[Review of:] Shimon Peres. No Room for Small Dreams. Courage, Imagi-nation, and the Making of Modern Israel. Мoscow: “Mann, Ivanov & Fer-ber”, 2020. 320 р.

 
PIIS086919080010703-0-1
DOI10.31857/S086919080010703-0
Publication type Review
Source material for review Перес, Шимон. Робким мечтам здесь не место. О смелости, вообра-жении и становлении современного Израиля. Пер. с англ. Ольги Чумичевой. М.: Манн, Иванов, и Фербер, 2020. 320 с.
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Moscow, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages247-253
Abstract

 

 

 

Keywords
Received30.07.2020
Publication date31.08.2020
Number of characters22251
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Перед читателем мемуары Шимона Переса. Его имя говорит само за себя. Он прожил невероятную жизнь, пройдя путь от мальчика из еврейского местечка до патриарха израильской политики. Девятый президент Израиля, премьер-министр, министр обороны, иностранных дел – вот неполный список всех должностей, которые он занимал за многолетнюю политическую деятельность. 48 лет (с перерывами) Перес был депутатом израильского парламента. Лауреат Нобелевской премии мира, он считал необходимым развитие отношений между Израилем и арабскими государствами. Особое внимание уделял урегулированию палестино-израильского конфликта. Наряду с Давидом Бен Гурионом, Голдой Меир, Ицхаком Рабиным Шимон Перес внес выдающийся вклад в создание и развитие еврейского государства. Он делал все возможное, чтобы Ближний Восток из региона нестабильности обрел предсказуемость и благополучие. Для Переса характерны готовность идти на оправданный риск, принимать непопулярные решения, признавать ошибки.
2 Семейное древо Переса уходит корнями в Вишнево, еврейское местечко; его мама Сара была учительницей русского языка, а дед, раввин Гирш Мельцер, наряду с обучением внука Талмуду читал ему по-русски Достоевского и Толстого. Особый пиетет к русской культуре Перес пронес через всю жизнь. В воспоминаниях Перес мысленно возвращается в «еврейскую деревню Вишнево», где он родился в 1923 г. Тогда это была Польша, а ныне – поселок в Гродненской области. «В местечке было три улицы, с простыми деревянными домами» (с. 18). В 1941 г. немецко-фашистские войска здесь устроили гетто. 30 августа 1942 г. более 2 тысяч человек были сожжены. Местечко перестало существовать. Идеи основателя политического сионизма Т. Герцля стали вдохновляющими для Переса. Он вынес благодарность погибшему в гетто деду: «Он был первым, кто научил меня истории еврейского народа, познакомил меня с Торой. Я присоединялся к нему каждую субботу в синагоге и следил за ежедневным чтением» (с. 23). В 1932 г. в Палестину отправился отец Переса, а вскоре и он сам.
3 В Палестине Перес работал в сельскохозяйственной коммуне – кибуце. Там молодой человек познакомился с Соней Гельман. Она стала его «первой и единственной любовью». На собраниях молодые люди ставили задачу – защищать свою землю, создать новое общество. Некоторые образцом для еврейского государства считали советскую систему. Перес же доказывал, что стиль правления Сталина «гибельный для социалистического идеала». Он вступает в молодежное движение «Ха -Ноар ха Овед», «Рабочая и учащаяся молодежь», цель которого – воспитание новых поколений в духе социалистического сионизма. Знакомится с Берлом Кацнельсоном – одним из лидеров МАПАЙ (Рабочая партия Земли Израиля). Вскоре Перес встретился с одним из «отцов-основателей» будущего государства Давидом Бен Гурионом – «лидером еврейского народа в Подмандатной Палестине». «Он стремился к независимости евреев не только во имя создания государства, но и для выполнения нашей исторической миссии: стать примером для всего человечества». «Видение Бен Гуриона – государство безопасное, демократическое и социалистическое» (с. 41) – вдохновляло Переса в трудное время принятия важных политических решений. Вскоре Перес обратился к политической деятельности. Как координатор движения «Ха-Ноар» он участвовал в спорах и дискуссиях, касающихся проблемы территорий. Многие опасались, что будущее государство будет ограниченным клочком земли, не способным прокормить все возраставшее число прибывающих иммигрантов. Но Перес, как и Бен Гурион, полагал, что «доминирующим моральным соображением было выживание нации, а не размер государства» (с. 45). В Тель-Авиве в сентябре 1945 г. на съезде «Рабочей и учащейся молодежи» присутствовали и лидеры МАПАЙ. Была поддержана политическая платформа, предложенная Пересом: «Разделенная Палестина явно предпочтительнее сегодня, чем Большой Израиль завтра» (с. 52). В 22 года он избран генеральным секретарем Движения. Тогда же Перес познакомился с Моше Даяном. Они поддержали позицию Бен Гуриона, готового использовать силу ради продолжения еврейской иммиграции. Накануне решающего этапа борьбы за независимость Бен Гурион и его сподвижники осознавали тот факт, что Генеральная Ассамблея ООН проголосует за резолюцию о разделе Палестины. Это неизбежно вело к созданию еврейского государства и к войне арабских государств против него. Было принято решение преобразовать еврейские силы самообороны в Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ), но у бойцов не оказалось необходимого оружия. Заняться этим вопросом предложено Пересу. Ближний Восток находился в то время под западным эмбарго. Сталин полагал, что «демонстрация поддержки может приблизить нашу молодую социалистическую страну к его коммунистической империи» (с. 70) – вспоминал Перес. В минуты голосования в ГА ООН «мы услышали слова, которые изменили ход еврейской истории: “Резолюция принята 33 голосами; 13 – против и 10 воздержалось”» (с. 73).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 593

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up