Hybridization of French soft power in Africa under Nicolas Sarkozy and François Hollande

 
PIIS086919080005962-5-1
DOI10.31857/S086919080005962-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages73-84
Abstract

The author analyses the French soft power in Sub-Saharan African countries between 2007 and 2017 (under N. Sarkozy and F. Hollande). Within that period, we witness the process of ‘hybridization’ of soft power, in particular merging of different aspects of French policy on the African continent. Thus, soft power transformed to the dimension of the so-called ‘diplomacy of influence’, embracing political, economic, military and humanitarian spheres.

The ideological core of the Fifth Republic’s line is its orientation to promote universal freedoms, democracy and human rights. The French language dominance in francophone countries allows Paris to ensure efficient cultural and humanitarian policies, at the same time being a key factor in development of economic ties and peacekeeping operations in Africa. However, the impact area of ‘diplomacy of influence’ has been extending from a traditional francophone zone to English- and Portuguese-speaking countries of the continent.

Boosting French language continues to be high on the agenda, in particular through activities of French institutes, cultural centres ‘Campus France’ and ‘Alliance Française’, French colleges, university scholarship programs, cultural, scientific and humanitarian exchanges, francophone audiovisual media broadcasting etc. Besides, N. Sarkozy and F. Holland introduced such new directions of soft power as digital and sports diplomacies. The paramount objective of the above-mentioned measures on promoting French language and culture is forming new African elites loyal to France.

The key instrument for promoting the French ‘diplomacy of influence’ is International Organization of Francophonie (IOF) which includes 27 Sub-Saharan African countries. Under N. Sarkozy and F. Hollande the IOF became more and more politically charged institution. Its activity embraces education, democracy building, defense of human rights and sustainable development. Recently the Francophonie has become one of the global actors in settlement of political crises and peacekeeping on the territory of its member states.

Keywordssoft power, French policy in Africa, N. Sarkozy, F. Hollande, International organization of Francophonie
Received23.07.2019
Publication date22.08.2019
Number of characters31249
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Внешняя политика Франции при Н. Саркози и Ф. Олланде соответствует концепции «реал политик», или наращивания всеми доступными средствами собственного потенциала; при этом используются методы как «жесткой», так и «мягкой силы». На примере Африки можно проследить, как в 2007–2017 гг. происходила гибридизация «мягкой силы» Пятой Республики – сращивание культурного, военно-политического и экономического влияния.
2 В специальном внешнеполитическом документе – «Белой книге по вопросам внешней и европейской политики Франции на 2008–2020 гг.», принятом правительством Н. Саркози, впервые вводится термин «дипломатия влияния», заменивший «мягкую силу» в классическом значении ее понятия. Семантически эта концепция предполагает не «эффект побуждения», как при «soft power», а гораздо более глубокое воздействие на модели поведения внешних партнеров. Как пишет М. Вайс, концепт «влияния» через культурно-гуманитарную сферу распространяется на глобальные системы политики, экономики, СМИ, информационных технологий, что способствует укреплению роли Пятой Республики в мировом управлении [Vaisse, 2009, p. 425].
3 Следует отметить, что «дипломатия влияния» не является моделью, изобретенной Н. Саркози или Ф. Олландом: она начала формироваться в отношении стран «Третьего мира» еще в годы колониального управления. Так, с 1883 г. правительство Первой Французской Республики финансировало деятельность ассоциации «Альянс Франсез», занимавшейся продвижением французского языка и французской культуры в колониальных владениях. В 1940 г. Шарль де Голль официально провозгласил ориентацию на распространение «культурного влияния» Франции в «дружественных» странах [Atlas de linfluence française, 2013, p. 12]. Именно эта концепция, введенная де Голлем, легла в основу «дипломатии влияния» Саркози и – позже – Олланда. Она охватывает различные элементы «мягкой силы» наподобие лучших практик культурно-коммуникационной политики СССР и Китая в странах «Третьего мира» и предполагает использование ценностно-культурных подходов, свойственных США при продвижении национального бренда.
4 Культурная близость франкофонной Африки с Пятой Республикой обусловлена прежде всего доминированием французского языка в бывших французских колониях. В настоящее время он является официальным или одним из официальных языков в 23 странах Африки южнее Сахары (АЮС)1. К государствам региона с наибольшим количеством франкоговорящих жителей относятся Габон (61%), Республика Конго (58%), Джибути (54%) и Демократическая Республика Конго (ДРК) (47%) [Olivier, 2014]. По данным Международной организации Франкофонии (МОФ), к 2050 г. в Африке будет проживать более 85% франкоговорящих жителей планеты [Jacot, Brafman, 2012]. 1. Французский язык является государственным в 11 странах Тропической Африки (Бенин, Буркина Фасо, Габон, Гвинея, Демократическая Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Республика Конго, Сенегал, Того), а также одним из государственных языков в 12 государствах (Бурунди, Джибути, Камерун, Коморы, Мадагаскар, Маврикий, Мавритания, Руанда, Сейшелы, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея).
5 По данным Института стратегических исследований Военной школы Франции, у Пятой Республики статистически больше шансов сохранить высокий уровень дипломатических и экономических отношений со странами, в которых французский является государственным или наиболее распространенным языком общения. В том же исследовании отмечаются преимущества военно-технического сотрудничества Франции с франкофонными государствами. В частности, владение французским языком военнослужащими и гражданским населением африканских стран-союзников значительно облегчает коммуникации при проведении совместных военных операций [Francophonie et profondeur stratégique…, 2013, p. 42]. Кроме того, товарооборот между странами, имеющими тесные лингвистические связи, примерно на 65% превышает этот показатель для государств, не объединенных общим языком [Frankel, Stein, Shang-jin Wei, 1995].

Number of purchasers: 4, views: 1523

Readers community rating: votes 0

1.  Косенко С. И. «Мягкая сила» как фактор культурной дипломатии Франции. Знание, понимание, умение. 2016. № 1. С. 114–125 [Kosenko S. I. “Soft power” as a factor of French cultural diplomacy. Znanie, ponimanie, umenie. No. 1. 2016. Pp. 114–125 (in Russian)].

2. Смирнова О. А., Золина Д. М. Международная организация франкофонии – вектор влияния и инструмент солидарности. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1(21). С. 106–111 [Smirmova O.A., Zolina D.M. International organization of the Francophonie as an influence vector and solidarity instrument. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations. 2012. No. 1(21). Pp. 106–111 (in Russian)].

3. Тенцер Н. Влияние в мире глобализации. Россия в глобальной политике. 2013. № 3 [Tentser N. Influence in the world of globalization. Rossiya v globalnoy politike. 2013. No. 2 (in Russian)] URL: https://globalaffairs.ru/number/Vliyanie-v-mire-globalizatcii-16009 (дата обращения: 24.10.2018).

4. Afripédia, Wikipédia pour l’Afrique. URL: https://www.citazine.fr/article/afripedia-wikipedia-pour-lafrique (accessed: 16.10.2018).

5. Atlas de l’influence française. Institut Français. Paris: Editions Robert Laffont S.E., 2013.

6. Attali J. La francophonie et la francophilie, moteurs du croissance durable. Rapport à François Hollande, President de la République Française. Paris, Aûot 2014.

7. Bagayoko N., Gibert M. The European Union in Africa: the linkage between security, governance and development from an institutional perspective. Journal of Development Studies. Mai 2009. Vol. 45. Issue 5. Pp. 790–8150.

8. Charbonneau B., Goffi E., Sandor A., Sears J., Tourreille J. Quels futurs pour le maintien de la paix et de la gouvernance sécuritaire en Afrique? Ordre, violence et légitimité. Montréal: Université du Québec à Montréal, Juin 2016.

9. Charte de la Francophonie adoptée par la CMF Antananarivo, le 23 novembre 2005. URL: https://www.francophonie.org/IMG/pdf/charte_francophonie_antananarivo_2005.pdf (accessed: 12.01.2019).

10. Francophonie et profondeur stratégique. Etudes de l’IRSEM. 2013. No. 23.

11. Frankel J., Stein E., Shang-jin Wei. Trading Blocs and the Americas. Journal of Development Economics. 1995. Vol. 47.

12. Guicherd C. Profondeur stratégique de la Francophonie en Afrique. Etudes de l’IRSEM. 2003. No. 26.

13. Jacot M., Brafman N. L'Afrique, phare de l'avenir. Le Monde géo et politique. 3 août 2012. URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2012/06/29/l-afrique-phare-de-l-avenir_1727193_3210.html (accessed: 26.03.2017).

14. La coopération culturelle et technique. URL: https://ng.ambafrance.org/La-cooperation-culturelle-et (accessed: 13.02.2019).

15. La France et l’Europe dans le monde : Livre blanc sur la politique étrangère et européenne de la France 2008-2020. La documentation française. Paris, 2008.

16. La mobilité des étudiants africans. November 2017. URL: https://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/mobilite_continent/fr/note_16_hs_fr.pdf (accessed: 01.12.2018).

17. Larramendy D. La participation francophone aux operation de paix : état des lieux. Montréal: Centre d’études et de recherches internationales. Université de Montréal, Décembre 2012.

18. Leboeuf A. Quenot-Suarez H. La politique africaine de la France sous François Hollande. Paris: IFRI, 2014.

19. Le président Hollande au 16ème sommet de la Francophonie au Madagascar. URL: https://de.ambafrance.org/Le-president-Hollande-au-16eme-sommet-de-la-Francophonie-au-Madagascar (accessed: 01.01.2019).

20. Le soft power à la française: un enjeu de puissance? 13.01.2018. URL: https://portail-ie.fr/analysis/1718/cr-le-soft-power-a-la-francaise-un-enjeu-de-puissance (accessed: 02.09.2018).

21. Liste des 88 États et gouvernements membres de plein droit, membres associés et observateurs de l’Organisation internationale de la Francophonie. URL: https://www.francophonie.org/IMG/pdf/som_xvii_membres_oif.pdf (accessed: 04.09.2018).

22. Mallet J.-C. Le Livre Blanc. Defense et securite nationale. Paris: Odle Jacob/La documentation francaise. 06/2008.

23. Najjar A. La Francophonie, un mouvement culturel ou politique? Géoéconomie. 2010, No. 55. URL: ttps://www.cairn.info/revue-geoeconomie-2010-4-page-131.html (accessed: 04.12.2018).

24. Nivet S. Du laboratoire au miroir: quand l'Afrique subsaharienne construit l'Europe stratégique. Politique africaine. 2012, (No. 127). URL: https://www.cairn.info/revue-politique-africaine-2012-3-page-135.htm (accessed: 12.12.2018).

25. Olivier M. Francophonie: où parle-t-on le plus français en Afrique? Jeune Afrique. 6 novembre 2014. URL: https://www.jeuneafrique.com/40545/politique/francophonie-o-parle-t-on-le-plus-fran-ais-en-afrique (accessed: 26.03.2017).

26. Rapport du Secrétaire général de la Francophonie: 2006–2008. 2008. URL: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/Paix_dem_dt_homme_Rapport_2006-2008.pdf (accessed: 22.12.2018).

27. Rapport du Secrétaire général de la Francophonie: 2008–2010. 2010. URL: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/Rapport_SG_2008-2010_.pdf (accessed: 22.12.2018).

28. Rapport de situation du Secrétaire général: Application des recommandations formulées par le Secrétaire général dans son rapport sur les causes des conflits et la promotion d’une paix et d’un développement durables en Afrique. New York: UN General Assembly. 11 août 2009.

29. Rapport sur l’action extérieure de l’Etat: diplomatie culturelle et d’influence. 2013, No. 158. URL: http://www.senat.fr/rap/a13-158-2/a13-158-21.pdf (accessed: 02.09.2018).

30. Rapport sur l’action extérieure de l’Etat. Assemblée Nationale. 2018, No. 273. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/15/budget/plf2018/b0273-tIII-a1.asp (accessed: 01.09.2018).

31. «Soft power»: l'influence de la France dépasse celle des Etats-Unis. 19.07.2017. URL: http://www.rfi.fr/france/20170719-soft-power-influence-france-depasse-celle-etats-unis-macron (accessed: 01.12.2018).

32. Sommet de la Francophonie, un bilan mitigé. La Croix. 28.11.2016. URL: https://www.la-croix.com/Monde/Sommet-Francophonie-bilan-mitige-2016-11-28-1200806390 (accessed: 07.12.2018).

33. Quénot-Suarez H., Vion M. La francophonie: le meilleur atout économique de la France? Afrique décryptages. 16 octobre 2014. URL: https://afriquedecryptages.wordpress.com/2014/10/16/la-francophonie-le-meilleur-atout-economique-de-la-france-12/ (accessed: 04.09.2018).

34. Vaisse M. La puissance ou l’influence? La France dans le monde depuis 1958. Paris: Fayard, 2009.

35. XIIe Conférence des chefs d’État et de gouvernement des pays ayant le français en partage. Québec (Canada), 17–19 octobre 2008. URL: https://www.francophonie.org/IMG/pdf/Declaration_SOM_XII_19102008.pdf (accessed: 12.01.2019).

36. XIIIe Conférence des chefs d’État et de gouvernement des pays ayant le français en partage. Montreux (Suisse), 23–24 octobre 2010. URL: https://www.francophonie.org/IMG/pdf/Declaration_SOM_XIII_24102010.pdf (accessed: 12.02.2019).

37. XIVe Conférence des chefs d'État et de gouvernement des pays ayant le français en partage. Déclaration de Kinshasa. Kinshasa (RDC), 14.10.2012. URL: http://www.axl.cefan.ulaval.ca/francophonie/Kinshasa-declaration2012.htm (accessed: 07.12.2018).

Система Orphus

Loading...
Up