Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир» как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации

 
Код статьиS086919080003967-0-1
DOI10.31857/S086919080003967-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Помощник Президента Республики Татарстан по международным и внешнеэкономическим вопросам
Аффилиация: Помощник Президента Республики Татарстан по международным и внешнеэкономическим вопросам
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: Заведующий отделом международного сотрудничества Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан
Аффилиация: Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы180-195
Аннотация

В статье анализируются предыстория создания и эволюция деятельности Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». Группа была создана в 2006 г. изначально как площадка для консультаций на уровне авторитетных общественно-политических деятелей с целью поиска решений актуальных проблем выстраивания отношений между Россией и исламским миром, с особым акцентом на разработку новых принципов партнерства цивилизаций. После четырехлетнего перерыва, связанного, в частности, с событиями «арабской весны», в 2014 г. регулярная работа Группы возобновилась. В настоящее время ее деятельность направлена на формирование инструментов «мягкой силы» для укрепления отношений России с мусульманскими странами, налаживания широкого партнерства в сфере взаимодействия культур и цивилизаций, преодоления кризисов и конфликтов, возникающих на почве религиозных и этнических различий. Работа ведется по нескольким направлениям, охватывающим вопросы экономического сотрудничества, реализации культурных и образовательных проектов, работы с молодежью, целенаправленного взаимодействия со СМИ. Характерной особенностью стал акцент на осуществление конкретных проектов, вовлеченность в мероприятия российских регионов с мусульманским населением. В статье рассматриваются сопутствующие проблемы, предлагаются возможные пути их решения и перспективные направления совершенствования деятельности в формате Группы.

Ключевые словаРоссия, исламский мир, «мягкая сила», межцивилизационный диалог
Получено20.03.2019
Дата публикации21.03.2019
Кол-во символов44114
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Для решения сформулированной в концепции внешней политики Российской Федерации задачи упрочения позиций страны как одного из влиятельных центров современного мира [Концепция внешней политики РФ, 2016, разд. 1, п. «в»] необходимо построение конструктивных отношений с основными акторами мировой политики.
2 В сферу стратегических интересов России как крупнейшей евразийской державы традиционно входит взаимодействие со странами исламского мира, направленное на совместное решение общих проблем. Именно в рамках этих задач в последнее время были достигнуты впечатляющие результаты, подтвердившие ключевую роль России в мире. Многообразие исламских стран, среди которых – ведущие экспортеры энергоносителей, государства СНГ, такие значимые участники международных процессов, как Турция и Саудовская Аравия, динамично развивающиеся Малайзия и Индонезия, а также многогранная мусульманская культура определяют обширный спектр взаимных интересов с Россией, далеко выходящих за рамки урегулирования региональных конфликтов, борьбы с терроризмом и международной безопасности. Комплексный подход к развитию сотрудничества предполагает вовлечение в него широкого спектра участников, среди которых заметную роль играют субъекты Российской Федерации.
3 Исторически сложившиеся геополитические интересы России в расширении межцивилизационного диалога подкрепляются богатейшим опытом многовекового мирного сосуществования представителей различных конфессий и этнических общностей, объединенных общей территорией единой страны. Более того, в состав субъектов Российской Федерации входят 22 республики, представляющие исконные территории компактного проживания коренных народов многонационального государства. Естественно сформировавшееся в нашей стране уважительное отношение к ценностям разных культур лежит в основе последовательной сбалансированной внешней политики России.
4 Следует отметить еще одну особенность, характеризующую современные реалии. Если Советский Союз воспринимался как атеистическое государство, одинаково нейтрально относившееся ко всем религиям, то Россию на Ближнем Востоке уже причисляют к христианско-исламской нации. Она находится на стыке западной и восточной культур, что дает позитивные предпосылки к развитию здесь ислама [Скорина, Аветисян, 2014, с. 359]. Это становится важным фактором укрепления взаимного доверия и сотрудничества с мусульманскими странами.
5 Отечественные исследователи обращают внимание на то, что наличие многих миллионов правоверных сограждан оказывает воздействие на внешнюю политику страны [Смирнов, 2011, с. 72].
6 Заметим, что сложившиеся институциональные структуры федеративного государства и совокупность общественных механизмов позволяют полноценно отражать разнообразие интересов многонационального населения в единой государственной внешней политике Российской Федерации. Вместе с тем реализация поставленных целей развития конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций [Концепция внешней политики РФ, 2016, раздел 1, п. «л»] представляется наиболее эффективной в условиях привлечения заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1397

Оценка читателей: голосов 0

1. Гайнутдин Р. И. Ислам в современной России (опыт философского анализа). Дисс. … к. филос. н. М.: Росс. академия гос. службы при Президенте РФ, 2003. [Gainutdin R. I. Islam in Modern Russia (experience of philosophical analysis) Diss. … candidate of philosophical sciences. Moscow: Russian Presidential Academy of Public Administration. 2003 (in Russian)].

2. Кальной И. И., Попов Д. А. Идейные и социальные истоки современного исламского радикализма и экстремизма. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 43–47. [Kal’noy I. I., Popov D. A. Ideological and social origins of modern Islamic radicalism and extremism. Bulletin of Moscow University of the Ministry of internal Affairs. 2014. № 9 (in Russian)].

3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. [Foreign policy concept of the Russian Federation. Collection of laws of the Russian Federation. 2016 (in Russian)].

4. «Круглый стол» на тему: «Роль ислама в мировой политике». Международная аналитика. 2017. № 2(20). С. 104–111. [Round table on «The Role of Islam in World Politics». International Analytics. 2017 (in Russian)].

5. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. [Malashenko A. V. Islamic Revival in Modern Russia. Moscow: Moscow Carnegie Center, 1998 (in Russian)].

6. Насыров И. Р. На пути к стабильному миропорядку. Россия – Организация исламская конференция. Дипломатическая служба. 2009. № 3. С. 6–10. [Nasyrov I. R. Towards a stable world order. Russia – Organization of Islamic Conference. Diplomatic service. 2009 (in Russian)].

7. Наумкин В. В. Ислам как коллективный игрок? Международные процессы. 2006 (1). Т. 4. № 10. С. 41–54. [Naumkin V. V. Islam as a collective player? International Process, 2006 (in Russian)].

8. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. Восток (Oriens). Афро-азиатские общества: история и современность. 2006(2). № 1. С. 5–25. [Naumkin V. V. Islamic radicalism in the mirror of new concepts and approaches. Oriens. Afro-Asian societies: history and modernity, 2006 (in Russian)].

9. Наумкин В. В., Попов В. В. (ред.) Россия – Организация Исламская Конференция. Сборник документов и материалов. Москва–Казань: Информационно-издательский центр при Управление делами Президента Республики Татарстан, 2008. [Naumkin V. V., Popov V. V. (eds.). Russia – Organization of Islamic Conference. Collection of documents and materials. Moscow–Kazan: Information and publishing center at the office of the President of the Republic of Tatarstan, 2008 (in Russian)].

10. Попов В. В. Цивилизационные ракурсы. Международная аналитика. 2017. № 2(20). С. 7–23. [Popov V. V. Civilizational perspectives. International Analytics. 2017. № 2(20) (in Russian)].

11. Скорина А. А., Аветисян Ж. Г. Российская Федерация в международных отношениях на Ближнем Востоке в период президентства Д. А. Медведева. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1. С. 359–364. [Skorina A. A., Avetisian J. G. Russian Federation in International Relations in the Middle East During the Presidency of Dmitry Medvedev. Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2014. № 1 (in Russian)].

12. Смирнов А. Н. Исламский фактор в политике России: возможности и пределы влияния. Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 72–80. [Smirnov A. N. The Islamic factor in Russian politics: possibilities and limits of influence. World Economy and International Relations. 2011. № 9 (in Russian)].

13. Султанов Ш. Недостаточное развитие российско-исламских отношений говорит о слабости мусульман нашей страны. Сближение России и исламского мира: стратегическое партнерство или конъюнктура? «Круглый стол» мусульманской общественности. 2007. URL: http://www.islamnews.ru/news-7543.html.

14. Чогулдуров С. Б. Возрождение ислама в современной России. 2017. URL: http://rusisworld.com/competition/vozrozhdenija-islama-v-sovremennoj-rossii/.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх