Russian Diplomat-Occultist at the Consulate of the Russian Empire in Jeddah

 
PIIS086919080007554-6-1
DOI10.31857/S086919080007554-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Oriental Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 6
Pages123-137
Abstract

The article offers a research into the diplomatic activities pursued by the Consulate of the Russian Empire in Hejaz – one of the Arabian vilayets of the Ottoman Empire – through the correspondence maintained by Consulate Secretary Sergey Tukholka with the Ministry of Foreign Affairs and the Imperial Embassy in Constantinople throughout the late 19th – early 20th centuries. The author highlights the internal political situation in the vilayet, where behind-the-scenes power struggle was underway between the Turkish Vali – the vilayet governor and the “great Sharif of Mecca” – the Emir of Mecca, likewise the strife between the vilayet authorities and Bedouin tribes. Special attention is paid to the issue of Muslim pilgrimage to the local sanctuaries and the role played by the Consulate in ensuring conditions for the Russian Muslims to stay safely in Hejaz during the Hajj season. The author analyzes the project originated by Tukholka to establish control over the Hajj and protect the Russian pilgrims from the ruthless exploitation they were subjected to by the dalils, their assistants – wakils and mutawwifs, who paid a kickback to the Mecca Sharif. Moreover, when the pilgrims died during the Hajj, their money was grabbed hold of either by the dalils, or by local authorities, or by those who accompanied the deceased. Given those facts, the Russian Consulate knew nothing about the death of pilgrims from Russia. The measures suggested by the Secretary of the Russian Consulate included the formation of groups among the pilgrims each headed by the group chief who would be accountable to the Russian Consulate, and the use of exclusively Russian vessels to travel to Jeddah, also commissioning of two Russian officers from among the Muslim community to go to Jeddah over the Hajj period and making sure that the pilgrims could return home safely. However, these measures were never accomplished.

KeywordsHajj, Russian diplomacy, Ottoman Empire, Hejaz, plague, wali, Sharif, Mecca, occultism
Received04.12.2019
Publication date16.12.2019
Number of characters50443
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Старинный русский город Вязники, стоящий на правом берегу р. Клязьмы в 93 км к востоку от Владимира, со множеством церквей и старинных зданий, в прошлом – один из центров льноткацкой промышленности… Сегодня это районный центр с населением всего в 35 тыс. человек. 25 февраля 1874 г. в Вязниках родился один из самых необычных русских дипломатов дореволюционной поры – Сергей Владимирович Тухолка. Его фамилия, по одной из версий, представляет собой прозвище предка семейства, бывшего, вероятно, каменщиком, поскольку оно восходит к болгарскому тухла, что означает кирпич. По другой версии, фамилия происходит от топонима Тухоля1 – города в польском Поморье (сегодня Куявско-Поморское воеводство). По всей вероятности, семья будущего дипломата переехала во Владимир, где в 1982 г. Сергей с серебряной медалью окончил гимназию, а затем поступил на восточный факультет Санкт-Петербургского университета. 1. В районе Тухоли в начале 1920-х гг. находился один из самых страшных лагерей для пленных красноармейцев, в котором умерло от голода, холода и болезней около 22 тыс. человек.
2 Сегодня нас бы удивило то, что именно на восточном факультете изучался албанский язык, по которому специализировался Тухолка. Однако в то время часть Балкан еще находилась под властью Османской империи, и если в географическом плане регион был Юго-Восточной Европой, то политически он сопрягался с Ближним Востоком. А Албанию с Востоком объединяло еще и то, что основная часть его коренного населения была исламизирована; кроме того, Турция считала албанских мусульман своей опорой на Балканах. Естественно, консульства Российской империи в городах региона были подчинены Императорскому посольству в Константинополе.
3 В Санкт-Петербурге Сергей жил в сохранившемся до нашего времени доме № 23 по улице Марата (бывшей Николаевской) и получившем название «Дома Тухолки». Дом был построен в 1830 г. и был так назван, вероятно, не позднее чем в 1840-е гг., когда его владелицей являлась Софья Тухолка, – как пишет Д.Ю. Шерих [Шерих, 2004], «вдова средней руки чиновника» (см. фото). Тухолка поступил на службу в Министерство иностранных дел, где быстро обратил на себя внимание, и в 1898 г. был направлен секретарем российского консульства в западноаравийский вилайет Турции – Хиджаз, располагавшийся в г. Джидда (ныне Королевство Саудовская Аравия).
4 Задачей данной статьи является выявление целей, задач и направлений деятельности российской дипломатии в Хиджазе на основе подхода, который принято называть по-английски bottom-up, т.е. «снизу вверх», через анализ содержания донесений, направлявшихся «наверх» секретарем консульства Российской империи в Джидде. В качестве референтного выбран период работы в конце XIX – начале XX в. в этом качестве С.В. Тухолки.
5 Историография изучения этой проблемы – работы российского консульства в Джидде – весьма ограниченна, хотя по смежным проблемам, в том числе ситуации в Хиджазе, паломничеству и т.д., написано довольно много, но рассмотрение этого обширного пласта литературы не входит в задачи статьи, так как непосредственно не относится к ее теме. Отдельно следует упомянуть одну опубликованную самим Тухолкой статью «Русские паломники в Хиджазе» [Тухолка, 1901] в издававшемся Министерством иностранных дел Российской империи «Сборнике консульских донесений». Она представляет собой сокращенное изложение одного из донесений, направленных дипломатом в МИД. Основная же масса использованных архивных материалов впервые вводится в научный оборот. В 2018 г. автором опубликована монография, посвященная более поздней эпохе, – советской дипломатии в Хиджазе/Саудовской Аравии в 1920–1930-е гг. [Наумкин, 2018], в первых разделах которой затрагиваются вопросы, связанные с темой данной статьи. Особое внимание в статье уделено роли личностного фактора в проведении внешнеполитического курса государства (Российской империи).

