The community of the Russian Orthodox Old-Believer Church in Uganda

 
PIIS086919080005950-2-1
DOI10.31857/S086919080005950-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Moscow, Russia
Affiliation: Institute of African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages42-50
Abstract

The article discusses the foundation of the community of Russian Orthodox Old Believer Church in Uganda. The paper is based on the field research data (questionnaire survey and interviews of the members of Orthodox community in Uganda, taken in 2017). The author argues that the role of the charismatic community leader and the prevalence of ritual aspects of religion over dogmatic are essential for understanding the phenomenon of Russian Old Believers in Uganda.

In the Old Believers’ community in Uganda we can observe full-scale relationship between religious faith, inseparable from the reproduction of religious ritual, and the expected pragmatic consequences. In the core of the religious worldview of the Ugandan believers lies the idea that only those, who practice the true ritual and profess the true religion, may hope to improve his earthly life.

The article also provides comparative analysis of the religiosity and socio-political orientation of the Old Believers’ community of Uganda and the Orthodox Ugandans (according to the questionnaire survey of 2018). The findings indicate that the representatives of the two groups of respondents correspond to the modern “African” trend: They are zealous Christians, maybe not experienced in theory, but regularly praying and attending Church. Their idea of belonging to the “proper” denomination, practicing “correct” rites, also determines other aspects of their worldview, making possible to construct the binary opposition between “Us” and “Them”. This opposition regulates the assessment of another person’s personality, while this assessment affects not only the respondents’ choice of friends or brides and grooms for their children, but also their electoral preferences.

KeywordsRussian Orthodox Old Believers Church, community, Uganda, religious rites, religiosity, Orthodox
Received23.07.2019
Publication date22.08.2019
Number of characters25248
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 2013 г. в Москве был рукоположен в сан священник Русской православной старообрядческой церкви отец Иоаким Киимба, и с этого момента начинается история русского старообрядчества в африканской стране Уганде. На данный момент община насчитывает 150 прихожан, разделенных на три прихода. Мужчин и женщин во всех общинах приблизительно поровну. Возраст большинства старообрядцев – от 20 до 45 лет [Бондаренко, 2018, с. 14]. Старообрядческая община в Уганде является феноменом парадоксальным и вместе с тем вполне закономерным и объяснимым. Ключами к пониманию этого феномена служат фигура основателя старообрядческой общины отца Иоакима Киимбы и особенности мышления человека традиционной культуры.
2 Уникальность старообрядчества в африканской стране достаточно очевидна – Российская империи никогда не имела колоний в Африке, и христианство было принесено на континент европейскими колонизаторами. Современные территориально-конфессионального границы континента начали оформляться в середине ХIХ в., когда западные страны приступили к захватам обширных территорий и к проведению политики массовой христианизации местного населения. Уганда была колонией Великобритании, независимость от которой обрела в 1962 г. По данным мониторинга религиозной жизни в рамках проекта «Глобальное христианство», опубликованным в декабре 2011 г. социологическим центром «The Pew Research Center», специализирующимся на опросах населения, демографических исследованиях, анализе медиа-контента и на других эмпирических исследованиях, в 2010 г. в Уганде начитывалось около 3 млн христиан, или 87% численности населения и 1.3% общемировой численности христиан. Среди христиан с небольшим отрывом лидируют протестанты (1.5 млн, 44.4% общей численности христиан); число католиков достигает 1.4 млн (42,2%) [Pew Research Center, 2014]. Следует обратить внимание на тот факт, что, хотя Уганда являлась колонией Великобритании, там сформировалась большая по численности католическая община. Как уже указывалось, христианство пришло в Уганду, прежде всего в южные районы страны, в колониальный период – благодаря активной миссионерской деятельности. Тогда католиков называли «бафаранза» («французами»), а протестантов – «бангереза» («англичанами»). Соперничество и даже враждебность между сторонниками двух ветвей христианства сохранились и по сей день [Ingham et al, 2019]. В Уганде имеется крупная православная община Александрийского патриархата, насчитывающая около 30 тыс. человек [Pew Research Center, 2014].
3 Интересна история православия в Уганде. Его появление не связано с миссионерской деятельностью; оно возникло в начале 1920-х гг. благодаря любопытству нескольких прихожан Англиканской церкви, которые задались вопросом о причинах разделения христиан на католиков и протестантов и обратили внимание на слово «Orthodoxy». Они даже обратились с письмом в Александрийский патриархат, но ответа не получили [Мальцев, 2015]. Однако ответ пришел от патриарха Африканской православной Церкви в США. Получив первоначальные знания, англикане начали проповедовать неканонический вариант православия и добились в этом больших успехов. В 1946 г. Александрийский патриарх объявил о принятии православных приходов Уганды (под названием «Африканская Греко-Православная Церковь») в полное каноническое общение с Александрийской православной церковью. К этому времени число обращенных в православие превысило 10 тыс., объединенных в 56 общин. В 1953 г. Африканская Греко-Православная Церковь была официально признана колониальными властями Уганды. В 1958 г. была образована Восточноафриканская и Иринупольская митрополия Александрийского патриархата, охватившая территории современных Кении, Танзании и Уганды. В 1994 г. Восточноафриканская и Иринупольская митрополия была переименована в Кенийскую и Иринупольскую, с выделением из нее территории Уганды, где была образована Кампальская митрополия [Кампальская митрополия, 2017]. В настоящий момент в Кампальской митрополии Александрийского патриархата имеются 76 священников и 5 дьяконов, насчитывается более 100 общин, 41 культовое здание, а также 17 церковных медицинских центров [Home, 2019].

Number of purchasers: 2, views: 1190

Readers community rating: votes 0

1. Бондаренко Д. М. Увидеть в капле море: старообрядцы в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке. Антропология Африки: новые объекты исследования. Отв. ред. О. И. Кавыкин. М.: Институт Африки РАН, 2018. C. 12–34 [Bondarenko D. M. To see a Sea in a drop: Old Believers in Uganda as the representation of cultural processes in contemporary Africa. Anthropology of Africa: new objects for research. Ed. O. I. Kavykin. Moscow: Institute for African Studies, 2018. Pp. 12–34 (in Russian)].

2. Кампальская митрополия. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. Опубликовано 09.06.2017. [Metropolitanate of Kampala. Orthodox encyclopedia. Ed. Patriarch Kirill of Moscow and all Russia. Electronic version. (in Russian)] URL: http://www.pravenc.ru/text/1470139.html (acсessed 18.06.2019)

3. Мальцев В. Старообрядцы в сердце Африки. Независимая газета. [Mal’tsev V. Old Believers in the heart of Africa. Independent news-paper. 20.05. 2015. (in Russian)] URL: http://www.ng.ru/problems/2015-05-20/5_africa.html (acсessed 18.06.2019)

4. Home. Uganda Orthodox Church. URL: http://www.ugandaorthodoxchurch.co.ug (accessed 06.06, 2019).

5. Ingham K., Semakula M., Kiwanuka M. et al. Uganda – Religion. Encyclopædia Britannica. 24.44.2019. URL: https://www.britannica.com/place/Uganda/Religion (accessed 06.06, 2019).

6. Marshall J. The world’s most committed Christians live in Africa, Latin America – and the U.S. August 22, 2018. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/08/22/the-worlds-most-committed-christians-live-in-africa-latin-america-and-the-u-s/ (accessed 06.06.2019)

7. Pew Research Center. Global Christianity. 01.12. 2014. URL: https://www.pewforum.org/interactives/global-christianity/ (accessed 06.06.2019).

Система Orphus

Loading...
Up