Исторический роман «Дзанабазар» монгольского писателя Сэнгийн Эрдэнэ: поэтика жанра, образ героя

 
Код статьиS086919080020165-8-1
DOI10.31857/S086919080020165-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
Адрес: Москва, 121069 г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы207-216
Аннотация

Статья посвящена исследованию исторического романа «Дзанабазар» монгольского писателя Сэнгийн Эрдэнэ в аспекте его жанрового своеобразия и интерпретации образа главного героя. Изучение монгольской литературы XX в., в частности творчества отдельных монгольских писателей в русле поэтики жанров, является актуальным и востребованным в современном российском монголоведном литературоведении. Изменение общественно-политических отношений в Монголии, начиная с 20-х гг. XX в. (от средних веков к Новому времени) вызывает изменение сознания, а вслед за ним появляется новая идеология и новый художественный мир, определяющие процесс развития и обогащения тех художественных форм, которые изучает историческая поэтика. В монгольской литературе второй половины XX в. жанр романа становится одним из основных форм художественного слова. В 80-х годах в монгольской прозе укрепляются позиции жанра исторического романа. Обращение к жанру современного романа, к одному из ведущих неканонических жанров, «единственно становящемуся жанру» (М.М. Бахтин) и потому характеризующемуся динамичностью, способностью сочетать неизменность с изменчивостью, воплощать важнейшие идеологические, политические, нравственно-этические коллизии изображаемого времени позволяют рассмотреть заложенную в основе этой крупной эпической формы концепцию человека и действительности. Особенную актуальность данная эстетическая категория приобретает в жанре исторического романа. Обращение к эстетической сущности исторического романа «Дзанабазар» (1989) Сэнгийн Эрдэнэ (1929-2000), существующего в пограничье двух гуманитарных систем – истории и литературы - вызывает особый интерес в уточнении жанровых границ, в определении «жанрового движения», жанровых изменений, происходящих в монгольской прозе конца XX в.

Ключевые словаМонгольская литература, поэтика жанров, исторический роман, I Богдо-гэгэн (Ундур-гэгэн) Дзанабазар
Получено07.06.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов29972
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Категория жанра – одна из самых значимых в системе литературных категорий и носит исторический характер. Проблемы поэтики жанра, его эволюции не могут быть рассмотрены только в эстетическом плане без учета исторических процессов, ибо произведение искусства наиболее полно обнаруживает себя только в историческом контексте. По справедливому замечанию Н.И. Конрада, «литературное произведение любого содержания – факт реальной истории, а всякий факт реальной истории вмещает в себя в том или ином виде, в тех или иных задачах, в тех или иных соотношениях многие элементы исторической действительности своего времени» [Конрад, 1972, с. 11]. Исследования поэтики жанров в монголоведном литературоведении как российских ученых, так и монгольских, весьма немногочисленны и носят в основном фрагментарный характер. Надо отметить, что наблюдался определенный дефицит системного исследования жанров нового и новейшего времени и в отечественной российской науке. «Лишь в последние годы появились труды, – отмечается в коллективной монографии «Поэтика литературных жанров. Проблемы типологии и генезиса» – в которых нашла свое развитие концепция исторического изучения жанровой эволюции и теоретического описания жанровых инвариантов» [Поэтика литературных жанров, 2019, с. 9].
2 В основе этой концепции заложена теория жанра как «трехмерного конструктивного целого», выдвинутого М.М. Бахтиным в своих трудах [Медведев (Бахтин), 1993, с. 144–151]. Во-первых, к ней относится устойчивая тематика и композиционно-речевая структура, типология субъекта (автора) и адресата (читателя); во-вторых, жанровый образ мира (устойчивый хронотоп, пространственно-временная характеристика); а в-третьих, тип эстетического завершения текста во внеэстетической реальности читателя. Опираясь на фундаментальные теоретические разработки ученых ИМЛИ РАН, мы рассматриваем жанр как одно из главных средств понимания и интерпретации смысла художественного произведения через анализ его структуры. Изображенный писателем художественный мир, устройство этого мира, авторское отношение, его оценка передаются через структурирование всего текста и зависят от жанра высказывания. А жанр, в свою очередь, определяется предметом, целью и ситуацией высказывания. Исследуя исторический роман, его жанровую структуру, В.В. Полонский пишет: «Художественное открытие и освоение историзма как важнейшего принципа самосознания индивидуальности в ее отношениях с непрестанно изменяющимся миром привело не только к формированию жанра исторического романа, но и предопределило всю идейно-формальную архитектонику классического романа с его основными константами: типизацией, диалектичностью и эволюционизмом характера, драматизмом взаимодействия индивидуальности с эпически усложненной реальностью. Обращение в крупной прозе к историческому материалу способствовало укреплению романа как жанра, наиболее конгениального потребности в гармоническом освоении многомерной реальности» [Полонский, 2011, с. 137]. Обобщая, необходимо отметить, что к жанроопределяющим и сюжетообразующим признакам исторического романа относятся: изображение вошедших в историю реальных событий крупного масштаба; хронотоп, помогающий постижению смысла произведения; наличие временной дистанции между автором и историческим событием; совершающийся контакт истории и современности; и, наконец, историзм, проявляющийся в воплощении творческого замысла.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 301

Оценка читателей: голосов 0

1. Далай Ч. Өндөр гэгээний тухай. Унэн (сонин). 1989. № 134 (Далай Ч. Об Ундур-гэгэне. Правда (газета). 1989. № 134 (на монгольском языке)).

2. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.

3. Медведев П.Н. (М.М. Бахтин). Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993.

4. Норбо Ш. Зая-пандита: Материалы к биографии: 400-летие выдающегося ученого, политического и религиозного деятеля Зая-пандиты, 350-летие калмыцкой письменности «Тодо бичиг». Пер. со старомонг. Д.Н. Музраевой, К.В. Орловой, В.П. Санчирова. Науч. ред. В.П. Санчиров. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999.

5. Полонский В.В. Между традицией и модернизмом. Русская литература рубежа XIX–XX веков: история, поэтика, контекст. М.: ИМЛИ РАН, 2011.

6. Поэтика литературных жанров. Проблемы типологии и генезиса. Под ред. Д.М. Магомедовой, В.В. Савелова. М.: РГГУ, 2019.

7. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. М.: Высшая школа, 2007.

8. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005.

9. Чимитдоржиев Ш.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII–XVIII вв. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2002.

10. Эрдэнэ С. Занабазар. Монгол роман. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1989 (Эрдэнэ С. Дзанабазар. Монгольский роман. Улан-Батор: Государственное издательство, 1989 (на монгольском языке)).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх