The Laughing Culture of the Peoples of Mali and Guinea (Senankuya)

 
PIIS086919080010813-1-1
DOI10.31857/S086919080010813-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Saint Petersburg, Saint Petersburg, Russia
Occupation: Leading research fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: 119334 Kosygina ul. 5, 206
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages150-160
Abstract

Laughter in the culture of the peoples of Mali and Guinea is not only the way of communication, but it also serves to consolidation of society and to the self-identification of its members. This article discusses the main aspect of the laugh culture of Bamanas, Maninkas and Dogons, inhabiting Mali and Guinea, – joking relationships between different social and kin groups. Such relations are between dyamus and ethnic groups, between cousins, people of the same age class, brothers-in-law, as well as grandfathers, grandmothers and grandchildren. All such relations have explanations in the tradition and serve to neutralize any possible contradictions in relations, as well as to promote free communication between representatives of neighboring peoples and groups with different status. In general, the joking relationships are the same for all West African peoples, but there are some differences. For example, there are at least two degrees of joking relationships among the Dogon: by consanguinity, brotherhood, and neighborhood. According to the authors’ deep conviction, based on observations made during numerous expeditions of the Institute of Oriental Studies, RAS, to Mali, only those relations do not allow the conflict in the Dogon Country to turn into a full-scale civil war. Given the huge role of traditions in the lives of the Manden and neighboring peoples, systems such as Senankuya and Jamu should still be involved in resolving conflicts, both social and inter-ethnic. The institution of joking relationships in Mali, Guinea, and Burkina Faso has not only survived, but has also been able to integrate itself into modern political culture. It is important to note that its impact on both the political and social life of West African societies is most positive: it is Senankuya that prevents conflicts from taking extreme forms.

Keywordstradition, joking relationship, Manden, Dogon
Received10.08.2020
Publication date31.08.2020
Number of characters31447
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Смех всегда не только являлся одним из способов коммуникации, но и служил для консолидации общества и самоидентификации его членов. Культура манден и их соседей догонов, как и другие африканские культуры, в этом смысле не составляет исключения. Роль смеха в социуме не до конца изучена; функций у него много, и некоторые из них в разных культурах различаются достаточно сильно. Понять шутки чужой культуры сложно, но без этого невозможно понять саму эту культуру.
2 Первое, что бросается в глаза в Африке, – большое количество смеющихся людей. Если приезжий европеец владеет местными языками, то нередко он бывает шокирован: африканцы постоянно подшучивают друг над другом, причём, с точки зрения чужака, иной раз очень жестоко. Часть такого общения – ритуальное подшучивание, включенное в так называемое шуточное родство.
3

СИСТЕМА ДЖАМУ И ШУТОЧНОЕ РОДСТВО

4 В академической литература senankya упоминается под многочисленными именами. В настоящее время большинство ученых классифицируют это как «шуточное родство», «шутливые отношения» или «шуточный союз» (в англоязычной литературе – “joking relationship”, “joking alliance”, “joking kinship”; во франкоязычной – “parenté à plaisanterie”). Подобные шутливые отношения встречаются по всей Западной Африке. В Мали – это “senankunya.” В Буркина-Фасо (у моси) – “rakiré”, у сонинке Кот д’Ивуара – “toukpê” или “kalungoraxu”.
5 Система сенанкуя (шуточного родства) связана с системой джаму, базовым делением общества манден и других народов Западной Африки, которая в наши дни по преимуществу относится к системе родства. Джаму – социальная группа, основанная на представлении об общем предке и происхождении, имеющая профессиональные и брачные ограничения и определенную систему взаимодействия с другими такими же группами. Иногда джаму называют кастами, так как роды связаны с определенным родом занятий, но некоторые этносы также связаны с определенной профессиональной деятельностью: фульбе изначально были скотоводами, бозо – рыболовами и т. д. Сенанкуя может существовать между различными джаму, между двумя этносами, между джаму и этносом, между этносом и профессиональной группой (кастой). К примеру, такие отношения существуют между всеми догонами и джаму Кейта (догоны считают себя младшими братьями Кейта) или между фульбе и всеми кузнецами. Такой вид сенанкуя существует там, где бок о бок живут несколько этносов [Завьялова, 2016]1. 1. Есть предположение, что это специфические отношения между любыми контактирующими группами, которые имели или имеют возможности социального конфликта при интеграции в единую нацию, часто за ними закреплены профессиональные функции, ведущие к неминуемым противоречиям.
6 В целом система сенанкуя призвана предотвращать конфликты между многочисленными этническими, субэтническими, профессиональными (кастами) и другими группами населения Западной Африки. Приведём только два примера. Cами манинка в Ньягассоля (Гвинея, округ Сигири) говорят, что если здесь повсюду живут Кейта и они безусловно из правящего клана, то для них все в этой местности будут сенанку2. Основная функция сенанкуя в этом случае – сглаживание и/или предотвращение конфликтов на почве неравенства между традиционной аристократией и основной массой населения. Другой очевидный пример – отношения сенанкуя между фульбе и кузнецами. Поскольку фульбе – скотоводы и едва ли не основные потребители изделий кузнецов, между этими двумя группами возможны споры и конфликты. 2. Senanku, sananku>>>> по шуточному родству.

Number of purchasers: 0, views: 824

Readers community rating: votes 0

1. Zav'ialova O. Iu. The System and Concept of Dyamu from Manding (Guinea) based on oral sources. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 13. Asian and African Studies. 2016. No. 3. Pp. 101–115 (in Russian).

2. Kutsenkov P.A. Chiefs, joking relations and state in Mali. Vostok (Oriens). 2018. № 4. Pp. 88–101(in Russian).

3. Kutsenkov P.A. Oral traditions of Ené village (the Dogon Country). Vostok (Oriens). 2019. № 4. Pp. 51–59 (in Russian).

4. Misiugin V.M. Three brothers in the system of archaic norms of inheritance of power. Afrikanskii sbornik. Istoriia, etnografiia. Moscow: Nauka, 1983. Pp. 85–134 (in Russian).

5. Cɛ Sigidamaw. Etapes de la vie de l’homme bambara dans la societe traditionnelle. Falajɛ, C.E.L. 1989. http://cormand.huma-num.fr/biblio/ouvrages/ce_sigidamaw.pdf (in Bamana) (accessed: 03.02.2020).

6. Doumbia K.F. Le sanankuya peut sauver le centre du Mali. Bamada.net. 10.01.2019. http://bamada.net/%EF%BB%BF karamoko-fabla-doumbia-le-sanankuya-peut-sauver-le-centre-du-mali (accessed: 25.01.2020).

7. Doumbia T. Les relations à plaisanterie dans les sociétés mandingues. Recherches africaines : Annales de la Faculté des lettres, langues, arts et sciences humaines de Bamako. Bamako: Université du Mali, janvier-juin. 2002. Pp. 28–42.

8. Konkobo M. Parenté à plaisanterie au Burkina : Il faudra la sauvegarder. Burkina 24. Mai 7. 2013. http://www.burkina24.com/ 2013/05/07/parente-a-plaisanterie-au-burkina-il-faudra-la-sauvegarder/ (дата обращения 24.12.2019).

9. Kouyaté S. Le cousinage à plaisanterie : Notre héritage commun. Conakry: Ganndal, 2003.

10. La parenté à plaisanterie entre Dogon et Bozo. http://youssoufoye.unblog.fr/2008/11/23/la-parente-a-plaisanterie-entre-dogon-et-bozo/ (дата обращения – 24.12.2019).

11. Marchand T.H.J. Bozo-Dogon Bantering: Policing Access to Djenne’s Building Trade with Jests and Spells. Traditional Dwellings and Settlements Review Journal of the International Association for the Study of Traditional Environments. (14) No. 2. 2003. Pp. 47–63.

12. Rambaud G. Le bienfait des railleries ethniques. Afrik.com. 5.03.2004 https://www.afrik.com/le-bienfait-des-railleries-ethniques (дата обращения – 20.12.2019).

Система Orphus

Loading...
Up