Экспорт транспортных услуг: Дальний Восток России

 
Код статьиS013128120019495-5-1
DOI10.31857/S013128120019495-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №2
Страницы136-153
Аннотация

В статье проанализирована динамика ключевых составляющих экспорта транспортных услуг на национальном и региональном уровнях. Показано, что, несмотря на негативное влияние ограничений при распространении пандемии в 2019-2020 гг., происходит рост показателя экспорта транспортных услуг РФ за счет повышения доходов от грузовых перевозок. Региональный срез представлен на примере Дальнего Востока России. На уровне макрорегиона доля транспорта в общем показателе экспорта услуг значительно (в 1,8 раз) выше среднероссийского показателя. Основной вклад в формирование показателя макрорегиона вносит Приморский край (7,5%), где расположены ключевые морские порты Тихоокеанского побережья.

 

Для Дальнего Востока представлены три направления развития экспорта транспортных услуг: 1) обслуживание экспортно-импортных потоков за пределами национальной территории; 2) транзитные перевозки; 3) участие в международном рынке транспортных услуг. По каждому из перспективных направлений приведены оценки возможностей роста и ограничения. С применением методов сравнительного анализа аргументировано, что наиболее перспективным с точки зрения увеличения экспорта транспортных услуг является обслуживание грузопотоков национальной экономики. В том числе перспективы ДФО связаны с реализацией проекта «Северный морской транспортный коридор», формированием системы опорных морских портов для арктических маршрутов на территории макрорегиона. Показано, что транзитные перевозки не будут играть значимой роли для роста экспорта транспортных услуг Дальнего Востока. Выявлено негативное влияние на конкурентоспособность российских участков международных транспортных коридоров инфраструктурных и экономических факторов. Аргументированы ограничения прямого участия транспортного комплекса ДФО в международном рынке, определяющиеся особенностями сложившейся структуры экономики и недостаточным развитием элементов транспортного комплекса. Результаты исследования могут служить основой для разработки мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг.

Ключевые словаДальний Восток, транспортный комплекс, экспорт транспортных услуг, транзит, международный рынок транспортных услуг, Северо-Восточная Азия
Получено03.03.2022
Дата публикации19.04.2022
Кол-во символов37887
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 502

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева Е.В., Исаулова К.Я. Перспективы развития СМП // Neftegaz.RU. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/686530-perspektivy-razvitiya-smp/ (дата обращения: 26.11.2021).

2. Арестова Ю.А. Флот под российским флагом: состояние и перспективы развития // Современные аспекты экономики. 2018. № 10 (254).

3. Багдасарян А.А. Основные экологические проблемы Северного морского пути в перспективе развития // Российская Арктика. 2020. № 9. DOI: 10.10.24411/2658–4255–2020–12092

4. Бардаль А.Б. Транспортная система Дальневосточного федерального округа: современное состояние и перспективы восточного полигона железных дорог // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 3. DOI: 10.14530/reg.2021.3.21

5. Бардаль А.Б. Рынок транспортных услуг Северо-Восточной Азии: тенденции и перспективы // Пространственная экономика. 2016. № 1. DOI: 10.14530/se.2016.1.132–162

6. Бодровцева Н.Ю. Систематизация факторов и показателей оценки конкурентоспособностей морских портов // Транспортное дело России. 2017. № 2.

7. Вардомский Л.Б. Между геополитикой и экономикой: вопросы развития международного транзита в СССР и России // Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 13. № 1. DOI: 10.48137/2687–0703_2021_13_1_24

8. Григорьев М.Н. Условия развития транзитного потенциала Северного Морского Пути // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 5. DOI: 10.23932/2542–0240–2019–12–5–109–129

9. Дробышева И. Почему дальневосточные порты оказались в коллапсе // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/11/06/reg-dfo/pochemu-dalnevostochnye-porty-okazalis-v-kollapse.html (дата обращения: 11.01.2022).

10. Дэльз С.В., Синицына А.С. Дорога к Зарубино // SeaNews. URL: https://seanews.ru/2016/09/09/4024168/ (дата обращения: 14.11.2021)

11. Латыпова Г., Чернышев А., Скорыгина Н. Дальнему Востоку сильно недовезло // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5064194 (дата обращения: 11.01.2022).

12. Лузянин С.Г. Российский транзитный потенциал: восточно-азиатский вектор // Вестник транспорта. 2004. № 3.

13. Методика формирования показателей экспорта Российской Федерации транспортных услуг // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370764/ (дата обращения: 12.01.2022).

14. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года // Официальный портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения: 12.11.2021).

15. Об утверждении Технологической схемы перемещения товаров // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284027/ebb847e0ecf6b60b8dbd76f77f1d6beab9d693bf/ (дата обращения: 10.01.2022).

16. Павленко О.А. Оценка транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1 (78).

17. Посековская Ю.П. Морской флот отечественных компаний // Морские вести России. 2021. № 7.

18. Потаева К., Волобуев А. «Круглогодичный Севморпуть» признан стратегическим проектом государства // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/07/25/879485-sevmorput-strategicheskim (дата обращения: 14.11.2021).

19. Прогунова Л.В. Внешнеторговые аспекты развития Северо-Восточной Азии // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 11.

20. Россия—Китай: шансы и вызовы отношений «новой эпохи» / отв. ред. А.О. Виноградов. М.: ИДВ РАН, 2020. С. 177.

21. Сазонов С.Л. Перспективы реализации плана «Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП)» на Дальнем Востоке России // Доклады ИДВ РАН 2018–2019. М.: ИДВ РАН, 2020.

22. Сазонов С.Л. Россия и Китай в Евроазиатском транспортном коридоре // Азия и Африка сегодня. 2014. № 8 (685).

23. Сидорова Е.А. Россия в глобальных цепочках создания стоимости // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 9. DOI: 10.20542/0131–2227–2018–62–9–71–80

24. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/ (дата обращения: 04.01.2022).

25. Терешина Н.П., Миненко Ю.А., Жаков В.В. Транзитный потенциал Транссиба // Мир транспорта. 2010. Т. 8. № 3 (31).

26. Транспортная стратегия Российской Федерации (на период до 2030 года) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/ (дата обращения: 04.01.2022).

27. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/43948/ (дата обращения: 28.01.2022).

28. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99374/ (дата обращения: 06.01.2022).

29. Федюнина А.А., Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Аверьянова Ю.В. Секторальные особенности интеграции российской экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости и следствия для структурной политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 3 (47). DOI: 10.31737/2221–2264–2020–47–3–5

30. Фисенко А.И., Лазарев В.А. Северный морской путь: возможности и риски развития транзитного потенциала России // Дальневосточная и Тихоокеанская Арктика: на перекрестке двух океанов и континентов / отв. ред. Б.Х. Краснопольский. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021.

31. Холопов В.К., Соколова О.В. Использование системы МДП во внешней торговле ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 8.

32. Ярмолинский В.А., Леонтьев Р.Г. Перспективы конкурентоспособного развития международных транспортных коридоров Дальневосточного федерального округа // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2014. № 10.

33. Arai H., Zhu Y., Li J. Toward Expanding Japan-Russia-China Multimodal Transportation // ERINA Report. 2015. No. 125.

34. Monmousseau P., Marzuoli A., Feron E., Delahaye D. Impact of Covid-19 on passengers and airlines from passenger measurements: Managing customer satisfaction while putting the US Air Transportation System to sleep // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2020. No. 7. DOI: 10.1016/j.trip.2020.100179

35. Ng K.T., Fu X., Hanaoka S., Oum T.H. Japanese aviation market performance during the COVID-19 pandemic — Analyzing airline yield and competition in the domestic market // Transport Policy. 2022. No. 116. DOI: 10.1016/j.tranpol.2021.12.006

Система Orphus

Загрузка...
Вверх