Смеховая культура народов Мали и Гвинеи (сенанкуя)

 
Код статьиS086919080010813-1-1
DOI10.31857/S086919080010813-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Россия
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: 119334 ул. Косыгина, 5, 206.
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы150-160
Аннотация

Смех в культуре народов Мали и Гвинеи не только является одним из способов коммуникации, но и служит для консолидации общества и самоидентификации его носителей. В данной статье рассматривается основной аспект смеховой культуры бамана, манинка и догонов, населяющих Мали и Гвинею, – шуточные отношения между различными социальными и родственными группами. Таковыми отношениями являются «шуточное родство» между джаму и этническими группами, между двоюродными братьями, людьми одного возрастного класса, свояками, а также дедушками, бабушками и внуками. Все такие отношения имеют объяснения в традиции и служат нейтрализации возможных противоречий в отношениях, а также способствуют свободному общению между представителями различных народов и разностатусных групп. В целом отношения по шуточному родству одинаковы у всех западноафриканских народов, но есть и отличия – так, у догонов существуют, по крайней мере, две степени шуточного родства: по кровному родству, братству и по соседству. По глубокому убеждению авторов, основанному на наблюдениях, сделанных в ходе многочисленных экспедиций Института востоковедения РАН в Мали, именно эти отношения не позволяют конфликту в Стране догонов перейти в полномасштабную гражданскую войну. Учитывая огромную роль традиций в жизни манден и соседних народов, такие системы, как сенанкуя и джаму, и сегодня должны быть задействованы в решении конфликтов, как социальных, так и межэтнических. Институт шуточного родства в Мали, Гвинее и Буркина-Фасо не только выжил, но и оказался способным вжиться в современную политическую культуру. Важно отметить, что его влияние и на политическую, и на социальную жизнь западноафриканских обществ является самой позитивной: именно сенанкуя не даёт конфликтам принимать крайние формы.

Ключевые словатрадиция, шуточное родство, манден, догоны
Получено10.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов31447
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Смех всегда не только являлся одним из способов коммуникации, но и служил для консолидации общества и самоидентификации его членов. Культура манден и их соседей догонов, как и другие африканские культуры, в этом смысле не составляет исключения. Роль смеха в социуме не до конца изучена; функций у него много, и некоторые из них в разных культурах различаются достаточно сильно. Понять шутки чужой культуры сложно, но без этого невозможно понять саму эту культуру.
2 Первое, что бросается в глаза в Африке, – большое количество смеющихся людей. Если приезжий европеец владеет местными языками, то нередко он бывает шокирован: африканцы постоянно подшучивают друг над другом, причём, с точки зрения чужака, иной раз очень жестоко. Часть такого общения – ритуальное подшучивание, включенное в так называемое шуточное родство.
3

СИСТЕМА ДЖАМУ И ШУТОЧНОЕ РОДСТВО

4 В академической литература senankya упоминается под многочисленными именами. В настоящее время большинство ученых классифицируют это как «шуточное родство», «шутливые отношения» или «шуточный союз» (в англоязычной литературе – “joking relationship”, “joking alliance”, “joking kinship”; во франкоязычной – “parenté à plaisanterie”). Подобные шутливые отношения встречаются по всей Западной Африке. В Мали – это “senankunya.” В Буркина-Фасо (у моси) – “rakiré”, у сонинке Кот д’Ивуара – “toukpê” или “kalungoraxu”.
5 Система сенанкуя (шуточного родства) связана с системой джаму, базовым делением общества манден и других народов Западной Африки, которая в наши дни по преимуществу относится к системе родства. Джаму – социальная группа, основанная на представлении об общем предке и происхождении, имеющая профессиональные и брачные ограничения и определенную систему взаимодействия с другими такими же группами. Иногда джаму называют кастами, так как роды связаны с определенным родом занятий, но некоторые этносы также связаны с определенной профессиональной деятельностью: фульбе изначально были скотоводами, бозо – рыболовами и т. д. Сенанкуя может существовать между различными джаму, между двумя этносами, между джаму и этносом, между этносом и профессиональной группой (кастой). К примеру, такие отношения существуют между всеми догонами и джаму Кейта (догоны считают себя младшими братьями Кейта) или между фульбе и всеми кузнецами. Такой вид сенанкуя существует там, где бок о бок живут несколько этносов [Завьялова, 2016]1. 1. Есть предположение, что это специфические отношения между любыми контактирующими группами, которые имели или имеют возможности социального конфликта при интеграции в единую нацию, часто за ними закреплены профессиональные функции, ведущие к неминуемым противоречиям.
6 В целом система сенанкуя призвана предотвращать конфликты между многочисленными этническими, субэтническими, профессиональными (кастами) и другими группами населения Западной Африки. Приведём только два примера. Cами манинка в Ньягассоля (Гвинея, округ Сигири) говорят, что если здесь повсюду живут Кейта и они безусловно из правящего клана, то для них все в этой местности будут сенанку2. Основная функция сенанкуя в этом случае – сглаживание и/или предотвращение конфликтов на почве неравенства между традиционной аристократией и основной массой населения. Другой очевидный пример – отношения сенанкуя между фульбе и кузнецами. Поскольку фульбе – скотоводы и едва ли не основные потребители изделий кузнецов, между этими двумя группами возможны споры и конфликты. 2. Senanku, sananku>>>> по шуточному родству.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 857

Оценка читателей: голосов 0

1. Завьялова О.Ю. Система и понятие джаму у манден (Гвинея) по устным источникам. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение и Африканистика. 2016. № 3. С. 101–115.

2. Куценков П.А. Вожди, шуточное родство и государство в Республике Мали. Восток (Oriens). 2018. № 4. С. 88–101.

3. Куценков П.А. Устные традиции деревни Энде (Страна догонов). Восток (Oriens). 2019. № 4. С. 51–59.

4. Мисюгин В.М. Три брата в системе архаических норм наследования власти. Африканский сборник. История, этнография. Москва: Наука, 1983. С. 85–134.

5. Cɛ Sigidamaw. Etapes de la vie de l’homme bambara dans la societe traditionnelle. Falajɛ, C.E.L. 1989. http://cormand.huma-num.fr/biblio/ouvrages/ce_sigidamaw.pdf (in Bamana) (accessed: 03.02.2020).

6. Doumbia K.F. Le sanankuya peut sauver le centre du Mali. Bamada.net. 10.01.2019. http://bamada.net/%EF%BB%BF karamoko-fabla-doumbia-le-sanankuya-peut-sauver-le-centre-du-mali (accessed: 25.01.2020).

7. Doumbia T. Les relations à plaisanterie dans les sociétés mandingues. Recherches africaines : Annales de la Faculté des lettres, langues, arts et sciences humaines de Bamako. Bamako: Université du Mali, janvier-juin. 2002. Pp. 28–42.

8. Konkobo M. Parenté à plaisanterie au Burkina : Il faudra la sauvegarder. Burkina 24. Mai 7. 2013. http://www.burkina24.com/ 2013/05/07/parente-a-plaisanterie-au-burkina-il-faudra-la-sauvegarder/ (дата обращения 24.12.2019).

9. Kouyaté S. Le cousinage à plaisanterie : Notre héritage commun. Conakry: Ganndal, 2003.

10. La parenté à plaisanterie entre Dogon et Bozo. http://youssoufoye.unblog.fr/2008/11/23/la-parente-a-plaisanterie-entre-dogon-et-bozo/ (дата обращения – 24.12.2019).

11. Marchand T.H.J. Bozo-Dogon Bantering: Policing Access to Djenne’s Building Trade with Jests and Spells. Traditional Dwellings and Settlements Review Journal of the International Association for the Study of Traditional Environments. (14) No. 2. 2003. Pp. 47–63.

12. Rambaud G. Le bienfait des railleries ethniques. Afrik.com. 5.03.2004 https://www.afrik.com/le-bienfait-des-railleries-ethniques (дата обращения – 20.12.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх