Literary nuances of Turkish urban fantasy

 
PIIS086919080014178-2-1
DOI10.31857/S086919080014178-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor, Head of the Department of Turkic Philology
Affiliation: Lomonosov Moscow State University, The Institute of Asian and African Studies
Address: Moscow,, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 2
Pages104-112
Abstract

This article examines the specific characteristics of composition and storyline in contemporary Turkish urban fantasy, as exemplified by the novels of Funda Özlem Şeran, Gülşah Elikbank and Dogu Yücel. The writer argues that a necessary component of these and similar novels is the existence of two worlds – the human world and a non-human, supernatural world in which various tropes of folk tales, urban legends and popular literary genres (Gothic, conspiracy, romantic, and detective fiction) play out. The writer notes that authors of Turkish urban fantasy give priority to the human world, as demonstrated by the psychological characterization of human characters and anthropomorphism of non-human characters. Revealing the eclectic nature of the Turkish urban fantasy novel, the writer posits the literature as polyvalent and a meta-genre. This would suggest that this fantasy sub-genre is only just emerging in Turkish literature, however evidence of its earlier emergence is clear: it demonstrates the ability to penetrate many established genres and transgress the confines of literature to other art forms, including film, animated cartoon and comic strip. Thanks to its eclectic character, Turkish urban fantasy lends itself to different methodological keys of analysis, which, in turn, allows for the exploration of various facets of the subject in question. For example, due to the study of the plot and the composition of Turkish urban fantasy, it is possible to reveal genuine national peculiarities of the subgenre. One of its specific features is the shift of emphasis from the image of Alien / Non-Human, which is considered the main one in the Western European fantasy, to the image of Own / Human and that leads to a change in the hierarchy of typical characters and to an increase in the anthropocentricity of such fantasy novels. 

KeywordsTurkish urban fantasy, popular literature, meta-genre, Funda Özlem Şeran, Gülşah Elikbank, Dogu Yücel.
Received11.03.2021
Publication date29.04.2021
Number of characters25241
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современной массовой литературе жанр фэнтези занимает весомое место. И хотя изучение этого жанра началось с 1970-х гг., до сих пор не существует даже единой классификации разновидностей фэнтези [Афанасьева, 2009; Лебедев, 2015; Ковтун, 2008; Шидфар, 1997; Мкртчян, Пустоветова, 2016; Baldick 2001]. Во всех классификациях неизменным остается лишь упоминание о поджанре городской фэнтези, которая имеет свои специфические черты [Сафрон, 2016; 2017; Хоруженко, 2015; 2017]. Эти черты кратко можно охарактеризовать следующим образом: наличие хронотопа «здесь и сейчас» – действие происходит в современных для писателя городских реалиях в основном в реально существующих городах; в описаниях топонимов делается установка на достоверность, на то, что читатель может попасть в это место, для чего скрупулезно прописываются все детали; мотив пути-путешествия, центральный для остальных видов фэнтези, реализуется в усеченном виде, поскольку «городское пространство характеризуется семантикой статичности, город символизирует оплот Порядка в Хаосе неосвоенного человеком окружающего его мира / пространства» [Сафрон, 2016, 94]; практически отсутствует мотив инициации героя в ходе путешествия, но акцентируются его личные переживания и внутренний мир в процессе перехода от незнания к знанию – акцент на психологизм образов; активная эксплуатация идеи двоемирия – волшебного, таинственного, населенного не-людьми и профанного, повторяющего повседневность читателя; гибридизация с жанрами фольклора и массовой литературы / метажанровость – с волшебной сказкой (сказочные герои-не люди, сказочные приключения), с городской легендой (проклятые / тайные / волшебные места, дома, вещи), с готическим романом (действие по больше части происходит ночью, мотивы смерти и смертного часа, сны и галлюцинации героев, ужасы проклятых мест, зомби, вампиры), с конспирологическим романом (тайный заговор, тайная организация), с детективом и с женским / дамским романом (любовная история).
2 В турецкой литературе городская фэнтези впервые появилась в произведениях постмодернистских авторов в середине 1980–1990-е гг. Самым ярким представителем, работавшем в этом жанре, была Назлы Эрай [Репенкова, 2010, с. 166–187]. В 2000-е гг. к городской фэнтези обратились писатели-представители массовой литературы Джеляледдин Озджан, Фунда Озлем Шеран, Эрбут Кайа, Догу Юджель, Гюльшан Эликбанк и др. Обилие имен заставляет говорить об этом художественном явлении как о весьма существенном, требующем специального изучения. Тем более что оно практически остается вне внимания турецкой критики.
3 Важной чертой турецкой городской фэнтези является ее антропоценричность. При разграничении двух миров («своего» человеческого и «чужого» нечеловеческого – джиннов, пэри, дэвов, вампиров, зомби, пришельцев из космоса, Несуществующих / Нулей и др.) предпочтение отдается «своему», миру человека. Поэтому в турецкоязычной фэнтези все нечеловеческие персонажи оцениваются с позиции героя-человека. В западноевропейской фэнтези в центр ставится «чужой», что дает возможность говорить об «эльфоцентричности фэнтези толкиновской традиции» [Хоруженко, 2015, с. 16]. Антропоцентричность повествования отчетливо просматривается в типичной городской фэнтези, которой является роман Фунды Озлем Шеран1 (род. 1984) «Смертный час» (Ecel, 2014). Этот роман в 2014 г. получил вторую премию на конкурсе национального фантастического романа, проводимом Клубом писателей-фантастов Xasiok. Роман Ф.О. Шеран по своим сюжетным ходам, героям, юмору и волшебно-фантастическим элементам является турецким вариантом американского фантастического комедийного фильма «Охотники за приведениями» (1984) режиссера Айвана Райтмана и американских мультсериалов «Настоящие охотники за привидениями» (1986–1991) и «Экстремальные охотники за привидениями» (1997). В турецком романе, как и в американских фильмах, команда «охотников за страшилищами» (девушка Эдже, молодые люди Зия, Жессе, Дженк, Джейхун, Гёкче, Эрдем, Омер, Хайри и их руководитель Огуз-бей) гоняются в Стамбуле за джиннами и зомби, занимаются исследованием паранормальных явлений и потустороннего мира. Эта стамбульская команда (команда анти-джинн) «работает» в азиатской части города. Штаб-квартира команды в баре-клубе «Gulyabani» (Демон /Злой дух) в районе Кадыкей. 1. Ф.О. Шеран – автор многочисленных рассказов и повестей, созданных в жанрах фэнтези, фантастики и ужасов. Она участвовала в известных антологиях современной турецкой фантастики «Темные новогодние рассказы» (Karanlık Yılbaşı Öyküleri, 2017), «Йылгайак. Анатолийские страшные истории-3» (Yılgayak. Anadolu Korku Öyküleri-3, 2017), «Женщины в темноте» (Karanlıktaki Kadınlar, 2018). В фэнтезийном жанре написаны ее романы «Большая доза будущего» (Yüksek Doz Gelecek, 2017), «Призрачная музыка» (Hayalet Müzik, 2019). Последний роман издан в соавторстве с А.З. Аккуш, Х. Балджи, М.Б. Йалтырыком, М. Байкалом и др. Ф.О. Шеран много работает и в области детской фантастической литературы.

Number of purchasers: 1, views: 604

Readers community rating: votes 0

1. Afanasyeva E. A. The genre of fantasy: the classification issue. Science fiction and technology (dedicated to the memory of Stanislaw Lem). Collected Papers of the International Research Conference, 29–31 March 2007. Samara: Raritet Publishing House, 2009. P. 86–92. (in Russian).

2. Kovtun E. N. Fictional narrative in 20th-century literature. M: Vysshaya Shkola, 2008. (in Russian).

3. Lebedev I. V. Genre-based classification of contemporary Russian fantasy writings: definition of a problem. Innovative Science international research journal. 2015. No. 7. P. 56–58. (in Russian).

4. Mkrtchan T. U., Pustovetova A. O. Regarding the classification issue with the fantasy genre, 2016.web.snauka.ru/issues/2016/02/64387 (accessed: 31.10.2020) (in Russian).

5. Repenkova M. M. Revolving mirrors. Postmodernism in Turkish literature. M.: Vostochnaya Literatura, 2010. (in Russian).

6. Safron E. A. The urban legend genre as an element of the poetry of urban fantasy. Philology and Man. 2017. No. 3. P. 139–147. (in Russian).

7. Safron E. A. Classification of urban fantasy storylines: definition of a problem. Human scientific studies. 2016. No. 11(63). P. 92–96. (in Russian).

8. Khoruzhenko T. I. The mysterious city or city of mysteries: where fantasy meets conspiracy novel. Ural Philological Bulletin. Series: Russian Literature in the 20th and 21st Centuries: Trends and Movements. 2017. No. 3. P. 130–137. (in Russian).

9. Khoruzhenko T. I. Russian fantasy: on the way to a meta-genre. Author’s dissertation abstract for the degree of Candidate in Philology. Yekaterinburg, 2015. (in Russian).

10. Shidfar R. The endless story. An overview of the evolution of foreign fantasy writings. Knizhnoye Delo. 1997. No. 9. P. 86–90 (in Russian).

11. Baldick C. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms. Oxford: Oxford University Press, 2001. (in English)

12. Elikbank G. Yalancılar Ve Sevgililer. İstanbul: Kırmızı Kedi, 2015. [Elikbank G. Liars and Favorites. Istanbul: Kırmızı Kedi Publishing House, 2015 (in Turkish)].

13. Şeran F.Ö. Ecel. İstanbul: İthaki, 2014. [Sheran F.O. Death Hour. İstanbul: İthaki Publishing House, 2014 (in Turkish)].

14. Yücel D. Varolmayanlar. İstanbul: Doğan Kitap, 2015. [Yücel D. Nonexistents. İstanbul: Doğan Kitap Publishing House, 2015. (in Turkish)].

Система Orphus

Loading...
Up