Политическая идентичность и ее влияние на внешнюю политику государств Ближнего Востока

 
Код статьиS086919080009039-9-1
DOI10.31857/S086919080009039-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший лаборант-исследователь
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы55-73
Аннотация

В начале XXI в. на фоне обострившегося кризиса государственности и конфликтов страны Ближнего Востока переживают рост политизации идентичностей. Все более активно реализуют себя в политическом поле группы, идентифицирующие себя по общим этническим, религиозным, конфессиональным признакам и формулирующие на этой основе политические требования.

Использование идентичностей в процессе мобилизации для достижения политических целей показывает, что существующие различия между ними сами по себе не являются драйверами конфликта, а становятся таковыми в процессе политизации. Соответственно попытки объяснить политику участников международных отношений исключительно через примордиальный конфликт идентичностей малопродуктивны. В то же время рассмотрение политической идентичности может объяснить выбор государствами региона союзников и симпатизантов.

В статье представлен подход к решению поставленной задачи на основе проведения системно-исторического и сравнительного анализа и рассмотрения отдельных кейсов. Ближневосточные государства дают примеры как «классического» варианта идейно-партийной аффилиации, в основном привнесенной Западом, так и политизации местных идентичностей. Их соотношение внутри стран, а также трансляция во внешнюю политику рассмотрены в статье на примере Турции, Сирии, Ливана, Израиля и Ирана.

Если в турецком обществе преобладает политическая самоидентификации по идеологическому признаку, то в Сирии в условиях конфликта конфессиональные идентичности вышли на первый план. В Ливане конфессиональная система все еще определяют функционирование институтов. В Израиле, где религия является важнейшим элементом национальной идентичности, на политическом поле наблюдается симбиоз светских идеологий и религиозного дискурса. В Иране революция превратила исламско-шиитскую идентичность в основной компонент «официальной идеологии».

Использование фактора идентичности во внешней политике ситуативно. Акцентирование религиозной или конфессиональной идентичности может выглядеть анахронизмом в условиях широкого международного взаимодействия и даже оттолкнуть потенциальных партнеров. И все же прогнозирование развития конфликтных тенденций в регионе вряд ли возможно без учета фактора политической идентичности.

Ключевые словаполитическая идентичность, Ближний Восток, идеология, множественные идентичности, современные и традиционные факторы, внешняя политика, региональные международные отношения
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках проекта №19-011-31318 «Влияние факторов формирования политической идентичности на внешнюю политику стран ближневосточного региона» в Национальном исследовательском институте мировой эко-номики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Получено31.03.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов45961
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ Проявления политической идентичности столь же многочисленны, сколь многочисленны группы, идентифицирующие себя по общим идеологическим, этническим, религиозным, конфессиональным, племенным, расовым, территориальным, гендерным признакам и формулирующие на этой основе политические требования. «Политическая идентичность формируется в процессе политизации этих идентичностей, вовлечения их носителей в отношения, связанные с реализацией политических интересов, и становится, таким образом, одной из важнейших категорий, позволяющих концептуализировать динамику общественных отношений», – отмечала российский исследователь И.С. Семененко [Идентичность…, 2017, с. 72].
2 Современные политологические исследования сфокусированы на том, каким образом проявляют себя культура и идентичность, «как они конструируются, изобретаются и коммерциализируются в качестве средств достижения политических целей» [Coate, Thiel, 2010, p. 3].
3 К понятию «политическая идентичность» тесно примыкает политика идентичности, обозначающая борьбу ущемленных в социальном и политическом отношении групп за общественное признание и политическое представительство [Diamond, 2012, p. 64].
4 Политика идентичности берет за основу те характеристики группы, которые отличают ее от остального общества. Известный российский этнолог В.А. Тишков отмечал, что социально-культурные общности можно рассматривать как социальные конструкции, суть которых «составляет разделяемое индивидуумами представление о принадлежности к общности, или идентичность, а также возникающая на ее основе солидарность» [Тишков, 1997, c. 28]. Политика идентичности превращает политические, правовые и культурные запросы таких социальных групп в политическую программу [Kalın, 2006].
5 Повышенное внимание специалистов к данной проблеме далеко не случайно. Политическая идентичность – одна из ключевых характеристик общественных отношений, не только отличающая политические системы, но и влияющая на внешнеполитическое поведение различных акторов международных отношений. Внешнеполитические стратегии государств, поиск ими союзников и партнеров нередко предполагают использование идентичности как политического инструмента. По мнению Кристины Коуш, представляющей американский Фонд Маршалла в Германии, «политические элиты во всем мире пользуются растущей привлекательностью политики идентичности, обращающейся к конкретным группам …» [Kausch, 2018, p. 49].
6 Политизация идентичностей и их борьба за справедливое представительство и доступ к ресурсам в принципе тесно связаны. Некоторые западные авторы даже склонны сводить политику идентичности к попытке «преодолеть отсутствие политического представительства» или к стремлению «трансформировать массу разнообразных предпочтений в политический курс через институты представительства ...» [Dalgliesh, 2013, p. 73].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1216

Оценка читателей: голосов 0

1.  Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

2. Жигалина О.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

3. Звягельская И.Д. История Государства Израиль. М.: Аспект-Пресс, 2012.

4. Звягельская И.Д., Кузнецов В.А. Государство на Ближнем Востоке. Будущее началось вчера. Международные процессы. 2017. Т. 15. № 4(51). С. 6–19.

5. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. ИМЭМО РАН. М.: Издательство «Весь Мир», 2017.

6. Киреев Н.Г. Исламо-турецкий синтез в государственной идеологии Турции. Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Москва: ИВ РАН, 2015. С. 229–240

7. Косач Г.Г. Палестинский национализм: становление и эволюция. Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Москва: ИВ РАН, 2015. С. 116–129.

8. Кудряшова И.В. Политические изменения и трансформация идентичности в странах мусульманского Востока. Политическая идентичность и политика идентичности. В 2 томах. Т. 2: Идентичность и социально-политические измерения в XXI веке. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2012. С. 155–183.

9. Кузнецов В.А. От Океана до Залива: идентичность одного региона в условиях неомодерна. Вестник Московского Университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2019. Т. 11, № 2. С. 9–39.

10. Надтока Р. Религиозный вектор внешней политики Исламской Республики Иран: В поисках баланса. Политическое образование. 2018. http://lawinrussia.ru/content/sootnoshenie-religii-i-vneshney-politiki-islamskoy-respubliki-iran (дата обращения: 5.11.2018).

11. Наумкин В.В. Глубоко разделенные общества. Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика, 2015. № 1. С. 66–96.

12. Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Москва: ИВ РАН, 2015.

13. Нессар М.О. Этноплеменной фактор и политический процесс в современном Афганистане. Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Москва: ИВ РАН, 2015. С. 379–383.

14. Оганисян Л.Д. Политика США и ЕС в Тунисе: поддержка демократизации. Восток (Oriens). 2016. № 3. С. 127–137.

15. Орешкова С.Ф. К вопросу об этнической идентификации мусульманских народов: османский опыт. Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Москва: ИВ РАН, 2015. С. 159–163.

16. Орлов В.В. Самоотождествление в арабском мире: этническое, конфессиональное, национальное. Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Москва: ИВ РАН, 2015. С. 147–158.

17. Политическая идентичность и политика идентичности. В 2х томах. Т.1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.

18. Политическая идентичность и политика идентичности. В 2х томах. Т. 2: Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке. Отв. ред. И.С. Семененко. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2012.

19. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. Ислам. Религия, общество, государство. Отв. ред. П.А. Грязневич, С.М. Прозоров. М.: Наука, ГРВЛ, 1984. С. 204–211.

20. Савичева Е.М. Ливанский кризис: гражданская война и ненадежный мир. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2008. № 2. C. 29–40.

21. Семененко И.С. Политика идентичности и политическая идентичность. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. № 2. С. 5–24.

22. Семененко И.С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст. ПОЛИС. Политические исследования. 2016. № 4. С. 8–28.

23. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей. Под ред. М.Б. Олкотт, В.А. Тишкова и А.В. Малашенко. М.: Московский центр Карнеги, 1997. C. 15–43.

24. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран в 1979–2010 гг.: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. историч. наук: 07.00.15. РУДН. М.: 2012.

25. 2017 Report on International Religious Freedom: Lebanon. International Religious Freedom Report for 2017. United States Department of State. https://www.state.gov/reports/2017-report-on-international-religious-freedom/lebanon/ (accessed: 15.11.2019).

26. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983.

27. Anderson L. Power-sharing in Kirkuk. Power sharing in deeply divided places. Ed. by McEvoy J., O’Leary B. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2013. Pp. 364–385.

28. Brubaker R. Ethnicity without Groups. Cambridge: Harvard University Press, 2002.

29. Burton J. Conflict: Resolution and Prevention. London: The Macmillan Press Ltd, 1990.

30. Calhoun C. Social Theory and the Politics of Identity. Oxford: Blackwell. 1994.

31. Coate R., Thiel M. Identity Politics and Political Identities: Local Expressions of Globalizing World. Identity Politics in the Age of Globalization. Ed. by R. Coate, M. Thiel. Boulder: FirstForumPress, 2010. Pp. 1–30.

32. Dalgliesh B. Problematizing the Political Theory of Identity Politics: Towards an Agonistic Freedom. KRITIKE. 2013. Vol 7. No. 1. Рp. 69–95.

33. Devlin J. The Baath Party: Rise and Metamorphosis. The American Historical Review. 1991. Vol. 96, Issue 5. Pp. 1396–1407.

34. Diamond E. Identity Politics Then and Now. Theatre Research International. 2012. Vol. 37, No. 1. Pp. 64–67.

35. Duran B. Erdoğan’ın BM’deki Feryadı. Kriter Dergisi. Ekim 2019 / Yıl 4, Sayı 39. S. 6–8 [Duran B. Erdogan’s Call on the UN. Kriter Journal. October 2019 / Year 4, No. 39. Pp. 6–8 (in Turkish)].

36. Final election results see Likud up to 32 Knesset seats. Israel Hayom. https://www.israelhayom.com/2019/09/25/final-election-results-see-likud-up-to-32-knesset-seats/ (accessed: 25.09.2019).

37. Fukuyama F. Identity: The Demand for Dignity and the Politics of Resentment. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2018.

38. Güzel H.C. Tek çözüm: 'Türk Milleti' üst kimlik -1. Sabah Gazetesi. 09.10.2013. https://www.sabah.com.tr/yazarlar/guzel/2013/10/09/tekcozum-turk-milleti-ust-kimlik-1 [Guzel H.C. The Only Decision: ‘Turkish People’ is the Upper-Level Identity -1. Sabah Newspaper. 09.10.2013 (in Turkish)].

39. Hinnebusch R. The international politics of the Middle East: Second edition. Manchester: Manchester University Press, 2015.

40. Hogan P.C. Colonialism and Cultural Identity: Crises of Tradition in the Anglophone Literatures of India, Africa, and the Caribbean. Albany: State University of New York Press, 2000.

41. Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict. Los Angeles: University of California Press, 1985.

42. Huntington S.P. The Clash of Civilizations? Foreign Affairs.1993.Vol. 72. No. 3. Pp. 22–49.

43. Jaafar R., Stephan M.J. Lebanon’s Independence Intifada: How an Unarmed Insurrection Expelled Syrian forces. Civilian Jihad. Nonviolent Struggle, Democratization and Governance in the Middle East. Ed. by M.J. Stephan. New York: Palgrave Macmillan, 2009. Pp. 169–184.

44. Kalın İ. Türkiye’nin Kimliği. SETA. 24.04.2006. https://www.setav.org/turkiyenin-kimligi/ [Kalin I. The Identity of Turkey. SETA. 24.04.2006 (In Turkish)].

45. Karpat K. Osmanlı'dan günümüze kimlik ve ideoloji. İstanbul: Timaş Yayınları, 2009 [Karpat K. Identitiy and Ideology from the Ottomans to Nowadays. İstanbul: Timas Yayinlari, 2009 (in Turkish)].

46. Kausch К. Identity Politics and Regional Order in the Levant. The Levant. Search for a Regional Order. Ed. by Mustafa Aydın. Tunis: KAS, 2018. Pp. 48–65.

47. Krayem H. The Lebanese Civil War and the Taif Agreement. Conflict resolution in the Arab world: Selected essays. Ed. by P. Salem. New York: Syracuse University Press, 1997. Pp. 411–436.

48. Kumar R. Negotiating peace in deeply divided societies: a set of simulations. New Delhi, India, Sage Publications India, 2009.

49. Laquer W. A History of Zionism. New York: Schocken Books, 2003.

50. Lijphart A. Consociational democracy. World Politics. 1969. No. 21, Рp. 207–225.

51. McCulloch A. Power-sharing and political stability in deeply divided societies. Hoboken, Taylor and Francis, 2014.

52. Muslim Millennial Attitudes on Religion and Religious Leadership II: Algeria, Iraq, Lebanon, Libya, Mauritania, Oman, Qatar, Sudan, Tunisia, Yemen. Tabah Foundation. 2017. https://mmasurvey.tabahfoundation.org/downloads/mmasurvey2_en_web-key-findings.pdf (accessed: 15.11.2019).

53. Oran B. Türkiye'de Azınlıklar. Kavramlar, Teori, Lozan, İç Mevzuat, İçtihat, Uygulama. İstanbul: TESEV Yayınları, 2004 [Oran B. Minorities in Turkey. Concepts, Regulations, Adaptation and Interpretations. İstanbul: TESEV Yayinlari, 2004 (in Turkish)].

54. Özkök E. 23 Haziran sonrasında dindarlık ne durumda Atatürkçülük ne oldu. Hürriyet Gazetesi. 31.07.2019. http://www.hurriyet.com.tr/ yazarlar/ertugrul-ozkok/23-haziran-sonrasinda-dindarlik-ne-durumda-ataturkculuk-ne-oldu-41289050 [Ozkok E. What is the State of Religiosity after June 23 and What Happened to Atatürkism. Hürriyet Newspaper. 31.07.2019 (in Turkish)].

55. Playing the Sectarian Card: Identities and Affiliations of Local Communities in Syria. Stolleis F. (ed.) Beirut: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2015.

56. Roshvald A. Ethnic Nationalism and the Fall of Empires: Central Europe, Russia and the Middle East, 1914–1923. London: Routledge, 2001.

57. Sadi R. Türküm Türkiyeli değil. Haber sitesi OdaTV. 14.02.2017. https://odatv.com/turkum-turkiyeli-degil-1402171200.html [Sadi R. I Am ‘Turkish’, I Am Not ‘from Turkey’. OdaTV News portal. 14.02.2017 (in Turkish)].

58. Saunderson W., Weinreich P. Analyzing Identity: Cross-Cultural, Societal and Clinical Contexts. London: Routledge, 2003.

59. Tajfel H. Differentiation between social groups Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978.

60. Türkdoğan O. Türk toplumunun tarihsel kimliği ve günümüz sorunları. İstanbul: IQ Kültür Sanat Yayıncılık, 2016 [Turkdogan O. Historical Identity of Turkish People and Modern Problems. İstanbul: IQ Kultur Sanat Yayıncılık, 2016 (in Turkish)].

61. Türkiye Cumhuriyeti Anayasası. 66. Madde. https://www.tbmm.gov.tr /develop/owa/tc_anayasasi.maddeler?p3=66 [Constitution of the Republic of Turkey. Article 66 (in Turkish)].

62. Uncharted Journey: Promoting Democracy in the Middle East. Ed. by Carothers T., Ottaway M. Washington, D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, 2005.

63. Understanding Iran’s Role in the Syrian Conflict. Tabrizi A., Pantucci R. (eds.). London: Royal United Services Institute for Defence and Security Studies. 2016.

64. Uyanık M. Siyasal kimlik kavramı: Müslüman Demokrat. Yeni Şafak Gazetesi. 21.08.2012. https://www.yenisafak.com/yerel/ siyasal-kimlik-kavrami-musluman-demokrat-403709 [Uyanık M. Political Identity Concept: Muslim Democrat. Yeni Safak Newspaper. 21.08.2012 (in Turkish)].

65. Uzer U. Identity and Turkish Foreign Policy: The Kemalist Influence in Cyprus and the Caucasus. New York: I. B. Tauris, 2011.

66. Uzer U. The Revival of Ottomanism in Turkish Foreign Policy: “The World is Greater than Five”. Turkish Policy Quarterly Journal. 2018. http://turkishpolicy.com/article/893/the-revival-of-ottomanism-in-turkish-foreign-policy-the-world-is-greater-than-five (accessed: 15.11.2019).

67. Waxman D. The Pursuit of Peace and the Crisis of Israeli Identity: Defending/defining the Nation. New York: Palgrave Macmillan, 2006.

68. Wimmen H. Syria’s Path from Civic Uprising to Civil War. Carnegie Endowment for International Peace, 2016. https://carnegieendowment.org/2016/11/22/syria-s-path-from-civic-uprising-to-civil-war-pub-66171 (accessed: 15.11.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх