Способы и виды описания календарных праздников в древнеегипетских текстах

 
Код статьиS086919080013480-5-1
DOI10.31857/S086919080013480-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы6-18
Аннотация

В статье рассматривается поэтика описания праздников в текстах Древнего Египта. Автор анализирует четыре способа представления информации о празднике: памятные надписи, царские анналы, календарные списки, тексты заупокойной литературы. Наиболее часто в надписях на ярлыках и сосудах Раннединастического периода и Древнего царства встречаются упоминания царского хеб-седа. Эти надписи не только сообщают о факте проведения этого ритуала, но и графически представляют место его проведения: рядом с царской резиденцией, вероятно, в пространстве открытого двора, где устанавливался хеб-седный павильон.

Тексты так называемых «праздничных ярлыков», крепившихся к сосудам с маслом, имели по меньшей мере три назначения: описание конкретного исторического события, упомянутого в надписи, указание на специфику масла, использовавшегося во время определенных праздников, обозначение желания владельца гробницы участвовать в этих праздниках после смерти.

Календарные списки содержат описания праздников в хронологическом порядке, с сезона разлива до сезона жатвы. Вслед за названиями праздников обычно идут количество и номенклатура жертв. Наибольшее место занимают списки хлебов – основной пищи египтян, которая в религиозном контексте соотносилась с Осирисом. Каждый праздник в той или иной форме воспроизводил миф о смерти и воскресении этого бога.

Различные праздники упоминаются в заупокойной литературе, включая Тексты пирамид, Тексты саркофагов, Книгу мертвых, гробничные надписи. В этих источниках праздники описываются в контексте солярных и осирических мифов. В гробничных жертвенных формулах нередко упоминаются праздники первой половины лунного месяца, связанные с представлениями о возрождении усопшего в ином мире и мифом об исцелении Ока Хора. С помощью магических заклинаний, читавшихся во время праздников, усопший надеялся обрести защиту от зла после смерти и возродиться, подобно Ра или Осирису.

Аннотация (др.)


Ключевые словаДревний Египет, праздники, календари, ярлыки, Палермский камень, Тексты пирамид, Книга мертвых.
Источник финансированияИсследование выполнено в СПбГУ при поддержке гранта РНФ (проект №19-18-00085 «Календарные праздники древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов древнего мира»).
Получено18.01.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов32518
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Памятники Древнего Египта сохранили немало сведений о календарных праздниках, отмечавшихся на протяжении всего года. Упоминания о них встречаются в календарных списках, записях храмовых ритуалов, религиозных текстах, царских анналах, административных документах, гимно-поэтических текстах. Изображения и описания праздничных ритуалов содержатся в рельефах, росписях, надписях пирамид, храмов, царских и частных гробниц, стел, саркофагов, папирусов, статуй, остраконах, предметов утвари. Больше всего источников по этой теме дошло от эпохи Нового царства и греко-римского времени.
2 В храмовом пространстве помещались списки праздников, связанных с культом определенного божества, которое почиталось в данном месте. Нередко подобные списки, как и сами праздники, создавались в связи с каким-либо важным событием: например, военной победой царя или определенным астрономическим явлением (восход Сириуса, новолуние и т.д.). Примером служит список праздников храма Амона-Ра в Карнаке, составленный после ряда побед Тутмоса III [Sethe, 1907, S. 740–741]. Поскольку поминальный культ занимал центральное место в египетской религии, большинство надписей с указаниями праздников связаны с памятниками погребального характера. В гробницах, как правило, помещались списки тех праздников, в которых покойный желал принять участие после смерти или те, что считались днями особого поминовения предков. Программы отдельных праздников рассматриваются в различных публикациях, посвященных религии Древнего Египта [Bleeker, 1967; Eaton, 2013; Spalinger, 2018]. Однако принципы фиксации праздников и способы их описания в письменных памятниках до сих пор не становились предметом отдельного исследования.
3

В Египте отмечалось более 60 праздников на протяжении всего календарного года в 365 дней, включавшего три сезона по четыре месяца каждый: Axt («разлив», «половодье»), prt («посев», «выхождение», «всходы»), Smw («жатва», «сухость», «низкий уровень воды»). В течение первого сезона (июль – октябрь) река затопляла поля, оставляя на них плодородный слой ила, необходимый для выращивания зерновых. Написание слова «Axt» включает изображения пруда с лотосами, плаценту, хлеб и солнце. Тем самым выражалось основное значение половодья: вода, покрывавшая всю землю, приносила с собой новую жизнь и являлась условием выращивания злаковых культур и выпечки хлеба – главной пищи египтян.

4

Следующий сезон (ноябрь – февраль) был связан с началом обработки полей, посевом семян, их произрастанием. В составе слова «prt»  встречаются знаки дома, рта, хлеба и солнца. Первые два знака используются также при написании глагола «выходить» (). После спада воды жители долины приступали к вспашке земли, бросали в нее зерна, которые постепенно росли, «выходили» из почвы. 

Всего подписок: 1, всего просмотров: 717

Оценка читателей: голосов 0

1. Эмери У. Архаический Египет / Пер. с английского Н.Н. Каменской, А.С. Четверухина. СПб.: Нева, Летний сад, 2001 [Emeri W. Archaic Egypt / transl. from English by N.N. Kamenskaya, A.S. Chetverukhin. Saint Petersburg: Neva, Letnii sad, 2001 (in Russian)].

2. Allen T. G. The Book of the Dead or Going Forth by Day: Ideas of the Ancient Egyptians concerning the Hereafter as Expressed in their own Terms Terms (Studies in Ancient Oriental Civilization, 37). Chicago: The Unversity of Chicago Press, 1974.

3. Allen J. P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Translation with an introduction and notes. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005.

4. Altenmüller H. Feste. Lexicon der Ägyptologie, 1977, Bd. II. Kol. 171–191.

5. Bell B. The oldest records of the Nile floods. Geographical Journal, 1970, vol. 136. Pp. 569–573.

6. Bleeker C. J. Egyptian Festivals: Enactments of Religious Renewal. Leiden: E.J. Brill, 1967.

7. Breasted J.H. (ed.). Medinet Habu. Vol. III. The Calendar, the “Slaughterhouse” аnd Minor Records of Ramses III. Chicago: The University of Chicago Press, 1934 (Oriental Institute Publications, 23).

8. Eaton K. Ancient Egyptian Temple Ritual. Performance, Pattern, and Practice. New York: Routledge, 2013.

9. Gaballa G.A., Kitchen R. The festival of Sokar. Orientalia, 1969, vol. 38. Pp. 1–76.

10. Hanafy D. CG 1305: An Offering Table in the Egyptian Museum with a Short Notation on Festivals. SHEDET (annual peer-reviewed journal issued by the Faculty of Archaeology, Fayoum University), 2016, vol. 3. Pp. 1–11.

11. Helck W. Nilhöhe und Jubiläumsfest. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde, 1966, Bd. 93. Pp. 74–79.

12. Helck W. Die “Weihinschrift” aus dem Taltempel des Sonnenheiligtums des Konig Neuserre Bei Abu Gurob. Studien zur altägyptischen Kultur, 1977, Bd. 5. Pp. 47–77.

13. Lacau P., Lauer J.P. La Pyramide à Degrés. Tome IV. Inscriptions à l'encre sur les vases. Cairo: Institut Français d'Archéologie Orientale, 1959.

14. Millet N.B. The Narmer Macehead and Related Objects. Journal of the American Research Center in Egypt, 1990, vol. 27. Pp. 53–59.

15. Raffaele F. Qa’a 16 (a). Corpus of Ist Dynasty Ivory and wooden labels. January 3, 2004. [Electronic Resource]. URL: http://www.francescoraffaele.com/egypt/hesyra/labels/xxqaa16.htm (Access: 20.07.2020).

16. Sethe K. Urkunden des 18. Dynastie. Bd. III. Leipzig: J.C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1907.

17. Spalinger A. Feasts and Fights: Essays on Time in Ancient Egypt. Yale: Yale Egyptological Institute, 2018 (Yale Egyptological Studies, 10).

18. Spalinger A. The Private Feast Lists of Ancient Egypt. Wiesbaden: Harrassowitz, 1996.

19. Stager L. E. The firstfruits of civilization. Palestine in the Bronze and Iron Age: Papers in Honour of Olga Tufnell, ed. J. N. Tubb. London: Institute of Archaeology, 1985. Pp. 172–187.

20. Taylor J.H., Strudwick N.C. Mummies: Death and the Afterlife in Ancient Egypt. Treasures from the British Museum. Santa Ana and London: Bowers Museum of Cultural Art, 2005.

21. Viganò L. Rituals at Ebla II, i-giš sag: a purification ritual or anointing of the head? Journal of Near Eastern Studies, 2000, vol. 59 (1). Pp. 13–22.

22. Vymazalova H. Feasts in written evidence from the 5th dynasty royal necropolis of Abusir. Studies in Honour of Anthony J. Spalinger on the Occasion of his 70th Feast of Thoth, eds. R. Landgráfová, J. Mynářová. Prague: Czech Institute of Egyptology, 2016.

23. Wallin P. Celestial cycles. Astronomical concepts of Regeneration in the Ancient Egyptian Coffin Texts. Uppsala: Dept. of Archaeology and Ancient History, 2002 (Uppsala Series in Egyptology, 1).

24. Wilkinson T.A. Royal Annales of Ancient Egypt. The Palermo Stone and its associated fragments. London; New York: Kegan Paul International, 2000.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх