Неразрешенные противоречия личности в жизненном движении к зрелости

 
Код статьиS020595920005365-7-1
DOI10.31857/S020595920005365-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии факультета социальных наук.
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Должность: Заместитель директора, заведующая лабораторией истории психологии и исторической психологии
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: г. Москва, ул. Ярославская, д. 13
Должность: Магистрант программы “Консультативная психология, Персонология”
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 4
Страницы15-31
Аннотация

 Исследование посвящено мало изученной проблеме неразрешенных противоречий личности в жизненном движении к зрелости на различных этапах возрастного становления. Целью работы выступило выявление типов неразрешенных противоречий зрелой личности, а также способов ее обращения с ними. Теоретико-методологическим контекстом изучения проблемы явились исследования современных интегративных тенденций в методологии психологии, концепция “общей персонологии”, периодизации возрастного развития личности, исследования жизненного пути личности, концепции жизненных отношений и жизненных противоречий личности, концепции развития “Я” и личностной зрелости. Разработаны теоретическая модель изучения неразрешенных противоречий личности и авторская методика рефлексивного биографического интервью. С помощью методов моделирования, герменевтического, биографического, рефлексивного и психодиагностического было проведено эмпирическое исследование (N = 53), в результате которого обнаружены осознанные неразрешенные противоречия зрелой личности, относящиеся, в основном, к детскому и актуальному возрастам. Выявлены доминирующие типы неразрешенных противоречий, к которым относятся “хочу – достигаю”, “Другой-в-Я – Я-в-Другом”, “Я-возможное – Я-достигаемое” и “ценность Другого – самоценность”. Определены ведущие способы обращения зрелой личности с неразрешенными противоречиями: “подвешивание противоречия”, “ненахождение адекватного способа разрешения противоречия при намерении разрешить его”, “проживание поражения при попытках разрешить противоречие”. Установлена динамизирующая роль субъективного принятия и возможности активной рефлексии ее неразрешенных противоречий в жизни зрелой личности.

Ключевые словаЛичность, жизненное движение, зрелость, неразрешенные противоречия, “Я”, рефлексия, типы противоречий, способы обращения с противоречиями.
Получено04.06.2019
Дата публикации26.06.2019
Кол-во символов43372
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 3032

Оценка читателей: голосов 0

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Абульханова К.А., Кольцова В.А. Интеграция методологических принципов отечественной психологии на рубеже веков // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. Т.1. №1. С. 6–52.

3. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Тексты. СПб., 2001.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

6. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. 1986. №2. С. 30–42.

7. Исаева А.Н. “Принцип оппозиций” в персонологическом познании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №1. С. 135–149.

8. Келлет П. Конфликтный диалог: работа с пластами значений для продуктивных взаимоотношений. Харьков: Изд-во “Гуманитарный центр”, 2010.

9. Кольцова В.А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. Т.28. №2. С. 5–18.

10. Кольцова В.А. История разработки проблемы психологии зрелости. // Феномен и категория зрелости в психологии / Под ред.: Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. М.: Изд-во “ИП РАН”, 2007. С. 108–127.

11. Костенко В.Ю. Проблема психометрической проверки методик с выбором номинативного варианта ответа (на примере опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха) // Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике. В 2 т. 2015. С. 149–154.

12. Леонтьев, Д. А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер. // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.

13. Леонтьев Д.А., Михайлова Н.А., Рассказова Е.И. Апробация методики незаконченных предложений Вашингтонского университета // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 82–112.

14. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.

15. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы: Казак. университетi, 2001.

16. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2009.

17. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009.

18. Минделл А. Процессуально-ориентированная работа с конфликтами: глубинная демократия Открытых Форумов. М.: Беловодье, 2011.

19. Мэй Р. Человек в поисках себя. М.: Апрель-Пресс, 2012.

20. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-Бук, 1998.

21. Петровский В.А. “Я” в персонологической перспективе. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012.

22. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.9. №1. 2012. С. 21–39.

23. Рикёр П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008.

24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

25. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

26. . Рыбников Н.Ф. Биографии и их изучение. М., 1920.

27. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыты феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004.

28. Стайн М. Трансформация: проявление самости. М.: Когито-центр, 2007.

29. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект, 2015.

30. Старовойтенко Е.Б. Продуктивность диалогичного отношения Я – Другой // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 408–432.

31. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М.: Академический проект, 2004.

32. Старовойтенко Е.Б., Исаева А.Н. Модель анализа отношений личности на основе “принципа оппозиций” // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т.13. №4. С. 741–762.

33. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М.: АСТ, 2004.

34. Фанталова Е.Б. (2001) Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом “БАХРАХ-М”, 2001.

35. Фрейд З. Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан; М.: Изд-во моск. ун-та, 1975.

36. Фромм Э. Забытый язык. М.: АСТ, 2016.

37. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

38. Херманс Г.Й.М. Личность как мотивированный рассказчик: теория валюации и метод самоконфронтации // Постнеклассическая психология: социальный конструкционизм и нарративный подход. Научно-практический журнал / Под. ред. А.Г. Лидерс. 2006–2007. №1. С. 7–53.

39. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Академический проект, 2008.

40. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.

41. Штепа Е. Феномен личностной зрелости. URL: http://psihdocs.ru/elena-shtepa-fenomen-lichnostnoj-zrelosti.html (дата обращения: 30.04.2017).

42. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Ювента, 2006.

43. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

44. Юнг К.Г. Эон: Исследования о символике самости. М.: Академический проект, 2009.

45. Hermans H.J.M., Kempen H.J.G. The dialogical Self: Meaning as movement. San Diego: Academic Press, 1993.

46. Hermans H. The dialogical Self: Toward a theory of personal and cultural positioning / Culture &Psychology. 2001. № 7 (3). P. 243–281.

47. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994.

48. Schneider K. J. The Polarized Mind: Why It's Killing Us and What We Can Do About It. University Professors Press, 2013.

49. Spinelli E. An existential approach to conflict: a revised version of the keynote lecture at the 14th annual European Mentoring and Coaching Council Conference, 11th October, 2007. Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. 2008. №1 (2). P. 120–131.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх