Реконструкция главного храма в Абу Эртейле по сохранившимся архитектурным деталям

 
Код статьиS086919080011605-2-1
DOI10.31857/S086919080011605-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы54-67
Аннотация

Археологические раскопки храмового комплекса в Абу Эртейле российско-итальянской экспедицией ведутся с 2009 г. За последние годы было обнаружено два храма различного размера – т.н. главный и малый, относящиеся к Мероитскому периоду Кушитского царства. В процессе раскопок главного храма, ведшихся в 2014–2018 гг., были обнаружены, как целые, так и фрагменты архитектурных деталей, выполненных из песчаника – полукруглые карнизы, валики (торусы), части от выпусков водосточных желобов, фрагменты колонн и капителей, и другие небольшие детали. Несмотря на то, что стены храма сохранились на высоту чуть более метра, анализ обнаруженных деталей позволил осуществить его общую реконструкцию – высоту пилона, колонн и стен.

Перед началом реконструкции, был проанализирован план храма с целью выявления мер длины, использованной древними строителями и общих принципов его геометрического построения. Известно, что прямое египетское влияние отразилось на, применяемых мероитскими строителями, строительных технологиях, мерах длины и пропорциях. В результате действительно было выявлено применение египетского локтя при сооружении храма и его габаритные размеры, заданные простым отношением сторон с круглыми значениями египетских локтей. Анализ пропорций плана показал использование отношения 8:5, известного еще с Древнего царства в Египте, для постройки внутренних помещений храма. Ориентируясь на данную пропорцию и знание об использовании ее при сооружении других подобных <em >небольшихмероитских храмов, была реконструирована высота пилона.

Опираясь на диаметр сохранившейся нижней части одной из колонн и на традицию их пропорций в других храмах данного исторического периода была реконструирована её высота. В итоге, имея полученную высоту колонны, размер сохранившегося карниза, венчающего стены и валика под ним, и предположение о вероятном устройстве кровли была рассчитана возможная оригинальная высота стен храма.

 

 

 

 

 

Ключевые словаархитектура, реконструкция, сырцовый кирпич, Судан, Абу Эртейла, Мероэ, Мероитский период
Получено17.09.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов24839
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мероитский период (ок. III в. до н.э. – IV в. н.э.) Кушидского царства (ок. IX в. до н.э. – IV в. н.э.), сменивший нападский период (до ок. III в. до н.э.), знаменовался смещением столичного центра из Напаты на юг – в Мероэ, куда была перенесена царская резиденция. Занимая выгодное положение на месте пересечения многих торговых путей, Мероэ постепенно становится политическим, а затем и религиозным центром, где строятся царские резиденции, обширные поселения, культовые сооружения, размещается царский некрополь [Welsby, 1996, p. 8, 142]. Вблизи новой столицы начинает расти поселение в Хамадабе, возникать храмовые комплексы в Аулибе и Абу Эртейле, но экономическое и идеологическое значение последних, пока остается до конца неясным [Лебедев, 2019, с. 36].
2 На данный момент комплекс в Абу Эртейле представляет собой несколько искусственных холмов, на трех из которых, получивших обозначение Ком I–III, проводились археологические раскопки совместной российско-итальянской экспедицией с 2009 г. Начиная с 2013 г. работы в основном были сосредоточены на Коме II, на котором самым крупным обнаруженным сооружением является здание т.н. главного храма, представляющего собой классический пример небольшого многокомнатного храма мероитского периода с трехчастной структурой – святилище (помещение 26), пронаос (помещение 25) и колонный зал (помещение 27). Комплексный анализ изображений и надписей на обнаруженном в святилище алтаре, керамического и др. материала, позволили отнести его сооружение к I в. н.э. [Kormysheva et al., 2019, p. 227–230].
3 Храм ориентирован приблизительно по оси восток-запад, смотря главным фасадом на восток, но достаточно точно задним фасадом на Нил. Таким образом, угол поворота главной оси храма от направления на север составляет ок. 106 градусов. Нил являлся центральным, организующим элементом пространственного понимания. Возможно, именно поэтому, все храмы в Мерое развернуты своими задними фасадами в сторону Нила [Török, 2002, p. 15, 25].
4 Вдоль северной и южной стен к храму примыкают помещения хозяйственного и культового назначения, в которые ведут боковые проходы из колонного зала и пронаоса. Несмотря на то, что храм имеет следы многочисленных перепланировок (заложенные проходы, перегораживающие помещения кирпичные стенки и др.) можно говорить, что дополнительные помещения были пристроены к главному зданию уже на этапе его сооружения. Другими словами, боковые помещения изначально задумывались и представляли с храмом единое целое. Об этом можно судить по идентичности устройства и материалов фундамента и стен сооружений, а также, стратиграфическим данным устройства полов, пристроенных помещений. Пристройка дополнительных помещений различного назначения к главному зданию, оформленному с восточной стороны пилоном, является обычной особенностью небольших мероитских храмов. Между тем, каменные архитектурные детали, найденные во время археологических раскопок, относились именно к главному зданию храма (помещения 26, 25 и 27), позволившим в дальнейшем осуществить его реконструкцию. Несколько меньшая толщина стен боковых помещений дает нам возможность предположить, что их высота была меньше чем у главного здания храма, позволяя ему доминировать. Кроме того, судя по отсутствию найденных архитектурных деталей в данных помещениях (карнизов и валиков), внешние стены боковых помещений не венчались карнизами. Отсутствие сохранившихся аналогий и наличие ряда вопросов по высоте стен, форме и конструкции кровли вынудили нас на данном этапе исследования провести реконструкцию только главного здания.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 608

Оценка читателей: голосов 0

1. Лебедев М. А. История мероитских археологических комплексов устья Вади-эль-Хавад (Судан). Восток (Oriens). 2019. №2. С. 21–48 [Lebedev M. A. History of Meroitic archaeological complexes of Wadi al-Hawad (Sudan). Vostok (Oriens). 2019. No. 2. Pp. 21–48 (in Russian)].

2. Макарова М. Н. Практическая перспектива. Екатеринбург, 2005 [Makarova M. N. Practical perspective. Ekaterinburg, 2005 (in Russian)].

3. Сергеев А. Ю., Лебедева Е. Ю., Лебедев М. А. Сырцовые кирпичи из Гизы и Абу Эртейлы: археоботанический, технологический и исторический аспекты изучения. Восток (Oriens). 2019. № 5. С. 6–20 [Sergeev A. Y., Lebedeva E. Y., Lebedev M. A. Mud bricks from Giza and Abu Erteila: archaeobotanical, technological, and historical aspects of study. Vostok (Oriens). 2019. No. 5. Pp. 6–20 (in Russian)].

4. Hinkel F. W. Proportion and Harmony. The Process of Planning in Meroitic Architecture. Egypt and Africa. Nubia from Prehistory to Islam, ed. W. V. Davies. London: British Museum Press, 1991. Pp. 220–233.

5. Hintze F. (ed.) Musawwarat es-Sufra 1, 1. Der Löwentempel. Textband. B., 1993.

6. Kormysheva E., Lebedev M., Malykh S., Vetokhov S. Abu Erteila. Excavations in progress. Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2019.

7. Lawrenz S. Building a National Heritage Registry for the Sudan: the Friedrich W. Hinkel Archive Digitization Project. International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences, Volume XLII-2/W5, 2017. 26th International CIPA Symposium 2017, 28 August-01 September 2017, Ottawa, Canada. Pp. 435–438.

8. Onderka P. Wad ben Naga: A History of the Site. Sudan and Nubia, 2014. Vol. 18. Pp. 83–92.

9. Schellinger S. M. An Analysis of the Architectural, Religious, and Political Significance of the Napatan and Meroitic Palaces. 2017.

10. Shinnie P. L., Anderson J. R. The Capital of Kush: Meroë Excavations 1973–1984. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2004.

11. Török L. The Image of the Ordered World in Ancient Nubian Art. The Construction of the Kushite Mind, 800 BC – 300 AD. Leiden-Boston-Köln: Brill, 2002.

12. Welsby D. The Kingdom of Kush. The Napatan and Meroitic Empires. London: British Museum Press, 1996.

13. Wolf P. Temples in the Meroitic South – Some aspects of typology, cult and function. Caneva I., Roccati A. (eds.) Acta Nubica, Proceedings of the X International Conference of Nubian Studies, Rome, 9–14 September 2002. Rome, 2006. Pp. 239–262.



Дополнительные библиографические источники и материалы

 

 

 

 

Рис. 1. План главного храма в Абу Эртейле с обозначением мест обнаружения архитектурных деталей (1.jpg, 1,656 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Архитектурные детали – карнизы и валики (торусы) (2.jpg, 824 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Различные архитектурные детали (3.jpg, 608 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Реконструкция высоты колонн (4.jpg, 745 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Размеры и пропорции главного храма, египетские треугольники (5.jpg, 470 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Реконструкция высоты главного фасада и конструкция кровли (6.jpg, 1,031 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх