Philosophy of Law and Legal Thinking: History and Modernity

 
PIIS004287440006031-9-1
DOI10.31857/S004287440006031-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 8
Pages38-48
Abstract

The legal philosophy as a form of reflection on the foundations of legal existence is a kind of intellectual activity, the content of which is the solution of fundamental philosophical issues related to legal reality. The main task of the legal philosophy – to develop a semantic model of the legal world, which determines the place of man as a subject of law, the identification of the universals of legal existence. The paper considers the features of the influence of philosophical and legal ideas and categories on the formation of legal thinking of modern civilization, the genesis of conceptual approaches that reveal the essence of law and the interpretation of legal reality. The author argues the conclusion that the legal philosophy develops in the form of universal knowledge, which is necessary for philosophers and lawyers for a systematic and deep understanding of the essence of legal relations and relations, the interaction of the state and subjects of law.

Keywordslegal philosophy, legal thinking, right, law, freedom, moral imperatives, state, civilization, religion, culture
Received08.09.2019
Publication date24.09.2019
Number of characters29284
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современных условиях стремительно меняющегося глобального мира философия права как часть философского знания включает в себя способы рационального осознания правовой реальности, возможности оценки и интерпретации правовой политики, поскольку право как социальный феномен всегда погружено в политический контекст эпохи. Среди отечественных ученых вопрос о сущности философии права является предметом многолетних дискуссий. Так, Д.А. Керимов полагал, что философия права, включенная в структуру общей теории права, «представляет сложный симбиоз философии, социологии, общей теории права, отраслевых юридических и ряда иных наук» [Керимов 2001, 58]. С точки зрения диалектического метода он воспринимал предмет философии права как разработку логики, диалектики и теории познания правовой реальности. Иную позицию отстаивал В.С. Нерсесянц, считая, что предметом изучения в философии права является «право в его различении и соотношении с законом» [Нерсесянц 1997, 10]. С.С. Алексеев анализирует философию права с позиции ее общей характеристики как «науки о праве в жизни людей, в человеческом бытии» [Алексеев 2010, 11]. Следует отметить, что философско-правовые категории и понятия, используемые в юридической науке, выступают средством обновления правового мышления и поиска рациональных решений глобальных проблем цивилизации. Если в прошлом философско-правовые учения носили ярко выраженный теоретический характер и были ориентированы на познание внутреннего содержания правовых явлений, смысла права и его социального назначения, то в современный период известные философско-правовые категории «свобода», «справедливость», «равенство», «право», «закон», «воля», «вина», «намерение», «ответственность», «обязанность» приобретают в том числе и прикладное значение, выступают критерием оценки правовой системы, уровня ее гуманизации и прогрессивного развития. Юридическая наука нуждается в философско-правовом знании в условиях изменения векторов социально-экономического и политического развития российского общества и государства.
2 Очевидно, что философия права способна обеспечить широкую мировоззренческую основу развитию российской правовой системы, поскольку законодатель «не может черпать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображения… а их может дать только философия» [Чичерин 1900, 1–2]. Философия права способствует укреплению взаимосвязи объективной сущности права как всеобщей и равной меры свободы и справедливости, и нормативной основы права, формируемой законодателем и практикующими юристами. Кроме того, в силу гуманистического потенциала, исследования в области философии права могут противостоять появлению несправедливых законов, произволу, вседозволенности, ограничению свобод и прав личности. В этой связи представляется уместным обратиться к истокам формирования философии права с позиции правоведа-исследователя первой четверти XXI в.

Number of purchasers: 5, views: 2404

Readers community rating: votes 0

1. Àlexeyev, Sergei (2010) “Legal Philosophy”, Collected Papers, Vol. 7. Legal Philosophy and Legal Theory, Status, Moscow (in Russian).

2. Chegodayev, Mikhail (1994) “'Book of the Dead' of Ancient Egypt (translation)”, Voprosy Istorii, Vol. 8 (1994), pp. 145–164, Vol. 9 (1994), pp. 141–152 (in Russian).

3. Guseinov, Abdusalam (2012) “Moses Ten Commadments: Canon of Justice”, Legal Philosophy of Five Books, Collected Papers, Lum, Moscow, 47–70 pp. (in Russian).

4. Guseinov, Abdusalam (1999) Ethics, Gardariki, Moscow (in Russian).

5. Guseinov, Abdusalam (ed.) (2003) History of Ethical Theories, Gardariki, Moscow (in Russian).

6. Kerimov, Dzhangir (2001) Methodology of Law, Second Edition, Avanta, Moscow (in Russian).

7. Nersesyants, Vladik (1997) Legal Philosophy, Infra, Moscow (in Russian).

8. Nersesyants, Vladik (1998) Jurisprudence. Introduction to the General Course of the Theory of State and Law, Infra, Moscow (in Russian).

9. Pokrovsky, Joseph (1999) The History of Roman Law, Letniy Sad, Saint-Petersburg (in Russian).

10. Rozin, Vadim (2003) Genesis of Law, Nota Bene, Moscow

11. Stepin, Vyacheslav (2015) Philosophical Anthropology and Philosophy of Culture, Alma Mater, Moscow.

12. Makinen, Virpi, Korkman, Petter (eds) (2006) Transformations in Medieval and Early-Modern Rights Discourse, Springer-Verlag.

13. Varias M. (1993) “Religious Morality and Political and Legal Reality: Theological Aspect”, Social Sciences and Contemporary World, Vol. 5 (1993), pp. 53–67.

Система Orphus

Loading...
Up