Number of purchasers: 0, views: 1232

Readers community rating: votes 0

1. Аншаков Ю.П. Российская дипломатия о положении славянского населения Старой Сербии (1902–1912 гг.). Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 3. С. 170–189 [Anshakov Y.P. Russian diplomats on the status of slavic population of the Old Serbia (1902–1912). Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 16, No. 3. Pp. 170–189 (in Russian)].

2. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Фонды «Посольство в Константинополе», «Политархив», «Турецкий стол» [Archive of the Foreign Policy of the Russian Empire. F. “Embassy in Constantinople”, “Politarchive”, “Turkish Table”].

3. Наумкин В.В. Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами. М. ИВ РАН, 2018 [Naumkin V.V. Failed partnership. Soviet diplomacy in Saudi Arabia between world wars. Moscow: IOS RAS, 2018 (in Russian)].

4. Тухолка С.В. Оккультизм и магия. Процессы о колдовстве. Нижний Новгород: А.Г. Москвичев, 2013 [Tukholka S.V. Occultism and magic. Witchcraft processes. Nizhnii Novgorod: A.G. Moskvichev, 2013 (in Russian)].

5. Тухолка С. Русские паломники в Хиджазе. Министерство иностранных дел. Сборник консульских донесений. Год четвертый. Выпуск VI. 1901. C.-Петербург: Товарищество Художественной Печати, Английский, 28. 1901 [Tukholka S. Russian Pilgrims in Hejaz. Ministry of Foreign Affairs. Collection of Consular Dispaches. The Fourth Year. Issue VI. 1901. Saint-Petersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoy Pechati, Ahgliyskiy, 28. 1901].

6. Шерих Д.Ю. По улице Марата. М.–СПб. Центрполиграф, МиМ-Дельта. 2004. Дом 23 [Sherikh D.Yu. Along Marat Street. Moscow–St.-Peterburg: Tsentrpoligraf, MiM-Delta, 2004. Building 23].

Illustrations in colour (Vostok-6-19-VKLADKA_17-18.pdf, 329 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up