Художественные особенности турецкой городской фэнтези

 
Код статьиS086919080014178-2-1
DOI10.31857/S086919080014178-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, заведующий кафедрой тюркской филологии
Аффилиация: ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы104-112
Аннотация

В статье рассматриваются сюжетно-композиционные особенности современной турецкой городской фэнтези на примере романов Ф.О. Шеран, Г. Эликбанк и Д. Юджеля. Доказывается, что обязательной составляющей такого рода романов является существование двоемирия (мира человеческого и мира нечеловеческого, сверхъестественного), в котором реализуются мотивы волшебных сказок, фольклорных городских легенд, а также различных жанров массовой литературы (готического, конспирологического, любовного романов и детективов). Делается акцент на том, что в турецкой городской фэнтези авторы отдают предпочтение миру человеческому, что выражается в психологической прорисовке образов людей и антропоморфизме образов не-людей. Показывая эклектичную природу турецкой городской фэнтези, выдвигается гипотеза о ее метажанровости и поливалентности. А это свидетельствует о том, что данный поджанр фэнтези в турецкой литературе еще только складывается, но предпосылки его формирования уже отчетливо видны: способность проникать в различные сложившиеся жанры, выходить за пределы литературы в другие виды искусства (кинофильмы, анимационные фильмы, комиксы). Эклектичная природа турецкой городской фэнтези позволяет подбирать для ее анализа различные методологические ключи, что в свою очередь позволяет раскрывать разные стороны изучаемого явления. 

Ключевые словатурецкая городская фэнтези, массовая литература, метажанр, Фунда Озлем Шеран, Гюльшан Эликбанк, Догу Юджель.
Получено11.03.2021
Дата публикации29.04.2021
Кол-во символов25241
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной массовой литературе жанр фэнтези занимает весомое место. И хотя изучение этого жанра началось с 1970-х гг., до сих пор не существует даже единой классификации разновидностей фэнтези [Афанасьева, 2009; Лебедев, 2015; Ковтун, 2008; Шидфар, 1997; Мкртчян, Пустоветова, 2016; Baldick 2001]. Во всех классификациях неизменным остается лишь упоминание о поджанре городской фэнтези, которая имеет свои специфические черты [Сафрон, 2016; 2017; Хоруженко, 2015; 2017]. Эти черты кратко можно охарактеризовать следующим образом: наличие хронотопа «здесь и сейчас» – действие происходит в современных для писателя городских реалиях в основном в реально существующих городах; в описаниях топонимов делается установка на достоверность, на то, что читатель может попасть в это место, для чего скрупулезно прописываются все детали; мотив пути-путешествия, центральный для остальных видов фэнтези, реализуется в усеченном виде, поскольку «городское пространство характеризуется семантикой статичности, город символизирует оплот Порядка в Хаосе неосвоенного человеком окружающего его мира / пространства» [Сафрон, 2016, 94]; практически отсутствует мотив инициации героя в ходе путешествия, но акцентируются его личные переживания и внутренний мир в процессе перехода от незнания к знанию – акцент на психологизм образов; активная эксплуатация идеи двоемирия – волшебного, таинственного, населенного не-людьми и профанного, повторяющего повседневность читателя; гибридизация с жанрами фольклора и массовой литературы / метажанровость – с волшебной сказкой (сказочные герои-не люди, сказочные приключения), с городской легендой (проклятые / тайные / волшебные места, дома, вещи), с готическим романом (действие по больше части происходит ночью, мотивы смерти и смертного часа, сны и галлюцинации героев, ужасы проклятых мест, зомби, вампиры), с конспирологическим романом (тайный заговор, тайная организация), с детективом и с женским / дамским романом (любовная история).
2 В турецкой литературе городская фэнтези впервые появилась в произведениях постмодернистских авторов в середине 1980–1990-е гг. Самым ярким представителем, работавшем в этом жанре, была Назлы Эрай [Репенкова, 2010, с. 166–187]. В 2000-е гг. к городской фэнтези обратились писатели-представители массовой литературы Джеляледдин Озджан, Фунда Озлем Шеран, Эрбут Кайа, Догу Юджель, Гюльшан Эликбанк и др. Обилие имен заставляет говорить об этом художественном явлении как о весьма существенном, требующем специального изучения. Тем более что оно практически остается вне внимания турецкой критики.
3 Важной чертой турецкой городской фэнтези является ее антропоценричность. При разграничении двух миров («своего» человеческого и «чужого» нечеловеческого – джиннов, пэри, дэвов, вампиров, зомби, пришельцев из космоса, Несуществующих / Нулей и др.) предпочтение отдается «своему», миру человека. Поэтому в турецкоязычной фэнтези все нечеловеческие персонажи оцениваются с позиции героя-человека. В западноевропейской фэнтези в центр ставится «чужой», что дает возможность говорить об «эльфоцентричности фэнтези толкиновской традиции» [Хоруженко, 2015, с. 16]. Антропоцентричность повествования отчетливо просматривается в типичной городской фэнтези, которой является роман Фунды Озлем Шеран1 (род. 1984) «Смертный час» (Ecel, 2014). Этот роман в 2014 г. получил вторую премию на конкурсе национального фантастического романа, проводимом Клубом писателей-фантастов Xasiok. Роман Ф.О. Шеран по своим сюжетным ходам, героям, юмору и волшебно-фантастическим элементам является турецким вариантом американского фантастического комедийного фильма «Охотники за приведениями» (1984) режиссера Айвана Райтмана и американских мультсериалов «Настоящие охотники за привидениями» (1986–1991) и «Экстремальные охотники за привидениями» (1997). В турецком романе, как и в американских фильмах, команда «охотников за страшилищами» (девушка Эдже, молодые люди Зия, Жессе, Дженк, Джейхун, Гёкче, Эрдем, Омер, Хайри и их руководитель Огуз-бей) гоняются в Стамбуле за джиннами и зомби, занимаются исследованием паранормальных явлений и потустороннего мира. Эта стамбульская команда (команда анти-джинн) «работает» в азиатской части города. Штаб-квартира команды в баре-клубе «Gulyabani» (Демон /Злой дух) в районе Кадыкей. 1. Ф.О. Шеран – автор многочисленных рассказов и повестей, созданных в жанрах фэнтези, фантастики и ужасов. Она участвовала в известных антологиях современной турецкой фантастики «Темные новогодние рассказы» (Karanlık Yılbaşı Öyküleri, 2017), «Йылгайак. Анатолийские страшные истории-3» (Yılgayak. Anadolu Korku Öyküleri-3, 2017), «Женщины в темноте» (Karanlıktaki Kadınlar, 2018). В фэнтезийном жанре написаны ее романы «Большая доза будущего» (Yüksek Doz Gelecek, 2017), «Призрачная музыка» (Hayalet Müzik, 2019). Последний роман издан в соавторстве с А.З. Аккуш, Х. Балджи, М.Б. Йалтырыком, М. Байкалом и др. Ф.О. Шеран много работает и в области детской фантастической литературы.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 598

Оценка читателей: голосов 0

1. Афанасьева Е.А. Жанр фэнтези: проблема классификации. Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). Сборник материалов Международной научной конференции 29–31 марта 2007 г. Самара: Издательский Дом «Раритет», 2009. С.86–92.

2. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М: Высшая школа, 2008.

3. Лебедев И.В. Жанровая классификация современного русского фэнтези: постановка проблемы. Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 7. С. 56–58.

4. Мкртчан Т.Ю., Пустоветова А.О. К вопросу о классификации жанра фэнтези, 2016. web.snauka.ru/issues/2016/02/64387 (accessed: 31.10.2020).

5. Репенкова М.М. Вращающиеся зеркала. Постмодернизм в литературе Турции. М.: Восточная литература, 2010.

6. Сафрон Е.А. Жанр городской легенды как один из элементов поэтики городской фэнтези. Филология и Человек. 2017. №3. С. 139–147.

7. Сафрон Е.А. Классификация сюжетов городской фэнтези: постановка проблемы. Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11(63). С. 92–96.

8. Хоруженко Т.И. Тайный город или город тайн: фэнтези на стыке с конспирологическим романом. Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения. 2017. №3. С. 130–137.

9. Хоруженко Т.И. Русское фэнтези: на пути к метажанру. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. Кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2015.

10. Шидфар Р. Бесконечная история. Очерк развития зарубежной фэнтези. Книжное дело. 1997. № 9. С. 86–90.

11. Baldick C. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms. Oxford: Oxford University Press, 2001. (in English)

12. Elikbank G. Yalancılar Ve Sevgililer. İstanbul: Kırmızı Kedi, 2015. (in Turkish)

13. Şeran F.Ö. Ecel. İstanbul: İthaki, 2014. (in Turkish)

14. Yücel D. Varolmayanlar. İstanbul: Doğan Kitap, 2015. (in Turkish).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх