An Accession of Unas to the Throne of ATUM (According to the Texts of the Antechamber of Unas' Pyramid, West Wall, Utterances 254–257, 260)

 
PIIS086919080009032-2-1
DOI10.31857/S086919080009032-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 2
Pages9-17
Abstract

The article demonstrates that the main theme of investigated utterances (connected with the rite of Unas’ wondering in the Otherworld) is one of the most ancient versions of the mythical rivalry between Horus and Seth for the king's throne. The most problematical for an interpretation of this theme is PT 255. At the beginning of this utterance (Pyr. 296–297) there is a demand from a deity whose “essence is ugly, whose form is ugly” to go away from his throne (lit. seat – st) and to give his dignity (saH) for Unas. But at the end of the utterance (Pyr. 300) the Great (Wr) gives his dignity for Unas. This Wr is definitely a Sun God and the ugly god has certain features of Seth. I don’t see any contradiction in this utterance between an appeal to one god and reciprocal action of the other one. – The throne as a symbol of power and the king’s dignity belong  to every god of Atum's Ennead since this Ennead was taken by the Egyptians as a single whole – Xt (lit. body). Being on the Horus' throne at the same time Unas was a heir of Osiris, Geb, Shu and Lord of All Atum (Rēʻ). As soon as Unas had succeded to Atum in his struggle against Seth and his supporters he won the right for immortality and possession of Otherworld. He took this right thanks to Horus' great power with whom Unas was identified and because of justice of his demands following the principles of world order – Maat.

KeywordsEgypt of the Old Kingdom, the Pyramid texts, Utterances 254–257, 260, Unas, the rivalry between Horus and Seth, the Atum's (Rēʻ) throne.
Received31.03.2020
Publication date20.04.2020
Number of characters19005
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В гробнице Унаса (Униса) в Саккаре (конец V династии, XXIV в. до н.э.) представлен древнейший образец Текстов Пирамид – заупокойных изречений, касающихся посмертной судьбы царя.
2 Тексты западной стены притвора (т.е. передней камеры W/A/W, 1–7) на первый взгляд представляют собой конгломерат разных по содержанию речений. Пытаясь приблизить эти тексты к пониманию современного читателя, переводчики Текстов Пирамид стремились их структурировать, дать названия определенным группам текстов. Так, С. Мерсер объединял ряд речений западного фронтона притвора с текстами его западной стены (PT 244–259) под названием “The deceased King arrives in heaven where he is established” [Mercer, 1952, I, p. 74]. Речения конца этой же стены с переходом на южную (PT 260–262) он именовал “The deceased King triumphs over his enemies and is recognized by the gods” [Mercer, 1952, I, p. 83].
3 Вслед за И. Шпигелем [Spiegel, 1971, Abb. 1–2] Дж. Аллен рассматривал погребальный покой пирамиды как Дуат (иной мир), а средний (т.е. притвор) как Ахет [Allen, 2005, p. 10–11]1 – область, которую он считал расположенной между видимым горизонтом, откуда восходит солнце, и центром Дуата, где солнце соединяется с Осирисом [Allen, 2005, p. 425]. Тексты западной и южной стен притвора (PT 254–263, 267–272), по его мнению, говорили о переходе умершего через Ахет [Allen, 2005, p. 43]2. Эти названия и интерпретации, разумеется, являются условными, к тому же, как у С. Мерсера, нарушают последовательность расположения текстов в пространстве гробницы. Поэтому представляется необходимым вновь обратиться к речениям W/A/W, чтобы выявить смысловой стержень, на котором они строятся. 1. См. критику этой теории [Hays, 2009].

2. См. также [Faulkner, 1969, p. 63–69] с именованием им отдельных речений.
4 В текстах, о которых пойдет речь, постоянно встречаются эпитеты не называемых по именам божеств. Например, Великая (Wrt); (богиня) Ахет; Великий бог, чье имя неведомо (nTr aA xmm rn.f); Владыка Ахета (nb Axt); Владыка единственный (nb wa); Богатый (букв. Великий) пахотной землёй; те, кто вокруг (HAw) святилища-kAr; Всевладыка (nb tm); Тот, кто на дереве своем высоком (Hrj-kAt.f); Змея ликующая (Hrn wtt) и т. д. Понять, какие божества подразумеваются под этими эпитетами и какую роль играют они в пронизывающей все Тексты Пирамид драме борьбы жизни и смерти, – задача далеко не всегда разрешимая. Но к ее решению можно приблизиться, если определить основную идею этих текстов. Такой идеей представляется предание о споре Хора и Сета за право на престол3. 3. Г. Гриффис, посвятивший данной теме специальное исследование [Griffiths, 1960] и особую главу “The conflict in the Pyramid Texts”, за исключением РТ 260, не уделил этим текстам особого внимания. При этом он совершенно справедливо отмечал, что “the Story of the Conflict of Horus and Seth was one of the oldest and most important in ancient Egyptian myths” [Griffiths, 1960, p. 1]. Говоря о значении этой темы в целом для Текстов Пирамид, безотносительно к данным речениям, Д. Стюарт также подчеркивал: “The struggle between Horus and Seth can be seen as the struggle for the throne and so is a vital aspect of the actions resulting from the death of Osiris” [Stewart, 2014, p. 74]. О религиозном смысле этой борьбы в Текстах Пирамид см. также [Зубов, Зубова, 2017, с. 310–320].
5 Обратимся к первому речению западной стены притвора – PT 254. В начале его, которое можно считать прологом к следующим речениям, сказано:
6
image1

7
§ 276 a Jdjj wrt n kA nxn
b ns(r) hh r.Tn HAw kAr
c j nTr aA xmm rn.f xt Hr st (вар. jst) n nb wa
§ 277 a j nb Axt jr st n Wnis
b jr tm.k jr st n Wnis jr.kA Wnis fAt m it.f Gb(b)
c tA nj mdw.n.f Gb(b) nj wA.n.f
(Ритуальное действо:)
§ 276 a «Воскуряется ладан (богине) Великой ради Быка Нехена.
(Жрец восклицает:)
b «Жар огня – против вас, тех, кто вокруг святилища-kAr4].
c О Бог Великий, чье имя неведомо!»
(При этом совершается жертва для «Владыки Единственного» (xt Hr st n nb wa)) (и снова восклицание жреца5:)
§ 277 a «О Владыка Ахета, сотвори место (st) для Унаса!
b Если ты не сотворишь место для Унаса, тогда Унас проклянет отца своего Геба.
c И умолкнет земля, и не сможет Геб защитить себя»...
4. Вариант текста пирамиды Тети: Жар огня Тети сего – против вас... [T/A/W, 1

5. Р.О. Фолкнер полагает, что в этом речении все реплики звучат от имени царя, употребляемого им поэтому в 1 л. ед.ч. [Faulkner, 1969, p. 65, n. 2]. В нашем переводе мы строго придерживаемся текста, зафиксированного в пирамиде Унаса, не меняя ни лиц, ни имен.

Number of purchasers: 0, views: 734

Readers community rating: votes 0

1. Zubov A, Zubova O. Religion of Ancient Egypt. Pt. I. The Land and the Gods. Moscow: RIPOL classic, 2017 (in Russian).

2. Allen J.P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005.

3. Faulkner R. O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxford: Clarendon Press, 1969.

4. Griffiths J.G. The Conflict of Horus and Seth from Egyptian and Classical Sources. Liverpool: University Press, 1960.

5. Hays H. M. Unreading the Pyramids. Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. 2009. No. 109. Pp. 195–220.

6. Mathieu B. Seth polymorphe: le rival, le vaincu, l’auxiliaire. Égypte nilotique et méditerranéenne. 4. 2011. Pp. 137–158 http://www.enim-egyptologie.fr/index.php?page=enim-4&n=8 (accessed: 18.03.2020).

7. Mercer S.A.B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. Vol. I–II. New York–London–Toronto: Longmans Green & Co, 1952.

8. Mpay Kemboly S.J. The Question of Evil in Ancient Egypt. London: Golden House Publications, 2010.

9. Piankoff A. The pyramid of Unas. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1968.

10. Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unas-Pyramide: Beschreibung und erläuterte Übersetzung. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1971.

11. Stewart D. The Myth of Osiris in the Ancient Egyptian Pyramid Texts. A Study in Narrative Myth. Monash University, 2014.

12. Te Velde H. Seth, God of Confusion: A Study of his Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden: E.J. Brill, 1967.

Система Orphus

Loading...
Up