Unen (newspaper). 1989. No. 134 (in Mongolian).

2. Konrad N.I. West and East. Moscow: Nauka, 1972 (in Russian).

3. Medvedev P.N. (M.M. Bakhtin). Formal Method in Literary Criticism. Moscow: Labyrinth, 1993 (in Russian).

4. Norbo S. Zaya-pandita: Materials for a Biography: 400th Anniversary of the Outstanding Scholar, Political and Religious Figure Zaya-pandita, 350th anniversary of the Kalmyk Script “Todo Bichig”. Transl. with the Old Mongolian by D.N. Muzraeva, K.V. Orlova, V.P. Sanchirov. Ed. V.P. Sanchirov. Elista: Kalmytskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1999 (in Russian).

5. Polonsky V.V. Between Tradition and Modernism. Russian Literature at the Turn of the 19th–20th Centuries: History, Poetics, Context. Moscow: Institute of World Literature of the RAS, 2011 (in Russian).

6. Poetics of Literary Genres. Problems of Typology and Genesis. Ed. D.M. Magomedova, V.V. Savelova. Moscow: RSUH, 2019 (in Russian).

7. Skaftmov A.P. Poetics of a Work of Art. Moscow: Vysschaya Shkola, 2007 (in Russian).

8. Khalizev V.E. Value Orientations of the Russian Classics. Moscow: Gnosis, 2005 (in Russian).

9. Chimitdorzhiev Sh.B. National Liberation Movement of the Mongolian People in the 17th–18th Centuries. Ulan-Ude: Publishing House of the BSC SB RAS, 2002 (in Russian).

10. Erdene S. Dzanabazar. The Mongolian novel. Ulaanbaatar: State Publishing House, 1989 (in Mongolian).

Система Orphus

Loading...
Up