Колониальная Кения: общественно-политические силы и линии противоречий

 
Код статьиS086919080016026-5-1
DOI10.31857/S086919080016026-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Центр изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы152-163
Аннотация

Представленная статья посвящена изучению структуры общества и взаимоотношениям различных этнических и социальных групп Кении эпохи колониализма. Выделено четыре основных центра силы – европейские колонисты, миссионеры, выходцы из Южной Азии и местное африканское население. Прослежены основные линии противоречий между ними, обозначены общие интересы и конфликтные зоны в условиях доминирующего значения метрополии, исполняющей роль третейского судьи. Особое внимание уделено каналам прибытия в Кению, динамике роста численности и общественно-политического веса европейцев и индийцев, проанализированы их основные претензии друг у другу, ресурсы влияния, методы достижения целей и отстаивания своих позиций. При безусловном политическом господстве приезжих из Европы британские власти были вынуждены признавать огромный вклад индийского капитала в развитии местной экономики, привлекать африканцев для службы в органах правопорядка и вооруженных силах, опираться на местные ресурсы для закрытия потребностей колонии в годы экономических кризисов и Второй мировой войны. Подъем индийского национализма способствовал усилению антиколониальных настроений в Кении и консолидации части африканской и южноазиатской элиты на попроще борьбы за независимость. Миссионерские организации сделали существенный вклад в распространение образования и медицины среди коренных жителей, дали толчок к развитию собственных христианских церквей в регионе, но подорвали доверие африканцев к себе, заняв непримиримую позицию по отношению к некоторым местным обычаям и традициям. Колониальное кенийское общество было сильно сегрегировано, хотя официально режим апартеида там не существовал. В первые годы независимости Кении сглаживаемые ранее Лондоном трения и противоречия заявили о себе с новой силой, что спровоцировало эмиграцию из страны лиц индийского и европейского происхождения.  

Ключевые словаКения, Великобритания, миграция, Южная Азия, индийцы, миссионеры, колониализм, самоуправление, сегрегация
Получено26.07.2021
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов34947
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 История колониальной Кении ограничивается периодом с последней четверти XIX в., когда в Восточной Африке были разделены сферы влияния между Великобританией и Германией, до получения независимости в 1963 г. Имперская британская восточноафриканская компания, созданная в 1888 г., оказалась не способна контролировать положение дел на вверенной Короной территории и была упразднена в 1894 г. После этого с 1895 г. по 1920 г. Кения входила в состав Восточно-Африканского протектората Британской империи со столицей в Найроби. В статусе собственно колонии страна находилась с 1920 г., в том же году она получила свое современное название.
3 Одним из инструментов политики Соединенного Королевства в Кении было привлечение в колонию приезжих, прежде всего, европейских поселенцев (из метрополии и других колоний), миссионеров, выходцев из Южной Азии, Британской Индии и Южной Африки. Уже к 1926 г. в Кении проживало 15 тыс. европейцев, 30 тыс. индийцев и около 2,6 млн коренных жителей, а в 1950 г. – 30 тыс., 135 тыс. и 5,2 млн, соответственно [Wolf, 1973, p. 401]. В 1952 г. население Кении, Уганды и Танганьики оценивалось приблизительно в 20 млн человек, из которых 76 тыс. происходили из Европы, 254,8 тыс. – из Южной Азии, 58,5 тыс. имели какие-либо иные корни, а остальные (19,1 млн) относились к местному африканскому населению [Himbara, 1997, p. 11]. Данные о численности африканцев желательно воспринимать с существенными допущениями (из-за сложности подсчета на местах). Цифры, относящиеся к остальным группам населения, можно считать вполне достоверными. При этом в Кении всегда абсолютно доминировало местное население, доля европейцев никогда не превышала 1%, а выходцев из Южной Азии – 3%.
4 В результате данной миграции структура общества в колонии стала весьма разнообразна, зародились и оформились местные политические силы, со своими интересами и претензиями друг к другу и к властям. Между этническими группами сформировались весьма непростые взаимоотношения, отягощенные, в том числе, необходимостью учитывать фактор влияния метрополии в этом регионе.
5 КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
6 Самой организованной и значимой силой в регионе были европейские поселенцы. Они претендовали на реальную политическую власть, принимали участие в управлении и протекторатом, и в последствии колонией. Они участвовали в работе местных органов власти - Законодательном и Исполнительном Советах (созданы в 1906 г.). Принятие курса на привлечение колонистов в Кению связано с приходом на пост комиссара протектората Чарльза Элиота в 1901 г. В 1902 г. в Найроби выходцы из Европы создали первую общественную организацию – «Ассоциацию колонистов» («Colonist’s Association»). Почти сразу с началом миграции произошло разделение потока приезжих на две основные группы.
7 Первая группа была незначительной по численности и состояла преимущественно из европейских аристократов. У них было достаточно денег и влияния, чтобы приобретать огромные земельные владения, вести беззаботную жизнь, занимаясь хозяйством и развитием экономики по желанию, а не по необходимости [Izuakor, 1987, p. 404]. Типичным представителем данной прослойки был экстравагантный лорд Деламер, охотник, животновод-селекционер, один из лидеров колонистов. К 1920-м гг. на основе данной группы в Кении возникла так называемая «Счастливая долина» («Happy Valley»). Это объединение поселений европейских аристократов в районах Ньери и Найваши, существовавшее в 1920-1940-х гг. Его жители прославились ведением декадентского образа жизни, скандалами на фоне информации об употреблении наркотических средств и сексуальной распущенности.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 315

Оценка читателей: голосов 0

1. Wolf J.B. Asian and African Recruitment in the Kenya Police, 1920-1950. The International Journal of African Historical Studies. 1973. Vol. 6. № 3. Pp. 401-412.

2. Himbara D. The ‘Asian question’ in East Africa. African Studies. Vol. 56. № 1. Pp. 1-18.

3. Izuakor L.I. Kenya: Demographic Constraints on the Growth of European Settlement, 1900-1956. Africa: Rivista trimestrale di studi e documentazione dell'Istituto italiano per l'Africa e l'Oriente. 1987. Anno 42. № 3. P. 400-416.

4. Duder C.J. 'Men of the Officer Class': The Participants in the 1919 Soldier Settlement Scheme in Kenya. African Affairs. 1993. Vol. 92. № 366. Pp. 69-87.

5. Duder C.J. The settler response to the Indian Crisis of 1923 in Kenya: Brigadier general Philip Wheatley and ‘direct action’. The Journal of Imperial and Commonwealth History. 1989. Vol. 17. Issue 3. Pp. 349-373.

6. Dickinson J. Chronicling Kenyan Asian Diasporic Histories: ‘Newcomers’, ‘Established’ Migrants, and the Post-Colonial Practices of Time-Work. Population, Space and Place. 2015. Vol. 22. Issue 8. Pp. 736-749.

7. Kassam A. In Search of the Good Life: Life‐History of a Kenyan Indian Settler. A Sartrean Approach to Biography and History. History and Anthropology. 2009. Vol. 20. № 4. – Pp. 435-457.

8. Khurana A. Bhuj boy turned African trade pioneer.The Times of India. 10 January 2015. https://timesofindia.indiatimes.com/india/Bhuj-boy-turned-African-trade-pioneer/articleshow/45830768.cms (accessed: 23.07.2021).

9. Mufaka K. Scotish Mission and the Circumcision controversy in Kenya 1900-1960. International Review of Scottish Studies. 2003. Vol. 3. Pp. 47-58.

10. Maxon R.M. The Devonshire Declaration: The Myth of Missionary Intervention. History in Africa. 1991. Vol. 18. Pp. 259-270.

11. Rice S. The Indian Question in Kenya. Foreign Affairs. 1923. Vol. 2. № 2. Pp. 258-269.

12. Frederiksen B.F. Print, Newspapers and Audience in Colonial Kenya: African and Indian Improvement, Protest and Connections. Africa: Journal of the International African Institute. 2011. Vol. 81. № 1. Pp. 155-172.

13. UK Parliament. Colonial Policy In Relation To Coloured Races. Volume 233: debated on Wednesday 11 December 1929. Column 586. https://hansard.parliament.uk/Commons/1929-12-11/debates/faa8e1ff-9fb8-4e1e-be35-cab9f7078732/ColonialPolicyInRelationToColouredRaces (accessed: 23.07.2021).

14. Barnes C. An Experiment with Coffee Production by Kenyans, 1933-48. African Economic History. 1979. № 8. Pp. 198-209.

15. Spencer I. R. G. The First Assault on Indian Ascendancy: Indian Traders in the Kenya Reserves, 1895-1929. African Affairs. 1981. Vol. 80. № 320. Pp. 327-343.

16. Hoehler-Fatton C. Founders and Foundresses: Revising the History, of a Kenyan Independent Church. Religion. 1998. № 28. Pp. 393-404.

17. Hansen R. The Kenyan Asians, British Politics, and the Commonwealth Immigrants Act, 1968. The Historical Journal. 1999. Vol 42. № 3. Pp. 809-834.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх