Францисканские монахи-минориты в Китае от «Великого религиозного казуса» до Культурной революции

 
Код статьиS086919080018403-0-1
DOI10.31857/S086919080018403-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая Отделом истории Востока Института востоковедения РАН
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы57-65
Аннотация

Статья представляет собой завершение хронологической систематизации проповеди ордена францисканцев в Китае, начиная с папских посольств к Великим ханам, завоевавшим Срединную империю и основавших династию Юань, до начала ХХI в. Автор группирует информацию по нескольким крупным периодам, предлагая пятиэтапную периодизацию францисканской деятельности на Дальнем Востоке. Отмечается смена проповеднической парадигмы в течение семисот веков непостоянного присутствия ордена миноритов в Китае: если первые разведывательные миссии, достигшие определенного успеха в проповеди некитайским подданным монгольских императоров, носили преимущественно дипломатический характер, то в Новое время миссия, пользовавшаяся поддержкой испанской системы patronato (патронажа), прицельно концентрируется на проповеднической деятельности, в особенности, среди бедных слоев населения. Кульминация и кризис всего европейского миссионерства в Китае – знаменитый «Спор о ритуалах», расколовший представителей католических орденов в Поднебесной, рассмотрены в связи с ролью, которую сыграли представители францисканцев в этом драматическом конфликте. Автор приходит к выводу, что «Спор» ударил, в результате, по всем китайским католическим миссиям – по францисканцам не в меньшей степени, чем по их основным оппонентам – иезуитам, в итоге приведя к гонениям, репрессиям и высылке миссионеров. Попытки нового проникновения католического христианства в КНР возобновляются лишь по завершении «Культурной революции» во второй половине ХХ в. Статья является продолжением публикаций того же автора, посвященных теоретическим основам францисканской катехизации нехристианских народов и первым двум периодам францисканского присутствия в Китае, опубликованным ранее в журнале «Восток» в 2020–2021 гг.

Ключевые словафранцисканцы в Китае, теория миссионерской проповеди, инкультурация, католические миссии в Китае, иезуиты в Китае, Спор о ритуалах
Получено30.01.2022
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов16687
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

Описанный расцвет миссионерской деятельности (во время которого не отошли в тень и столь сложные задачи, как основание колонии для прокаженных [Arcilla, 2009]) не обошелся без трудностей. В молодой республике продолжалась борьба военных группировок и разбой, никуда не исчезли и традиционные антизападные настроения, приводившие к беспорядкам, убийствам и разрушениям. Католические миссии вновь пострадали в годы Второй мировой войны и японского вторжения: некоторые монахи погибли, многие оказались в заключении, некоторые (в том числе, епископы как иностранные граждане) были переданы под общественное наблюдение и принудительно перемещены. Однако именно в этот период свежеизбранный папа Пий XII добивается от Священной Конгрегации пропаганды веры заявления о том, что китайские ритуалы более не считаются «предрассудком» [The Congregation for the Evangelization of Peoples, 2021], являясь лишь достойным проявлением почитания родственников, и как таковые могут свободно проводиться китайскими католиками [Smit, 1951, p. 195].
1 Два начальных периода деятельности серафической миссии в Срединной империи – 1) исходная волна папских послов-проповедников к монгольским правителям Великой степи и Юаньского Китая, когда минориты заняли главенствующую место среди христианских катехизаторов на Востоке [Дубровская, 2020(1); 2021(2)], и 2) деятельность францисканцев в XVI–XVIII вв., когда у ордена возникла необходимость конкурировать с порой более успешными братьями по проповеди – в первую очередь, с иезуитами, а религиозные материи были контаминированы интересами держав [Дубровская, 2021(1); 2020(3)], подвели францисканцев к третьему (хронологически входящему в рамки предыдущего), наиболее драматическому периоду работы миссии в Китае – к незавуалированной конфронтации с братьями по проповеди, когда ригористичность серафического подхода к катехизации проложила дорогу к репрессиям всех христианских проповедников в Срединной империи.
2

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ФРАНЦИСКАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ В СРЕДИННОЙ ИМПЕРИИ. МИНОРИТЫ, СПОР О РИТУАЛАХ И ЗАПРЕТ ХРИСТИАНСТВА В КИТАЕ (1724 г.)

3 Возможность развернуто обосновать свои позиции и принципы проповеди в Поднебесной представилась францисканцам во время главного миссионерского кризиса на Дальнем Востоке – в течение печально известного «Спора о ритуалах», средоточия всех мыслимых противоречий, накопившихся между представителями нищенствующих орденов, орденом иезуитов и стоявшими за спинами всех действующих лиц этой драмы европейскими державами и Папским Престолом.
4 В XXI веке минориты предпочитают не акцентировать свою роль в драматических событиях, сотрясавших миссии в Китае и приведших к запрещению ордена иезуитов: в выступлении, посвященном 700-летию францисканского присутствия в Китае, тогдашний генерал ордена миноритов Хосе Родригес Карвайо (Jose Rodriguez Carballo; род. в 1953 г.) отдал дань уважения первопроходческой миссии Маттео Риччи [Carballo, 2010], ибо агрегированный результат распространения христианства в Китае во многом обязан своим относительным успехом именно наследникам Риччи1. 1. См. подробнее, например, в: [Дубровская, 2020(2)].
5 Спор о ритуалах стал не только теолого-философским конфликтом, вызванным проблемами совместимости христианских догм с конфуцианскими практиками, но и отражением политической борьбы, осложнявшей жизнь христианских миссий в Китае [Mungello, 2009, p. 174]. Различие во взглядах на возможность адаптировать христианский культ к китайским ритуалам не замедлило вылиться в яростную дискуссию, длившуюся большую часть XVII и весь XVIII век2.. 2. На протяжении веков Спор о ритуалах породил целую библиотеку опубликованных источников и исследовательской литературы. На русском языке эта проблематика была суммирована в: [Дубровская, 2001, Ломанов, 2002].
6 Проблема упиралась не только в теоретические несогласия. Из четырех миссионерских центров (Гоа, Малакка, Макао и Манила) лишь Манила относилась к испанской сфере влияния. Монополией же на контакты с Поднебесной до 1633 г. обладали португальцы, базировавшиеся в Макао вместе с союзниками-иезуитами. Привязанные к Маниле и поддерживавшие соотечественников-францисканцев испанцы всеми способами пытались проникнуть в Срединную империю, а португальцы опасались, что деятельность испанцев, убедительно подкрепленная вливаниями из американских колоний, превратит их в опасного конкурента (в политико-коммерческой сфере) [Margiotti, 1978]. Иезуиты тоже не жаждали появления представителей нищенствующего ордена, поддерживая португальских патронов и щедро инвестируя в торговлю шелком.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 190

Оценка читателей: голосов 0

1. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие. М.: ИВ РАН, КРАФТ+, 2001.

2. Дубровская Д.В. Говорящие с птицами по-китайски. Теоретические основы францисканской проповеди в Срединной империи. Восток (Oriens). № 5. 2020(1). С. 205–213.

3. Дубровская Д.В. Все пути ведут из Рима. Христианские миссии в Поднебесной империи от несториан (VII в.) до папы Франциска. М.: ИВ РАН, 2020(2).

4. Дубровская Д.В. «Черные монахи» против «Черных ряс»: истоки вражды между орденом доминиканцев и орденом иезуитов в Китае в XVI–XVIII вв. История. 2020(3). № 11(97) https://ras.jes.su/history/s207987840012619-9 (accessed 28.07.2021).

5. Дубровская Д.В. От папских послов к мученикам веры: попытка обобщения францисканской проповеди в Китае в XIII–XVIII вв. Восток (Oriens). 2021(1). № 5. С. 216–228.

6. Дубровская Д.В. Францисканские миссионеры, аланская гвардия и вороной скакун, подчинивший юаньскому Китаю Папу Римского. История. 2021(2). № 4(102) https://arxiv.gaugn.ru/s207987840015586-3-1/ (accessed: 23.07.2021).

7. Круглова М.С. Маттео Рипа и его путешествие в Китай: выдержки из бортового журнала. Восточный курьер. 2019. № 1–2. С. 138–149.

8. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М.: Восточная литература, 2002.

9. Поздняев Д.А. Китайские переводы трудов Русской Духовной миссии. Восточный курьер. 2020. № 1–2. С. 152–157.

10. Шэнюй гуансюнь (聖諭廣訓; Расширенное толкование Священного указа). Циндин сыку цю- аньшу хуэйяо (钦定四庫全書薈要; Высочайше утвержденное полное собрание книг по четырем разделам). Чанчунь: Цзилинь чубаньшэ (吉林出版社), 2005. С. 16–20.

11. Arcilla J. S. The Culion Leper Colony, 1900s–1970s. Philippine Studies. 2009. Vol. 57. No. 2. Pp. 307–326.

12. Barmé G.R. The Christian Conundrum of Yongzheng. China Heritage. 13 April 2018. URL: https://chinaheritage. net/journal/the-christian-conundrum-of-yongzheng/ (accessed: 28.08.2020).

13. Bays D.H. A New History of Christianity in China. Singapore: John Wiley & Sons, 2011.

14. Brucker J. Épisodes d’une confiscation, 1762. Les manuscripts jésuites de Paris. Revue Études. 1901. Vol. 88. Pp. 497–519.

15. Brunbauer W. Laimbeckhoven, Gottfried Xaver von. Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 13. Berlin: Duncker & Humblot, 1982. S. 419–420.

16. Cacciotti A., Melli M. (Eds). I Francescani e la Cina. Un’opera di oltre sette secoli. Milano: Edizioni Biblioteca Francescana, 2013.

17. Carballo J.R. Francescani in Cina. 19 January 2010. http://www.fides.org/it/attachments/Francescani_in_Cina.doc (accessed: 29.08.2020).

18. Clark A.E. China’s Saints: Catholic Martyrdom During the Qing (1644–1911). Lanham: Lexington Books, 2011.

19. Cohen P.A. History in Three Keys: The Boxers as Event, Experience, and Myth. New York: Columbia University Press, 1997.

20. The Congregation for the Evangelization of Peoples. 2021. https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cevang/documents/rc_con_cevang_20100524_profile_en.html (accessed: 28.07.2021).

21. The Dream of a Beautiful Life: 5th Anniversary of Blessed Gabriele M. Allegra’s Beatification. 2017. https://ofm.org/blog/dream-beautiful-life-5th-anniversary-blessed-gabriele-m-allegras-beatification/ (accessed: 28.07.2021).

22. D’Elia P. M. The Catholic Missions in China: A Short Sketch of the History of the Catholic Church in China from the Earliest Records to Our Own Days. Shanghai: The Commercial Press, 1934.

23. Kuiper K. Chinese Rites Controversy (Roman Catholicism). 2006. Britannica Online Encyclopedia. https://www.britannica.com/event/Chinese-Rites-Controversy (accessed 28.07.2021).

24. Lacy C. The Missionary Exodus from China. Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. No. 4. Pp. 301–314.

25. Les Missions Etrangères. Trois siècles et demi d’histoire et d’aventure en Asie. Paris: Editions Perrin, 2008.

26. Liščák V. Franciscan Missions to China and the Czech Crown Lands (from the 16th to the 18th Century). Archiv orientalni. 2014. No. 82. Pp. 515–538.

27. Margiotti F. L’attegiamento dei francescani spagnoli nella questione dei riti cinesi. Vol. 38. Madrid: Archivo Ibero-Americano, 1978. Pp. 125–180.

28. Menegon Eu. Jesuits, Franciscans and Dominicans in Fujian: The Anti-Christian Incidents of 1637–1638. Monumenta Serica. Monograph Series XLII. Scholars from the West. Giulio Aleni, S.J. (1582–1649) and the Dialogue between Christianity and China. Brescia, Sankt Augustin: Die Deutsche Bibliothek, 1997. Pp. 220–262.

29. Menegon Eu. Yongzheng’s Conundrum. The Emperor on Christianity, Religions, and Heterodoxy. Rooted in Hope. China – Religion – Christianity. Vol. I. B. Hoster, D. Kuhlmann, Z. Wesolowski (Eds). New York: Rootledge, 2017. Pp. 311–335. https://www.academia.edu/33042809/Yongzheng_s_Conundrum_ The_Emperor_on_Christianity_Religions_and_Heterodoxy_2017_ (accessed: 29.08.2020).

30. Miao Ch.S. The Christian Church in ‘Occupied’ China. International Review of Mission. 1946. Vol. 35. Iss. 3. Pp. 278–282.

31. Mungello D.E. The Great Encounter of China and the West, 1500–1800 (Critical Issues in World and International History). New York, Toronto, Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, 2009.

32. Pflaum G.K. Nathanael Burger und die Mission von Shansi und Shensi, 1765–1780. Landshut: Solan-Missions-Druckerei, 1954.

33. Smit J. O. Pope Pius XII. London: Burns Oates & Washbourne LTD, 1951.

34. Standaert N. (Ed.) Handbook of Christianity in China. Vol. 1: 635–1800. Leiden: Brill, 2001.

35. Wyngaert A., Van Den (Ed.) Sinica Franciscana. Vol. I. Quaracchi: Collegium s. Bonaventurae, 1929.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх