Group of strategic vision “Russia – Islamic world” as a soft power tool in the foreign policy of the Russian Federation

 
PIIS086919080003967-0-1
DOI10.31857/S086919080003967-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Aide to the President of the Republic of Tatarstan on international and foreign economic issues
Affiliation: Aide to the President of the Republic of Tatarstan on international and foreign economic issues
Address: Russian Federation, Kazan
Occupation: Head of Division of International Cooperation Department of Foreign Affairs to the President of the Republic of Tatarstan
Affiliation: Department of Foreign Affairs to the President of the Republic of Tatarstan
Address: Russian Federation, Kazan
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 1
Pages180-195
Abstract

The article investigates origins of the creation and further evolution of the Group of strategic vision «Russia – Islamic world». The Group was established in 2006 as consultative body for influential public and political figures. It aimed at seeking to solve current problems of relations between Russia and the Islamic World with a special attention paid to the development of new principles of civilizations’ partnership. After a four-year break due to the “Arab Spring” and some other circumstances, the group resumed its regular work in 2014. Nowadays the Group declares as main goals of its activities forming of soft power tools to enhance relations of Russia with Muslim countries, building of broad-based partnership for interaction of cultures and civilizations, overcoming of crises and conflicts arising from religious and ethnic differences. This work includes activities in different areas, relating to different issues of economic cooperation, implementation of cultural and educational projects, interaction with young people, and special attention paid to mass media. Emphasis is made on successful implementation of concrete projects, involvement in activities of Russia’s regions with the Muslim population.

KeywordsRussia, Islamic world, soft power, dialogue between civilizations
Received20.03.2019
Publication date21.03.2019
Number of characters44114
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Для решения сформулированной в концепции внешней политики Российской Федерации задачи упрочения позиций страны как одного из влиятельных центров современного мира [Концепция внешней политики РФ, 2016, разд. 1, п. «в»] необходимо построение конструктивных отношений с основными акторами мировой политики.
2 В сферу стратегических интересов России как крупнейшей евразийской державы традиционно входит взаимодействие со странами исламского мира, направленное на совместное решение общих проблем. Именно в рамках этих задач в последнее время были достигнуты впечатляющие результаты, подтвердившие ключевую роль России в мире. Многообразие исламских стран, среди которых – ведущие экспортеры энергоносителей, государства СНГ, такие значимые участники международных процессов, как Турция и Саудовская Аравия, динамично развивающиеся Малайзия и Индонезия, а также многогранная мусульманская культура определяют обширный спектр взаимных интересов с Россией, далеко выходящих за рамки урегулирования региональных конфликтов, борьбы с терроризмом и международной безопасности. Комплексный подход к развитию сотрудничества предполагает вовлечение в него широкого спектра участников, среди которых заметную роль играют субъекты Российской Федерации.
3 Исторически сложившиеся геополитические интересы России в расширении межцивилизационного диалога подкрепляются богатейшим опытом многовекового мирного сосуществования представителей различных конфессий и этнических общностей, объединенных общей территорией единой страны. Более того, в состав субъектов Российской Федерации входят 22 республики, представляющие исконные территории компактного проживания коренных народов многонационального государства. Естественно сформировавшееся в нашей стране уважительное отношение к ценностям разных культур лежит в основе последовательной сбалансированной внешней политики России.
4 Следует отметить еще одну особенность, характеризующую современные реалии. Если Советский Союз воспринимался как атеистическое государство, одинаково нейтрально относившееся ко всем религиям, то Россию на Ближнем Востоке уже причисляют к христианско-исламской нации. Она находится на стыке западной и восточной культур, что дает позитивные предпосылки к развитию здесь ислама [Скорина, Аветисян, 2014, с. 359]. Это становится важным фактором укрепления взаимного доверия и сотрудничества с мусульманскими странами.
5 Отечественные исследователи обращают внимание на то, что наличие многих миллионов правоверных сограждан оказывает воздействие на внешнюю политику страны [Смирнов, 2011, с. 72].
6 Заметим, что сложившиеся институциональные структуры федеративного государства и совокупность общественных механизмов позволяют полноценно отражать разнообразие интересов многонационального населения в единой государственной внешней политике Российской Федерации. Вместе с тем реализация поставленных целей развития конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций [Концепция внешней политики РФ, 2016, раздел 1, п. «л»] представляется наиболее эффективной в условиях привлечения заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Number of purchasers: 2, views: 1396

Readers community rating: votes 0

1. Gainutdin R. I. Islam v sovremennoi Rossii (opyt filosofskogo analiza). Diss. … k. filos. n. Moscow: Ross. akademiia gos. sluzhby pri Prezidente RF, 2003. [Gainutdin R. I. Islam in Modern Russia (experience of philosophical analysis) Diss. … candidate of philosophical sciences. Moscow: Russian Presidential Academy of Public Administration. 2003 (in Russian)].

2. Kal’noi I. I., Popov D. A. Ideinye i sotsial'nye istoki sovremennogo islamskogo radikalizma i ekstremizma. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 9. Pp. 43–47. [Kal’noy I. I., Popov D. A. Ideological and social origins of modern Islamic radicalism and extremism. Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs. 2014. № 9 (in Russian)].

3. Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 30 November 2016 g. No. 640). Sobranie zakonodatel’stva RF. 2016. № 49. [Foreign policy concept of the Russian Federation. Collection of laws of the Russian Federation. 2016 (in Russian)].

4. “Kruglyi stol” na temu: “Rol’ islama v mirovoi politike”. Mezhdunarodnaia analitika. 2017. No. 2(20), pp. 104–111. [Round table on «The Role of Islam in World Politics». International Analytics. 2017 (in Russian)].

5. Malashenko A. V. Islamskoe vozrozhdenie v sovremennoi Rossii. Moscow: Moskovskii Tsentr Karnegi, 1998. [Malashenko A. V. Islamic Revival in Modern Russia. Moscow: Moscow Carnegie Center, 1998 (in Russian)].

6. Nasyrov I. R. Na puti k stabil'nomu miroporiadku. Rossiia-Organizatsiia islamskaia konferentsiia. Diplomaticheskaia sluzhba. 2009. № 3. Pp. 6–10. [Nasyrov I. R. Towards a stable world order. Russia – Organization of Islamic Conference. Diplomatic service. 2009 (in Russian)].

7. Naumkin V. V. Islam kak kollektivnyi igrok? Mezhdunarodnye protsessy. 2006(1). Vol. 4. № 10. Pp. 41–54. [Naumkin V. V. Islam as a collective player? International Process, 2006 (in Russian)].

8. Naumkin V. V. Islamskii radikalizm v zerkale novykh kontseptsii i podkhodov.Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost'. 2006(2). № 1. Pp. 5–25. [Naumkin V. V. Islamic radicalism in the mirror of new concepts and approaches. Oriens. Afro-Asian societies: history and modernity, 2006 (in Russian)].

9. Naumkin V. V., Popov V. V. (eds.) Rossiia i organizatsiia islamskaia konferentsiia. Sbornik dokumentov i materialov Moskva–Kazan’: Informatsionno-izdatel'skii tsentr pri Upravlenii delami Prezidenta Respubliki Tatarstan, 2008. [Naumkin V. V., Popov V. V. (eds.). Russia – Organization of Islamic Conference. Collection of documents and materials. Moscow–Kazan: Information and publishing center at the office of the President of the Republic of Tatarstan, 2008 (in Russian)].

10. Popov V. V. Tsivilizatsionnye rakursy. Mezhdunarodnaia analitika. 2017. № 2(20). Pp. 7–23. [Popov V. V. Civilizational perspectives. International Analytics. 2017. № 2(20) (in Russian)].

11. Skorina A. A., Avetisian Zh. G. Rossiiskaia Federatsiia v mezhdunarodnykh otnosheniiakh na Blizhnem Vostoke v period prezidentstva D. A. Medvedeva. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2014. № 1. Pp. 359–364. [Skorina A. A., Avetisian J. G. Russian Federation in International Relations in the Middle East During the Presidency of Dmitry Medvedev. Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2014. № 1 (in Russian)].

12. Smirnov A. N. Islamskii faktor v politike Rossii: vozmozhnosti i predely vliianiia. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. 2011. № 9. Pp. 72–80. [Smirnov A. N. The Islamic factor in Russian politics: possibilities and limits of influence. World Economy and International Relations. 2011. № 9 (in Russian)].

13. Sultanov Sh. Nedostatochnoe razvitie rossijsko-islamskikh otnoshenij govorit o slabosti musul'man nashej strany. Sblizhenie Rossii i islamskogo mira: strategicheskoe partnerstvo ili kon'yunktura? «Kruglyj stol» musul'manskoj obschestvennosti. 2007. URL: http://www.islamnews.ru/news-7543.html.

14. Choguldurov S. B. Vozrozhdenie islama v sovremennoi Rossii. 2017. URL: http://rusisworld.com/competition/vozrozhdenija-islama-v-sovremennoj-rossii/.

Система Orphus

Loading...
Up