The National Script and Private Life in Contemporary Russia (Dynamics and Features of Interethnic Marriage at the Post-Soviet Period)

 
PIIS086904990007565-3-1
DOI10.31857/S086904990007565-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Sociological Institute of the Russian Academy of the Sciences
Affiliation: Doctor of Culturology, Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher, Sociological Institute of the Russian Academy of the Sciences
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 6
Pages127-140
Abstract

The article proposes a new approach to the study of inter-ethnic relations. According to the author, the use of the “conflict – tolerance” dichotomy for this purpose is outdated. Interethnic relations have their own qualitative structure associated with the ethnopsychological and ethnocultural characteristics of peoples. One of the indicators of the quality of inter-ethnic relations can serve as the dynamics of inter-ethnic marriage, because just good relations between nations do not necessarily lead to an increase in the proportion of marriages between their representatives. Below I will try to reconstruct the foundations of the sociocultural scenario of inter-ethnic relations in society based on an analysis of the dynamics of inter-ethnic marriages and their perception by the public consciousness

Keywordsinter-ethnic marriages, ethnocultural studies, social dynamics, inter-ethnic conflict, inter-ethnic stability, socio-cultural scenario, picture of the world, ethno-psychological characteristics
Received18.12.2019
Publication date23.12.2019
Number of characters34715
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 При рассмотрении различных факторов во внутриэтнических и межэтнических процессах важно изучение этнопсихологических и этнокультурных факторов, то есть ценностных конфигураций народов, живущих в полиэтническом социуме, их совместимости, наличия надэтнической идеологии. Речь пойдет также о значимости национально-смешанных браков в данном полиэтническом обществе: поощряются ли они (как это было в СССР [Лурье 2018, с. 108–121]), оцениваются ли нейтрально или общество не отторгает их, когда, к примеру, доминирующий (титульный) народ заботится о своей чистоте. Иными словами, как ведут себя люди, не обосновывая свое поведение, а только потому, что так действовать им удобно.
2 В каждой культуре есть свои принятые модели поведения. Они отражают на бессознательном уровне представления о том, как человек должен действовать в мире, и являются производными от картины мира носителя определенной культуры. На уровне этнопсихологии возможность значимого числа межэтнических браков в полиэтническом обществе обусловливается совместимостью моделей действия его разноплеменных членов, что обеспечивает их поведенческую комплементарность, возможность уживаться вместе.
3 Значительная доля межэтнических браков в обществе, как правило, –симптом происходящих в нем ассимиляционных процессов. Но здесь нет механической корреляции. Ассимиляция – процесс неоднозначный и непростой, возможны различные его типы. Во всех случаях ассимиляция по разным параметрам происходит в разноскоростном режиме и может быть даже разнонаправленной. Структура ассимиляционных процессов бывает в корне разная. Например, одни параметры ассимиляционных процессов относятся к этнокультурным, другие – к этнопсихологическим составляющим. В отличие от этнопсихологических, этнокультурные факторы обусловлены восприятием осознаваемых культурных доминант.
4 Впрочем стабилизация межэтнических отношений не порождает положительной динамики межэтнической брачности, а добрые отношения между народами не обязательно ведут к росту доли браков между их представителями. Так, “несмотря на существующие толерантные межэтнические отношения, все-таки в общественном мнении дагестанских народов превалирует необходимость учитывать этническую принадлежность при выборе брачного партнера” [Шахбанова 2008, с. 75]. Межэтнические отношения нельзя рассматривать в рамках дихотомии “конфликтность – толерантность”. Они имеют свою качественную структуру, связанную с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями народов, что и определяет характер динамики межэтнической брачности.
5 Российские студенты об ассимиляции и межэтничекских браках Начну с эксплицитного отношения к процессам ассимиляции в России, а затем – и к межэтническим бракам российских студентов. Результаты интервью, проведенных мною в течение 2017 г. среди русских студентов в нескольких городах страны – столицах автономий, областных и районных городах России1, показали, что ассимиляцию народов России к русскому считают возможной 36% опрошенных русских студентов, а 50% — невозможной (остальные затруднились ответить). Ни один из опрошенных русских студентов не признал желательным, чтобы “все народы стали, как русские”. С тем, что “желательно, чтобы представление о морали и нравственности, принципы воспитания детей, образование, воспитание у всех народов России было, как у русских”, согласились всего 4,5% опрошенных русских. Правда, положительным явлением взаимную ассимиляцию народов России считают уже 36%. Но все-таки больше всего тех, кто уверены: каждый народ должен сохранить свои особенности, культуру, идентичность — таких 50%. Есть те, кто считают желательной ассимиляцию к глобальным наднациональным ценностям, но таких совсем немного — 4,5%, и 4% затруднились ответить на этот вопрос. 1. Интервью были проведены в Казани, Махачкале, Уфе, Красноярске, Мичуринске (Тамбовской обл.) и Лысьве (Пермского края) (выборка 97 человек), а также в Махачкале среди студентов коренных национальностей Дагестана (выборка 43 человека). Из дагестанцев, кстати, 60% назвали себя соблюдающими обряды мусульманами, 20% – мусульманами “в душе” и еще 20% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности. Русские студенты определили свою религиозную принадлежность так: 2% назвали себя атеистами, 40% – неверующими, 9% – сомневающимися, 26% – ориентирующимися на православие, 19% – православными, 2% – мусульманами, 2% – приверженцами других религий. За большую помощь в проведении интервью благодарю С. Подъяпольского.

Number of purchasers: 0, views: 980

Readers community rating: votes 0

1. Asanova E.S. (2009) Mezhetnicheskoye vzaimodeystviye v usloviyakh natsional'no-smeshannykh semey respubliki Adygeya (sotsiologicheskiy aspekt). Avtoreferat… kand.sots.n. [Inter-ethnic interaction in the conditions of nationally mixed families of the Republic of Adygea (sociological aspect). Abstract of the Ph. D. (Sociology) thesis]. Maykop: Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet.

2. Chesnokova T. (2012) Plavil'nyye kotly Moskvy i Peterburga [The Moscow’s and St. Petersburg’s melting pots]. (http://www.rosbalt.ru/nation/ 2012/05/08/977765.html).

3. Delova L. A. (2001) Sotsiokul'turnye faktory mezhetnicheskoy brachnosti (na primere Respubliki Adygeya). Sotsiologicheskiy analiz. Avtoreferat diss… kand.sots. n. [Sociocultural factors of inter-ethnic marriage (on the example of the Republic of Adygea). Sociological analysis. Abstract of Ph. D. (Sociology) thesis]. Maykop: Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet.

4. Dinislamova S.R., Sadretdinova E.V. (2014) Mezhetnicheskiy brak i natsional'no-smeshannaya sem'ya v Bashkortostane: sostoyaniye, dinamika i faktory razvitiya [Inter-ethnic marriage and the national-mixed family in Bashkortostan: state, dynamics and factors of development]. Nauchnoye soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Obshchestvennye nauki: sbornik statey po materialam XX mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, no. 5(20), pp. 62–67.

5. Drobizheva L.M. (2012) Resurs mezhnacional`nogo soglasiya i balans neterpimosti v sovremennom rossijskom obshhestve [Resource of International Consent, the Intolerance Balance in Contemporary Russian Society]. Mir Rossii, vol. 21, no. 4, pp. 91–101.

6. Dvadczat` let reform glazami rossiyan (opy`t mnogoletnix sociologicheskix zamerov). (2011) Analiticheskiy doklad. Podgotovlen v sotrudnichestve s Predstavitel`stvom Fonda imeni Fridrixa E`berta v Rossijskoy Federacii [Twenty Years of Reform by the Eyes of Russians (the Experience of Long-term Sociological Measurements). Analytical Report. Prepared in Collaboration with the Friedrich Ebert Foundation Office in the Russian Federation]. Moscow (http://www.isras.ru/analytical_report_twenty_years_reforms.html).

7. Galkina E.M. (1993) Etnicheskaya identichnost' podrostkov iz natsional'no-smeshannykh semey (po materialam etnosotsiologicheskogo issledovaniya v g. Moskve). Avtoreferat diss... k.i.n. [Ethnic identity of adolescents from ethnically mixed families (according ethnic sociological research in Moscow). Abstract of Ph. D. (History) thesis]. Moscow: Institut etnologii i antropologii RAN.

8. Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2002 g. v 14 tomah. Vol. 4. [The results of the 2002 All-Russian Population Census: in 14 vols. Vol. 4] (2004) Moscow: Statistika Rossii. Kolichestvo mezhehtnicheskih brakov beskontrol'no rastet [The amount of inter-ethnic marriages is growing uncontrollably] (http://www.anaga.ru/braki-s-nacmenami.html).

9. Koptyayeva E.A. (2015) Molodezh' i mezhetnicheskiye braki: na primere naseleniya gorodov Omska i Yekaterinburga [Youth and inter-ethnic marriages: the example of the population of the cities of Omsk and Yekaterinburg], Antropologiya goroda glazami molodykh uchenykh. Moscow, 22–24 dekabrya 2014 g. [Anthropology of the city through the eyes of young scientists. Moscow, December 22–24, 2014]. Moscow: RAS Institute for Ethnography and Anthropology, pp. 74–81.

10. Krivonogov V.P. (2003) Hakasy v nachale XXI veka: sovremennye ehtnicheskie processy [Khakases at the beginning of the XXI century: modern ethnic processes]. Abakan: Khakasskoe knizhnoe izdatel’stvo.

11. Kuznetsova O. (2011) Vyyti zamuzh za gastarbaytera [To marry a migrant worker] (http://sobesednik.ru/incident/vyiti-zamuzh-za-gastarbaitera).

12. Lourie S.V. (2018) Mezhnacional'nye braki kak chast' sovetskogo gosudarstvennogo scenariya: sociokul'turnyj podhod [Inter-ethnic marriages as the Soviet state script part: a sociocultural approach]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', no. 3, pp. 108–121.

13. Menyaetsya kartina mezhehtnicheskogo braka v Rossii [The picture of inter-ethnic marriage in Russia is changing] (http://www.gumilev-center.ru/menyaetsya-kartina-mezhehtnicheskogo-braka-v-rossii/).

14. Mezhehtnicheskie braki: blago ili opasnaya tendenciya (2003) [Inter-ethnic marriages is a boon or a dangerous tendency] (http://www.pravda.ru/sport/cupper/09-10-2003/38830-brak-0/).

15. Mezhehtnicheskie braki vredny i opasny [Inter-ethnic marriages are harmful and dangerous] (http://maxpark.com/user/2999269470/content/1959578).

16. Molodezh` v malykh gorodax Rossii. Zametki social`nogo antropologa (2016) [Youth in small cities of Russia. Notes of the social anthropologist]. Td. by M.Yu. Martynova, N.A. Belova. M.: IE`A RAN,

17. Naselenie Rossii 2003–2004. Odinnadcatiy-dvenadcatiy ezhegodniy demograficheskiy doklad (2006) [Population of Russia 2003–2004. The 11th-12th annual demographic report]. Moscow: RAS Institute of Economic Planning.

18. Naselenie SSSR po dannym vsesoyuznoj perepisi naseleniya 1989 g. (1990) [The USSR population according to the all-Union census of 1989]. Moscow: Finansy i statistika.

19. Orekhova D.O. (2012) Otnosheniya k fenomenu mezhehtnicheskih brakov v sovremennom rossijskom obshchestve [Perception to the inter-ethnic marriages in modern Russian society]. Sbornik konferencii NIC Sociosfera. vyp. ¹ 37 [The Scientifical-Research Center “Sotciosphera” Conference Proceedings. Iss. 37]. Penza; Vitebsk; Saransk: Scientific-Publishing Center “Sociosphera”, pp. 73–81.

20. Os'muk L.A. (2013) Globalizaciya kak faktor rosta konfliktov v mezhehtnicheskih sem'yah [Globalization as a factor of the conflicts growth in interethnic families], Sem'ya v XXI veke. Sbornik materialov mezhdunarodnogo ehkspertnogo simpoziuma (28 noyabrya – 2 dekabrya 2013 g.) [Family in the XXI century. Collection of materials of the international expert symposium (November 28–December 2, 2013)]. Novgorod: Novgorod State Technical Univ., pp. 120–127.

21. Rossiyane o mezhnacional`ny`x brakax [Russians about inter-ethnic marriages]. VCIOM. 2010 (http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2010/08/d19632/).

22. Shahbanova M.M. (2008) Otnoshenie k mezhehtnicheskim brakam v ehtnicheskom soznanii dagestancev [Attitude towards inter-ethnic marriages in the consciousness of Dagestanies]. Sociologicheskie issledovaniya, no. 11, pp. 72–76.

23. Sizonenko Z.L. (1999) Social'niy potencial mezhehtnicheskoy sem'i [Social potential of an interethnic family] (http://www.studfiles.ru/preview/ 4367834/page:18/).

24. Solodova G.S. (2011) Integraciya migrantov-musul'man v Rossiyskoe obshchestvo [Integration of Muslim migrants into the Russian society]. Sociologicheskie issledovaniya, no. 4, pp. 44–49.

25. Soroko E.L. (2014) Ehtnicheski smeshannye supruzheskie pary v Rossijskoj federaci [Ethnically mixed married couples in the Russian Federation]. Demograficheskoe obozrenie. Moscow: National Research Center “Higher School of Economics”, vol. 1, no. 4, pp. 96–123.

26. Sostoyanie v brake i rozhdaemost' v Rossii po dannym mikroperepisi naseleniya 1994g. [Marital status and birth rate in Russia according to the 1994 micro-census data]. (1995) Moscow: Goskomizdat Rossii.

27. Susokolov A.A. (1987) Mezhehtnicheskie braki v SSSR [Inter-ethnic marriages in the USSR]. Moscow: Mysl’.

28. Titova T.A. (1999) Etnicheskoe samosoznanie v nacional'no smeshannyh sem'yah [Ethnic self-consciousness in ethnically-mixed families]. Kazan': Fort-Dialog.

29. Tokareva E.S. (2013) Mezhehtnicheskiy brak v sisteme cennostnyh orientaciy studencheskoy molodezhi. [Inter-ethnic marriage in the system of value orientations of students]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, no. 5 (http://human.snauka.ru/2013/05/3173).

30. Trifonova A.T. (2014) Sovremennye mezhehtnicheskie sem'i: cennostnye orientacii [Modern interethnic families: value orientations]. Ulan-Udeh: Buryat State Univ.

31. Ualieva S., Edgar E. (2011) Mezhehtnicheskie braki, smeshannoe proiskhozhdenie i “druzhba narodov” v sovetskom i postsovetskom Kazahstane [Inter-ethnic marriages, mixed origins and “peoples’ friendship” in Soviet and post-Soviet Kazakhstan]. Neprikosnovenniy zapas, no. 6, pp. 34–45.

32. VCIOM. Press-vypusk ¹ 27. Rossiyane o mezhehtnicheskih brakah (2010) [The All-Russia Public Opinion Research Center (VCIOM). Press release ¹ 27. Russians about inter-ethnic marriages] (http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/discussions/2010/08/d19632/).

33. Vereshchagina A.V., Levaya N.A., Samygin S.I. (2016) Smeshannaya sem'ya v usloviyakh globalizuyushcheysya real'nosti: spetsifika obrazovaniya i adaptatsii [Mixed Family in the Context of a Globalizing Reality: Specificity of Education and Adaptation]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennye nauki, no. 12, pp. 33–36.

Система Orphus

Loading...
Up