Идеология монгольского мирового доминирования в «Истории завоевателя мира» Ата-Мелика Джувейни

 
Код статьиS086919080021665-8-1
DOI10.31857/S086919080021665-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы163-173
Аннотация

Предметом рассмотрения данной статьи в свете монгольской имперской идеологии является труд «История завоевателя мира» персидского историка и видного государственного деятеля Ата-Мелика Джувейни (1226–1283). Джувейни состоял на монгольской службе и посещал Каракорум, поэтому он смог запечатлеть много фактов, а также легенд, отражающих представления Чингисхана и монгольской элиты о своей «мироустроительной» роли, которую возложило на них их высшее божество – Вечное Синее Небо. Джувейни излагает некоторые постановления Великой Ясы, из которых становится очевидным, что это не просто памятник обычного права монголов, а имперское законодательство. Он сжато повествует о жизни Чингисхана и истории становления Монгольской империи, и более развернуто – о деяниях его ближайших потомков: Угэдэя, Гуюка, Мункэ, Хулагу. Будучи придворным, он оправдывает военную экспансию монголов, но обрывает свой нарратив на разгроме исмаилитов и умалчивает о судьбе Аббасидского халифата. Чрезвычайно интересны его сообщения о начале конфликта Чингисхана с хорезмшахом Мухаммадом, об обстоятельствах закладки монгольской столицы и еще целый ряд сообщений, демонстрирующих воплощение монголами своих имперских идей. Это сочинение, отражающее взгляды представителя оседлой цивилизации, представляет интерес как одна из первых попыток системного изложения истории монгольских завоеваний, а также важно как источник сведений для Абу-л Фараджа (1226–1286) [Borbone, 2016] и Рашид ад-Дина (1247–1318), причем у последнего многие моменты, лишь намеченные Джувейни, получают развернутое описание. Труд Джувейни вдохновил Вассафа (1265–1329) написать его продолжение. Автор также оказал влияние на других историков: Ибн Биби (?–1272) в Анатолии, Кади Байдави (?–1316?) в Фарсе.

Ключевые словаАла ад-Дин Джувейни, Иран, монгольские завоевания, Монгольская империя, имперская идеология, Чингисхан
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (РНФ), проект № 21-18-00166.
Получено26.02.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов28168
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ала ад-Дин Ата-Мелик Джувейни происходил из древнего аристократического рода, представители которого занимали высшие посты в государствах Сельджуков и хорезмшахов. С приходом в Иран монголов его отец Баха ад-Дин поступил к ним на службу, и Джувейни тоже пошел по его стопам, вероятно, получив от него некоторые сведения о первых годах монгольского владычества. С 1243 по 1256 г. он находился при верховном администраторе Ирана Аргуне Аке (?–1273). После взятия Багдада войсками Хулагу (1217–1265) Джувейни был в течение года наместником этого города. В 1259 г. Хулагу назначил его управлять землями, прежде находившимися в непосредственном подчинении халифов, и он руководил ими более 20 лет. Скончался он 5 марта 1283 г.1 1. Подробнее о жизни и творчестве Джувейни см.: [Арсланова, 2002; Lane, 2003, p. 177–212]. Также см. введение к критическому изданию (1912) и переводам «Тарих-и джахан-гушай» (1958, 1997, 2004).
2 Считается, что Джувейни начал свой исторический труд в период пребывания в Каракоруме (май 1252 – сентябрь 1253 г.) и закончил не позже 1260 г. Одним из источников для него могло быть «Сокровенное сказание монголов», которое, по мнению Дж. Бойла, представляет собой нечто вроде политического памфлета, призванного обосновать переход власти от одной ветви Чингисидов к другой [Boyle, 1962, p. 137]. Критическое издание «Тарих-и джахан-гушай», подготовленное Мухаммадом Казвини по семи рукописям Национальной библиотеки Франции, увидело свет в 1912–1937 гг.; в это же время Э.Д. Росс выпустил факсимиле третьей части манускрипта, а в 1958 г. вышел английский перевод Дж. Бойла, переизданный в 1997 г. с сохранением пагинации первого издания. Итальянский перевод 1962 г. основывается на английском, но с некоторыми полезными уточнениями по оригиналу. Русский перевод с первого английского издания, годящийся, впрочем, лишь для ознакомительного чтения, появился в 2004 г. [The Tarikh-i-Jahan-Gusha, 1912, 1916, 1937; Tarikh-Jahan-Gushay, 1931; Juvaini, 1958 (repr. 1997); Juvaini, 1962 (repr. 1991); Джувейни, 2004].
3 Вероятно, Ала ад-Дин Джувейни со своим братом Шамс ад-Дином (?–1284), великим визирем ильханов, сознательно трудились над возрождением Ирана и «иранизацией» монгольской элиты. Поэт Саади Ширази (после 1200–1291/1292), друг и поклонник братьев, видел в них спасителей ислама [Lane, 2003, p. 185]. По мнению Ч. Мелвилла, труд Джувейни можно воспринимать как закодированное послание сопротивления, а также попытку сделать монгольское завоевание объяснимым и приемлемым посредством изображения хагана Мункэ (1251–1259) как реформатора, предрасположенного к исламу и затмевающего своей справедливостью Ануширвана, а мудростью – Фаридуна. Неудивительно, что Джувейни часто ссылается на «Шахнаме», и в этих цитатах он косвенно ассоциирует монголов с туранцами, а Чингисхана уподобляет Афрасиабу [Melville, 2013, p. 362; 2019, p. 44].
4 Очень сложно в рамках журнальной статьи обсудить все аспекты монгольской власти, нашедшие отражение на страницах «Тарих-и джахан-гушай», поэтому мы коснемся только важнейших граней имперской идеологии монголов и ее воплощения в жизнь.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 258

Оценка читателей: голосов 0

1. Арсланова А.А. Ала ад-Дин Джувейни как политик и историк. Наследие монголоведа О.М. Ковалевского и современность. Казань: Изд-во КГУ, 2002. С. 136–147.

2. Джувейни Ата-Мелик. Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни. Пер. с англ. Е.Е. Харитоновой. М.: Магистер-Пресс, 2004.

3. Дробышев Ю.И. Каракорум и вулкан Хорго. Тюрко-монгольский мир в прошлом и настоящем. СПб.; Улан-Батор: [Б.и.], 2016. С. 167–177.

4. Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-та’рих (Полный свод истории). Пер. П.Г. Булгакова, доп. Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

5. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

6. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-цая. М.: Наука, 1965.

7. ан-Насави, Шихаб ад-Дин Мухаммад. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны). Изд. критич. текста, пер. З.М. Буниятова. М.: Восточная литература, 1996.

8. Плано Карпини. История монгалов. Путешествия в восточные страны. Вступит. статья, коммент. М.Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997.

9. Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1908.

10. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. Пер. Ю.П. Верховского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

11. Тимохин Д.М. О некоторых дискуссионных сюжетах относительно похода Чормагана в Иран в мусульманских источниках. Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10. № 2. С. 314–331.

12. Amitai-Preiss R. Evidence for the Early Use of the Title īlkhān among the Mongols. Journal of the Royal Asiatic Society. Third Series. 1991. Vol. 1. No. 3. Рp. 353–361.

13. Ayalon D. The Great Yāsa of Chingiz Khān. A Reexamination. Studia Islamica. Part A. 1971a. No 33. Рp. 97–140; Part В. 1971b. No 34. Рp. 151–180.

14. Boyle J.A. On the Titles Given in Juvaini to Certain Mongolian Princes. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1956. Vol. 19. No. 1/2. Рp. 146–154.

15. Boyle J.A. Juwayni and Rashid al-Din as Sources on the History of the Mongols. Historians of the Middle East. Ed. by B. Lewis, P.M. Holt. London: Oxford University Press, 1962. Pp. 133–137.

16. Cleaves F.W. The Sino-Mongolian Inscription of 1346. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1952. Vol. 15. No. 1/2. Рp. 1–123.

17. Hodong Kim. A Reappraisal of Güyüg Khan. Mongols, Turks, and Others: Eurasian Nomads and the Sedentary World. Leiden, Boston: Brill, 2005. Рp. 309–338

18. Jackson P. Mongol Khans and Religious Allegiance: The Problems Confronting a Minister-Historian in Ilkhanid Iran. Iran. 2009. Vol. 47. No. 1. Pp. 109–122.

19. Jackson P. The Mongols and the Islamic World: from Conquest to Conversion. New Haven; London: Yale University Press, 2017.

20. Juvaini, Ata-Malik. Gengis-Khan il conquistatore del Mondo. Transl. by G.R. Scarcia. Milan: A. Mondadori – il Saggiatore, 1962 (repr. 1991).

21. Juvaini, Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. Transl. by J.A. Boyle. Vol. I-II. Manchester: Manchester University Press, 1958 (repr. 1997 in 1 vol.).

22. Lane G. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran. A Persian Renaissance. London; New York: RoutledgeCurzon, 2003.

23. May T. Chormaqan Noyan: The First Mongol Military Governor in the Middle East. Thesis for the Master of Arts degree. Indiana University, 1996.

24. May T. Mongol Conquest Strategy in the Middle East. The Mongols’ Middle East. Continuity and Transformation in Ilkhanid Iran. Ed. by B. De Nicola & Ch. Melville. Leiden; Boston: Brill, 2016. Pp. 13–37.

25. May T. The Mongols as the Scourge of God in the Islamic World. Violence in Islamic Thought from the Mongols to European Imperialism. Ed. by R. Gleave, I.T. Kristo-Nagy. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2018. Рp. 32–57.

26. Melville Ch. The Mongol and Timurid Periods, 1250-1500. A History of Persian Literature. Vol. X. Persian Historiography. Ed. by Ch. Melville. London; New York: I.B. Tauris, 2012. Рp. 155–208.

27. Melville Ch. The Royal Image in Mongol Iran. Every Inch a King. Comparative Studies on Kings and Kingships in the Ancient and Medieval Worlds. Ed. by L. Mitchell, Ch. Melville. Leiden; Boston: Brill, 2013. Pp. 343–370.

28. Melville Ch. Concepts of Government and State Formation in Mongol Iran. Iran after the Mongols. Ed. by S. Babaie. London; New York: I.B. Tauris, 2019. Pp. 33–54.

29. Morgan D.O. The Mongols in Iran, 1219–1256. The Coming of the Mongols. Ed. by D.O. Morgan, S. Stewart. London, New York: I.B. Tauris, 2018. Pp. 45–54.

30. Mostaert A., Cleaves F.W. Les lettres de 1289 et 1305 des ilkhan Arγun et Ölǰeitü. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1962.

31. Ta’rikh-Jahan-Gushay of Juwayni. Vol. III (facsimile of a MS.). Ed. by Sir E.D. Ross. London: The Royal Asiatic Society, 1931.

32. The T’arikh-i-Jahan-Gusha of Ala’u d-Din ‘Ata-Malik-i-Juwayni. Ed. by Mirza Muhammad Qazvini. 3 vols. London: Luzac & Co., 1912, 1916, 1937.

33. Voegelin E. The Mongol Orders of Submission to the European Powers, 1245-1255. Byzantion. Vol. XV. Boston, 1941. Рp. 378–413.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх