Специфика гендерных ролей в среде городского чернокожего населения ЮАР. История и современность

 
Код статьиS086919080014399-5-1
DOI10.31857/S086919080014399-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ст.н.с., зав. Центром истории и культурной антропологии Института Аф-рики РАН
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук (ИАфр РАН)
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы93-103
Аннотация

 

 

Несмотря на конституционно закрепленное в ЮАР равенство прав и возможностей мужчин и женщин, женщины гораздо чаще, чем мужчины, сталкиваются с дискриминацией в общественной жизни. Находясь в одних и тех же социально-экономических условиях, женщины обладают более низким по сравнению с мужчинами социальным статусом в системе общественных отношений. Достаточно ярко эта тенденция проявляется в среде чернокожего населения, будучи следствием системы апартеида (1948–1994 гг.) и традиционных этнических норм. С конца XIX в. в связи с бурным экономическим развитием южноафриканского региона города стали центром притяжения чернокожего населения, что во многом объяснялось стремлением выжить в условиях деформации привычного образа жизни под натиском европейской экспансии. Для ограничения потока мигрантов власти приняли ряд законов, связанных с правилами проживания африканцев в городах. Но несмотря на это, их количество возрастало за счет низкоквалифицированных и неквалифицированных промышленных рабочих и деклассированных элементов. Постепенно формировалось городское африканское население со значительным преобладанием мужчин. Традиционная гендерная сегрегация переносилась в сферу городского общественного производства: рабочие места для женщин формировались за счет социализации обязанностей, существовавших в рамках африканской семьи. Практически во всех сферах городского хозяйства наблюдалось неравенство в оплате при выполнении мужчинами и женщинами одних и тех же видов работы. Лишь в отдельных случаях африканкам удавалось подняться на более высокую социальную ступень по сравнению с мужчинами. После отмены апартеида значительного повышения социального статуса чернокожих женщин сразу не произошло, что объясняется многолетними расовыми и гендерными ограничениями, традиционными устоями, подчиненным положением по отношению к обществу в целом. Однако в настоящее время в соответствие с правительственными программами развития африканки имеют приоритет в карьерном и политическом росте по сравнению с другими группами населения ЮАР.

Ключевые слова апартеид, занятость, сегрегация, гендерный дисбаланс, трудоустройство, образование, программы развития.
Получено27.03.2021
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов30374
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Южно-Африканская Республика1, вставшая на путь демократических преобразований в 1994 г., получила от времен апартеида целый комплекс социально-экономических и политических проблем. За их сложностью и противоречивостью стоят вопросы, на первый взгляд не имеющие особой важности, но при более внимательном рассмотрении они перестают казаться таковыми. Речь идет о гендерных взаимоотношениях в среде чернокожих жителей страны. 1. До 1961 г. – Южно-Африканский Союз (ЮАС).
2 Гендерная принадлежность в значительной степени определяет возможности участия личности в той или иной области жизни общества. Тенденции современного развития требуют паритетного участия представителей обоих полов в политической, культурной, социальной сферах и семейных отношениях, что непросто реализовать в стране, где столетиями существовало четкое разграничение гендерных ролей.
3 Как и во всем мире, гендерное неравенство в ЮАР проявляется в том, что, несмотря на существующее законодательство, женщины не обладают равными с мужчинами возможностями для реализации своих интересов и потребностей. Они чаще, чем мужчины, сталкиваются с проявлениями дискриминации и насилия. И хотя представители обоих полов находятся в одних и тех же социально-экономических условиях, их положение и статус в обществе различны: женщины обладают более низким по сравнению с мужчинами социальным статусом в системе общественных отношений.
4 В 1913 г. в силу вступил закон «О землях банту», ставший одним из этапов официального закрепления за представителями разных рас территорий их проживания. Притом что чернокожие африканцы составляли около 80% населения ЮАС, им было выделено 13% самых неплодородных и наименее пригодных для хозяйственной деятельности земель [Потехин, 1955, с. 77].
5 С приходом к власти Национальной партии в 1948 г. официальной внутриполитической доктриной был объявлен апартеид – система сегрегации, основанная на раздельном существовании представителей различных рас, проживающих на территории ЮАС.
6 С 1949 г. запрещались браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрации населения» (1950) предусматривал классификацию и регистрацию жителей Южной Африки по расовому признаку. В соответствии с законом «О расселении по группам» (1950) были созданы так называемые «этнические» зоны» для африканцев, цветных и индийцев, где они имели право владеть собственностью. Расовая сегрегация вводилась при проезде на транспорте, в сфере общественного питания, на пляжах, в кинотеатрах, учебных заведениях, парках, церквях. Закон «О самоуправлении банту» (1959) предусматривал создание на территории Южной Африки новых территориальных объединений – бантустанов. Первый, Транскей, появился в 1963 г. Законодательные акты, принятые в 1963–1964 гг., регламентировали проживание и работу небелого населения в «белых» районах.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 642

Оценка читателей: голосов 0

1. Баширова Х.Ш., Абдулазизова Э.А. Основные институты поддержки малого и среднего предпринимательства в Южно-Африканской республике. Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62955 (accessed: 15.11.2020).

2. В ЮАР впервые в истории страны половину кабинета министров заняли женщины. https://rtvi.com/news/v-yuar-polovinu-kabineta-ministrov-zanyali-zhenshchiny/ (accessed: 1.09.2020).

3. Гришина Н.В. Гендерные аспекты урбанизации (на примере африканского населения ЮАР). Сер. «Гендерные исследования». Т. 7. М.: Институт Африки РАН, 2007.

4. Домохозяйства, возглавляемые женщинами, в странах Африки. https://ru.countries.world/Africa/ (accessed: 15.10.2020).

5. Мезяев А. Южная Африка: профсоюзы и власть. http://www.fondsk.ru/news/2017/06/07/uzhnaya-africa-profsojuzy-i-vlast-44117.html/ (accessed: 01.03.2019).

6. Потехин И.И. Формирование национальной общности южноафриканских банту. М.: Наука, 1955.

7. Прокопенко Л.Я. Представительство женщин в органах власти (опыт стран южноафриканского региона). Женщина в российском обществе. 2013. № 3 (68). C. 40–50.

8. Прокопенко Л.Я. Политический имидж женщин-лидеров политических партий ЮАР. Африканские традиции и современность: проблемы истории, культуры и гендера. Отв. ред. В.В. Грибанова, Н.Л. Крылова. М.: Институт Африки РАН, 2020. С. 181–195.

9. Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Некоторые аспекты социальной политики ЮАР в 1994–2006 гг. http://nauka.x-pdf.ru/17politologiya/467077 (accessed: 1.08.2020).

10. Туряница Д.А. Молодые политические фигуры ЮАР: Линдиве Мазибуко. Африканские традиции и современность: проблемы истории, культуры и гендера. Отв. ред. В.В. Грибанова, Н.Л. Крылова. М.: Институт Африки РАН, 2020. С. 196–207.

11. Щербакова Е.М. Домохозяйства мира, 2017. Демоскоп Weekly. 2018. № 771–772. С. 18. http://demoscope.ru/weekly/2018/0771/barom01.php (accessed: 1.10.2020).

12. Baldwin K. The Paradox of Traditional Chiefs in Democratic Africa. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.

13. Beavon K. Johannesburg: A City and Metropolitan Area in Transformation. The Urban Challenge in Africa: Growth and Management of Its Large Cities. Ed. C. Rakodi. Tokyo, New York: United Nations University Press, 1997. Pp. 176–195.

14. Becker P. Tribe to Township. St. Albans: Panther, 1974.

15. Broad-Based Black Economic Empowerment Act, 2003. Government Gazette. No. 25899. 9.01.2004.

16. Joubert M. White Men’s Voices Still Dominate Public Science. The Conversation. 28.05.2018.

17. Hoagland J. South Africa: Civilization in Conflict. Boston: Houghton-Mifflin, 1972.

18. Ndowu S., Mulate S.B. Emerging Trends in Women’s Participation in Politics in Africa. American International Journal of Contemporary Research. 2013. Vol. 3. № 11.

19. Paxton P.M., Hughes M.M. Women, Politics and Power. A Global Perspective. 3rd edition. Washington: CQ Press, 2015.

20. Report of the Employment Equality Commission in 2015. Johannesburg, 2016.

21. Rogerson Ch. Globalization or Informatization? Urban Economies in the 1990s. The Urban Challenge in Africa: Growth and Management of Its Large Cities. Ed. C. Rakodi. Tokyo, New York: United Nations University Press, 1997. Pp. 344–361.

22. South Africa Income and Expenditure Survey. Pretoria: Statistics South Africa, 2000.

23. South African Higher Education in the 20th Year of Democracy. Context, Achievements and Key Challenges. 2014. HESA presentation to the Portfolio Committee on Higher Education and Training Cape Town. http://www.universitiessa.ac.za/sites/www.universitiessa.ac.za/files/South%20African%20Higher%20Education%20in%20the%2020th%20Year%20of%20Democracy_5%20March%202014_0.pdf. (accessed:

24. 12.2019).

25. Statistics on Post-School Education and Training in South Africa: 2013. Released in March 2015. http://www.dhet. gov.za/DHET%20Statistics%20Publication/Statistics%20on%20Post-School%20Education%20and%20Training%20in%20South%20Africa%202013pdf (accessed: 08.12.2019).

26. UIS Statistics – Unesco data.uis.unesco.org (accessed: 20.11.2020).

27. University of Cape Town. https://ru.qwe.wiki/wiki/ University_of_Cape_town (accessed: 06.07.2020).

28. White Doctors Wanting to Specialize Face Roadblock in KwaZulu-Natal. Sunday Times. 11 January 2019.

29. Woodlard I., Klasen S. Determinants of Income Mobility and Household Poverty Dynamics in South Africa. Journal of Development Studies. Vol. 41, No. 5, 2005. Рp. 865–897.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх