Община Русской православной старообрядческой церкви в Уганде

 
Код статьиS086919080005950-2-1
DOI10.31857/S086919080005950-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Аффилиация:
Центр цивилизационных и региональных исследований, Институт Африки РАН
ЛГУ им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы42-50
Аннотация

В статье рассматривается история возникновения общины Русской православной старообрядческой церкви в Уганде. На основании полевых исследований 2017 г. (анкетирования и интервьюирования) членов православной общины в Уганде были сделаны выводы о том, что роль харизматического лидера общины и превалирование ритуальных аспектов религии над догматическими являются основными для понимания феномена русского старообрядчества в этой стране. Именно «правильное» повторение того, что было в Начале, является источником поддержания космического и социального порядка в мифоритуальных комплексах традиционной культуры. За счет такого повторения человек сохраняет связь с основанием бытия и преодолевает энтропию линейного времени. В этом заметен четкий магический подтекст, поскольку магия – это вера в то, что при помощи определенного ритуала можно воздействовать на посюстороннее и потустороннее. Отметим, что религиозный ритуал имеет четкую привязку к вопросам прагматики.

Старообрядческая община Уганды – пример абсолютной взаимосвязи между религиозной верой, неотделимой от воспроизведения религиозного ритуала, и ожидаемыми прагматическими последствиями. Кто практикует истинный ритуал, тот исповедует истинную религию и может надеяться на улучшение своей земной жизни – таков стержень религиозного мировоззрения угандийских старообрядцев.

В статье также проведен компаративистский анализ религиозности и социально-политической ориентации старообрядческой общины и православных Уганды (по итогам анкетирования 2018 г.). Полученные результаты свидетельствуют о соответствии представителей двух рассмотренных групп респондентов «африканскому» тренду: это ревностные христиане, может быть не искушенные в теории, зато регулярно молящиеся и посещающие церковь. Их представление о принадлежности к «правильной» конфессии, практикующей «правильный» ритуал, детерминирует и другие аспекты их мировооззрения. На основе этого представления строится бинарная оппозиция «свой – чужой», определяющая оценку личности другого человека. Эта оценка влияет не только на выбор респондентами друзей или женихов и невест для своих детей, но и на электоральные предпочтения.

Ключевые словаРусская православная старообрядческая церковь, община, Уганда, религиозный ритуал, религиозность, православные
Источник финансированияСтатья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-01-00148 «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах».
Получено23.07.2019
Дата публикации22.08.2019
Кол-во символов25248
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2013 г. в Москве был рукоположен в сан священник Русской православной старообрядческой церкви отец Иоаким Киимба, и с этого момента начинается история русского старообрядчества в африканской стране Уганде. На данный момент община насчитывает 150 прихожан, разделенных на три прихода. Мужчин и женщин во всех общинах приблизительно поровну. Возраст большинства старообрядцев – от 20 до 45 лет [Бондаренко, 2018, с. 14]. Старообрядческая община в Уганде является феноменом парадоксальным и вместе с тем вполне закономерным и объяснимым. Ключами к пониманию этого феномена служат фигура основателя старообрядческой общины отца Иоакима Киимбы и особенности мышления человека традиционной культуры.
2 Уникальность старообрядчества в африканской стране достаточно очевидна – Российская империи никогда не имела колоний в Африке, и христианство было принесено на континент европейскими колонизаторами. Современные территориально-конфессионального границы континента начали оформляться в середине ХIХ в., когда западные страны приступили к захватам обширных территорий и к проведению политики массовой христианизации местного населения. Уганда была колонией Великобритании, независимость от которой обрела в 1962 г. По данным мониторинга религиозной жизни в рамках проекта «Глобальное христианство», опубликованным в декабре 2011 г. социологическим центром «The Pew Research Center», специализирующимся на опросах населения, демографических исследованиях, анализе медиа-контента и на других эмпирических исследованиях, в 2010 г. в Уганде начитывалось около 3 млн христиан, или 87% численности населения и 1.3% общемировой численности христиан. Среди христиан с небольшим отрывом лидируют протестанты (1.5 млн, 44.4% общей численности христиан); число католиков достигает 1.4 млн (42,2%) [Pew Research Center, 2014]. Следует обратить внимание на тот факт, что, хотя Уганда являлась колонией Великобритании, там сформировалась большая по численности католическая община. Как уже указывалось, христианство пришло в Уганду, прежде всего в южные районы страны, в колониальный период – благодаря активной миссионерской деятельности. Тогда католиков называли «бафаранза» («французами»), а протестантов – «бангереза» («англичанами»). Соперничество и даже враждебность между сторонниками двух ветвей христианства сохранились и по сей день [Ingham et al, 2019]. В Уганде имеется крупная православная община Александрийского патриархата, насчитывающая около 30 тыс. человек [Pew Research Center, 2014].
3 Интересна история православия в Уганде. Его появление не связано с миссионерской деятельностью; оно возникло в начале 1920-х гг. благодаря любопытству нескольких прихожан Англиканской церкви, которые задались вопросом о причинах разделения христиан на католиков и протестантов и обратили внимание на слово «Orthodoxy». Они даже обратились с письмом в Александрийский патриархат, но ответа не получили [Мальцев, 2015]. Однако ответ пришел от патриарха Африканской православной Церкви в США. Получив первоначальные знания, англикане начали проповедовать неканонический вариант православия и добились в этом больших успехов. В 1946 г. Александрийский патриарх объявил о принятии православных приходов Уганды (под названием «Африканская Греко-Православная Церковь») в полное каноническое общение с Александрийской православной церковью. К этому времени число обращенных в православие превысило 10 тыс., объединенных в 56 общин. В 1953 г. Африканская Греко-Православная Церковь была официально признана колониальными властями Уганды. В 1958 г. была образована Восточноафриканская и Иринупольская митрополия Александрийского патриархата, охватившая территории современных Кении, Танзании и Уганды. В 1994 г. Восточноафриканская и Иринупольская митрополия была переименована в Кенийскую и Иринупольскую, с выделением из нее территории Уганды, где была образована Кампальская митрополия [Кампальская митрополия, 2017]. В настоящий момент в Кампальской митрополии Александрийского патриархата имеются 76 священников и 5 дьяконов, насчитывается более 100 общин, 41 культовое здание, а также 17 церковных медицинских центров [Home, 2019].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1194

Оценка читателей: голосов 0

1. Бондаренко Д. М. Увидеть в капле море: старообрядцы в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке. Антропология Африки: новые объекты исследования. Отв. ред. О. И. Кавыкин. М.: Институт Африки РАН, 2018. C. 12–34 [Bondarenko D. M. To see a Sea in a drop: Old Believers in Uganda as the representation of cultural processes in contemporary Africa. Anthropology of Africa: new objects for research. Ed. O. I. Kavykin. Moscow: Institute for African Studies, 2018. Pp. 12–34 (in Russian)].

2. Кампальская митрополия. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. Опубликовано 09.06.2017. [Metropolitanate of Kampala. Orthodox encyclopedia. Ed. Patriarch Kirill of Moscow and all Russia. Electronic version. (in Russian)] URL: http://www.pravenc.ru/text/1470139.html (acсessed 18.06.2019)

3. Мальцев В. Старообрядцы в сердце Африки. Независимая газета. [Mal’tsev V. Old Believers in the heart of Africa. Independent news-paper. 20.05. 2015. (in Russian)] URL: http://www.ng.ru/problems/2015-05-20/5_africa.html (acсessed 18.06.2019)

4. Home. Uganda Orthodox Church. URL: http://www.ugandaorthodoxchurch.co.ug (accessed 06.06, 2019).

5. Ingham K., Semakula M., Kiwanuka M. et al. Uganda – Religion. Encyclopædia Britannica. 24.44.2019. URL: https://www.britannica.com/place/Uganda/Religion (accessed 06.06, 2019).

6. Marshall J. The world’s most committed Christians live in Africa, Latin America – and the U.S. August 22, 2018. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/08/22/the-worlds-most-committed-christians-live-in-africa-latin-america-and-the-u-s/ (accessed 06.06.2019)

7. Pew Research Center. Global Christianity. 01.12. 2014. URL: https://www.pewforum.org/interactives/global-christianity/ (accessed 06.06.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх