Franciscan Minorite Monks in China from the “Great Religious Incident” to the Cultural Revolution

 
PIIS086919080018403-0-1
DOI10.31857/S086919080018403-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chair of the Department of Oriental History, Institute of Oriental Studies, RAS
Affiliation:
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 1
Pages57-65
Abstract

The article is an attempt to systematize the preaching of the Franciscan order in China, starting with the Papal embassies to the Great Khans who conquered the Middle Empire and founded the Yuan dynasty until the end of the 20th century. The author groups the information into several major periods, suggesting a five-stage periodization of the Franciscan presence in the Far East. A change in the preaching paradigm is noted during the 700 centuries of the fickle Minorites’ presence in China. While the first reconnaissance missions, achieving modest success in preaching to non-Chinese subjects of the Mongol emperors, were mainly diplomatic in nature, in modern times the mission, enjoying the support of the Spanish Padroado system, is purposefully concentrated on preaching work, especially among the poor segments of the population. The culmination of all European Catholic missionary enterprise in China, the famous ‘Rites Controversy’, which split the Christian orders in the Celestial Empire, is examined in connection with the role played by the representatives of the Franciscan Order in this dramatic conflict. The author concludes that the Controversy hit, as a result, all Chinese Catholic missions – the Franciscans no less than their main opponents, the Jesuits, eventually leading to persecution, repression and expulsion of missionaries. Attempts of new penetration of Catholic Christianity into the PRC are resumed only after the end of the Cultural Revolution in the second half of the 20th century. The article is a continuation of the piece by the same author, focusing on theoretical foundations of the Franciscan proselytization, published earlier.

KeywordsFranciscans in China, missionary thought, inculturation, Chinese Catholic missions, Jesuits in China, Chinese Rites Controversy
Received30.01.2022
Publication date07.03.2022
Number of characters16687
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

Описанный расцвет миссионерской деятельности (во время которого не отошли в тень и столь сложные задачи, как основание колонии для прокаженных [Arcilla, 2009]) не обошелся без трудностей. В молодой республике продолжалась борьба военных группировок и разбой, никуда не исчезли и традиционные антизападные настроения, приводившие к беспорядкам, убийствам и разрушениям. Католические миссии вновь пострадали в годы Второй мировой войны и японского вторжения: некоторые монахи погибли, многие оказались в заключении, некоторые (в том числе, епископы как иностранные граждане) были переданы под общественное наблюдение и принудительно перемещены. Однако именно в этот период свежеизбранный папа Пий XII добивается от Священной Конгрегации пропаганды веры заявления о том, что китайские ритуалы более не считаются «предрассудком» [The Congregation for the Evangelization of Peoples, 2021], являясь лишь достойным проявлением почитания родственников, и как таковые могут свободно проводиться китайскими католиками [Smit, 1951, p. 195].
1 Два начальных периода деятельности серафической миссии в Срединной империи – 1) исходная волна папских послов-проповедников к монгольским правителям Великой степи и Юаньского Китая, когда минориты заняли главенствующую место среди христианских катехизаторов на Востоке [Дубровская, 2020(1); 2021(2)], и 2) деятельность францисканцев в XVI–XVIII вв., когда у ордена возникла необходимость конкурировать с порой более успешными братьями по проповеди – в первую очередь, с иезуитами, а религиозные материи были контаминированы интересами держав [Дубровская, 2021(1); 2020(3)], подвели францисканцев к третьему (хронологически входящему в рамки предыдущего), наиболее драматическому периоду работы миссии в Китае – к незавуалированной конфронтации с братьями по проповеди, когда ригористичность серафического подхода к катехизации проложила дорогу к репрессиям всех христианских проповедников в Срединной империи.
2

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ФРАНЦИСКАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ В СРЕДИННОЙ ИМПЕРИИ. МИНОРИТЫ, СПОР О РИТУАЛАХ И ЗАПРЕТ ХРИСТИАНСТВА В КИТАЕ (1724 г.)

3 Возможность развернуто обосновать свои позиции и принципы проповеди в Поднебесной представилась францисканцам во время главного миссионерского кризиса на Дальнем Востоке – в течение печально известного «Спора о ритуалах», средоточия всех мыслимых противоречий, накопившихся между представителями нищенствующих орденов, орденом иезуитов и стоявшими за спинами всех действующих лиц этой драмы европейскими державами и Папским Престолом.
4 В XXI веке минориты предпочитают не акцентировать свою роль в драматических событиях, сотрясавших миссии в Китае и приведших к запрещению ордена иезуитов: в выступлении, посвященном 700-летию францисканского присутствия в Китае, тогдашний генерал ордена миноритов Хосе Родригес Карвайо (Jose Rodriguez Carballo; род. в 1953 г.) отдал дань уважения первопроходческой миссии Маттео Риччи [Carballo, 2010], ибо агрегированный результат распространения христианства в Китае во многом обязан своим относительным успехом именно наследникам Риччи1. 1. См. подробнее, например, в: [Дубровская, 2020(2)].
5 Спор о ритуалах стал не только теолого-философским конфликтом, вызванным проблемами совместимости христианских догм с конфуцианскими практиками, но и отражением политической борьбы, осложнявшей жизнь христианских миссий в Китае [Mungello, 2009, p. 174]. Различие во взглядах на возможность адаптировать христианский культ к китайским ритуалам не замедлило вылиться в яростную дискуссию, длившуюся большую часть XVII и весь XVIII век2.. 2. На протяжении веков Спор о ритуалах породил целую библиотеку опубликованных источников и исследовательской литературы. На русском языке эта проблематика была суммирована в: [Дубровская, 2001, Ломанов, 2002].
6 Проблема упиралась не только в теоретические несогласия. Из четырех миссионерских центров (Гоа, Малакка, Макао и Манила) лишь Манила относилась к испанской сфере влияния. Монополией же на контакты с Поднебесной до 1633 г. обладали португальцы, базировавшиеся в Макао вместе с союзниками-иезуитами. Привязанные к Маниле и поддерживавшие соотечественников-францисканцев испанцы всеми способами пытались проникнуть в Срединную империю, а португальцы опасались, что деятельность испанцев, убедительно подкрепленная вливаниями из американских колоний, превратит их в опасного конкурента (в политико-коммерческой сфере) [Margiotti, 1978]. Иезуиты тоже не жаждали появления представителей нищенствующего ордена, поддерживая португальских патронов и щедро инвестируя в торговлю шелком.

Number of purchasers: 1, views: 189

Readers community rating: votes 0

1. Dubrovskaya D.V. Jesuit Mission in China. Matteo Ricci et al. Moscow: IOS RAS; KRAFT+, 2001 (in Russian).

2. Dubrovskaya D.V. Speaking with Birds in Chinese. Franciscan Thought on the Middle Kingdom Proselytization. Vostok (Oriens). 2020(1). No. 5. Pp. 205–213 (in Russian).

3. Dubrovskaya D.V. All Roads Lead from Rome. Christian Missions in the Celestial Empire from the Nestorians (7th Century) to Pope Francis. Moscow: IOS RAS, 2020(2) (in Russian).

4. Dubrovskaya D.V. Black Monks contra Black Robes: The Origin of Animosity between the Dominican and Jesuit Orders in China (16th–18th Centuries). Istoriia. 2020(3). No. 11(97). https://ras.jes.su/history/s207987840012619-9 (accessed 28.07.2021) (in Russian).

5. Dubrovskaya D.V. From Papal Envoys to Martyrs of the Faith: An Attempt in Generalization of Franciscan Preaching in China in the 13th–18th Centuries. Vostok (Oriens). 2021(1). No. 5. Pp. 216–228 (in Russian).

6. Dubrovskaya D.V. Franciscan Missionaries the Alanian Guard and the Black Steed that Subdued the Pope to Yuan China. Istoriia. 2021(2). No. 4(102). https://arxiv.gaugn.ru/s207987840015586-3-1/ (accessed: 23.07.2021) (in Russian).

7. Kruglova M.S. Matteo Ripa and His Travel to China: Excerpts from the Logbook. Oriental Courier. 2019. No. 1–2. Pp. 138–149 (in Russian).

8. Lomanov A.V. Christianity and Chinese Culture. Moscow: Vostochnaia Literatura, 2002 (in Russian).

9. Pozdnyaev D.A. Chinese Translations of Russian Orthodox Ecclesiastical Mission’s Writings. Oriental Courier. 2020. No. 1–2. Рр. 152–157 (in Russian).

10. Shengyu Guangxun (Expanded Interpretation of Holy Decree). Supremely Authorized Complete Library in Four Sections (Qingding Siku Quanshu Huiyao). Changchun: Jilin chubanshe, 2005. Pp. 16–20 (in Chinese).

11. Arcilla J. S. The Culion Leper Colony, 1900s–1970s. Philippine Studies. 2009. Vol. 57. No. 2. Pp. 307–326.

12. Barmé G.R. The Christian Conundrum of Yongzheng. China Heritage. 13 April 2018. URL: https://chinaheritage. net/journal/the-christian-conundrum-of-yongzheng/ (accessed: 28.08.2020).

13. Bays D.H. A New History of Christianity in China. Singapore: John Wiley & Sons, 2011.

14. Brucker J. Épisodes d’une confiscation, 1762. Les manuscripts jésuites de Paris. Revue Études. 1901. Vol. 88. Pp. 497–519.

15. Brunbauer W. Laimbeckhoven, Gottfried Xaver von. Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 13. Berlin: Duncker & Humblot, 1982. S. 419–420.

16. Cacciotti A., Melli M. (Eds). I Francescani e la Cina. Un’opera di oltre sette secoli. Milano: Edizioni Biblioteca Francescana, 2013.

17. Carballo J.R. Francescani in Cina. 19 January 2010. http://www.fides.org/it/attachments/Francescani_in_Cina.doc (accessed: 29.08.2020).

18. Clark A.E. China’s Saints: Catholic Martyrdom During the Qing (1644–1911). Lanham: Lexington Books, 2011.

19. Cohen P.A. History in Three Keys: The Boxers as Event, Experience, and Myth. New York: Columbia University Press, 1997.

20. The Congregation for the Evangelization of Peoples. 2021. https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cevang/documents/rc_con_cevang_20100524_profile_en.html (accessed: 28.07.2021).

21. The Dream of a Beautiful Life: 5th Anniversary of Blessed Gabriele M. Allegra’s Beatification. 2017. https://ofm.org/blog/dream-beautiful-life-5th-anniversary-blessed-gabriele-m-allegras-beatification/ (accessed: 28.07.2021).

22. D’Elia P. M. The Catholic Missions in China: A Short Sketch of the History of the Catholic Church in China from the Earliest Records to Our Own Days. Shanghai: The Commercial Press, 1934.

23. Kuiper K. Chinese Rites Controversy (Roman Catholicism). 2006. Britannica Online Encyclopedia. https://www.britannica.com/event/Chinese-Rites-Controversy (accessed 28.07.2021).

24. Lacy C. The Missionary Exodus from China. Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. No. 4. Pp. 301–314.

25. Les Missions Etrangères. Trois siècles et demi d’histoire et d’aventure en Asie. Paris: Editions Perrin, 2008.

26. Liščák V. Franciscan Missions to China and the Czech Crown Lands (from the 16th to the 18th Century). Archiv orientalni. 2014. No. 82. Pp. 515–538.

27. Margiotti F. L’attegiamento dei francescani spagnoli nella questione dei riti cinesi. Vol. 38. Madrid: Archivo Ibero-Americano, 1978. Pp. 125–180.

28. Menegon Eu. Jesuits, Franciscans and Dominicans in Fujian: The Anti-Christian Incidents of 1637–1638. Monumenta Serica. Monograph Series XLII. Scholars from the West. Giulio Aleni, S.J. (1582–1649) and the Dialogue between Christianity and China. Brescia, Sankt Augustin: Die Deutsche Bibliothek, 1997. Pp. 220–262.

29. Menegon Eu. Yongzheng’s Conundrum. The Emperor on Christianity, Religions, and Heterodoxy. Rooted in Hope. China – Religion – Christianity. Vol. I. B. Hoster, D. Kuhlmann, Z. Wesolowski (Eds). New York: Rootledge, 2017. Pp. 311–335. https://www.academia.edu/33042809/Yongzheng_s_Conundrum_ The_Emperor_on_Christianity_Religions_and_Heterodoxy_2017_ (accessed: 29.08.2020).

30. Miao Ch.S. The Christian Church in ‘Occupied’ China. International Review of Mission. 1946. Vol. 35. Iss. 3. Pp. 278–282.

31. Mungello D.E. The Great Encounter of China and the West, 1500–1800 (Critical Issues in World and International History). New York, Toronto, Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, 2009.

32. Pflaum G.K. Nathanael Burger und die Mission von Shansi und Shensi, 1765–1780. Landshut: Solan-Missions-Druckerei, 1954.

33. Smit J. O. Pope Pius XII. London: Burns Oates & Washbourne LTD, 1951.

34. Standaert N. (Ed.) Handbook of Christianity in China. Vol. 1: 635–1800. Leiden: Brill, 2001.

35. Wyngaert A., Van Den (Ed.) Sinica Franciscana. Vol. I. Quaracchi: Collegium s. Bonaventurae, 1929.

Система Orphus

Loading...
Up