K. Sessa. Daily Life in Late Antiquity. Cambridge, 2018

 
PIIS032103910016762-1-1
DOI10.31857/S032103910016762-1
Publication type Review
Source material for review K. SESSA. Daily Life in Late Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. X, 250 p. ISBN: 9780521766104
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVestnik drevnei istorii
EditionVolume 82 Issue 2
Pages491-495
Abstract

       

Keywords
Received27.01.2022
Publication date22.06.2022
Number of characters13553
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Повседневная жизнь римлян давно привлекает внимание историков. Первые работы в этой области, важнейшие из которых до сих пор сохраняют свою актуальность1, увидели свет еще в XIX в., задолго до настоящего расцвета популярности истории повседневности, но они были посвящены главным образом периоду Ранней империи2. Поздняя античность, напротив, лишь недавно получила признание в качестве исторической эпохи, обладающей самостоятельной ценностью для изучения3, и, как следствие, повседневная жизнь людей того времени до сих пор не становилась предметом полноценного исследования. 1. Marquardt 1886; Guiraud 1893.

2. Carcopino 1939; Sergeenko 1964; Knabe 1986.

3. Во многом благодаря трудам Питера Брауна. См. Brown 1971.
2 Рецензируемая монография имеет целью восполнить этот пробел. Хотя это не первая и не единственная работа, посвященная позднеантичной повседневности4, среди немногих других она выделяется прежде всего своим широким географическим охватом, учитывающим созданные в самых разных областях империи источники. Ее автор – американская исследовательница из университета штата Огайо, профессор Кристина Сесса. Она специализируется главным образом на истории позднеантичной религии и культуры, о чем говорит ее первая книга, посвященная формированию власти римского папы в позднеантичной Италии5. 4. Наиболее значима монография Б. Лансона, посвященная позднеантичному городу Риму (Lançon 1995). Проблемы истории повседневности затрагиваются также в монографии Д. Бойна, увидевшей свет в том же году, что и рецензируемое издание. См. Boin 2018.

5. Sessa 2011.
3 Монография состоит из введения, шести глав и приложения, в котором кратко излагаются основы позднеримской хронологии и денежной системы. Работа построена по характерному для такого рода исследований плану: сначала идут три главы о жизни людей в городе и за городом, в них описывается облик сельской и городской местности и обусловленная им деятельность людей; затем автор переходит к домохозяйству как основной ячейке общества того времени, рассказывает о семье, браке, детстве и воспитании детей, а также домашнем рабстве. Здесь же идет речь о внешнем и внутреннем устройстве жилых помещений и содержании домашнего хозяйства: приготовлении и употреблении пищи, сне, досуге, мытье, стирке и даже об утилизации отходов. Четвертая глава посвящена роли государства в жизни людей. В ней исследуются важнейшие институты, посредством которых государство наиболее тесно соприкасается с частной повседневностью: служба в армии и поддержание правопорядка в городах, судопроизводство, налогообложение и транспортная система. Следующая глава, «Тело и разум», повествует о позднеантичной медицине, представлениях об устройстве организма, о болезнях и их лечении, о сексе и других формах физической любви, одежде и украшениях, прическе и косметике, и несколько неожиданно – о высшем образовании римской элиты. Последняя, шестая, глава посвящена тому, что этнологи называют проживаемой религией, то есть совокупности каждодневного опыта и духовных практик людей. В рамках четырех основных конфессий поздней античности – язычества, христианства, манихейства и иудаизма – Сесса рассказывает о той стороне духовности людей, которая часто остается в тени догматических споров и конфликтов на религиозной почве. В центре ее внимания домашние культы, астрология, религиозные торжества, суеверия, а также волшебные амулеты с гравированными на них защитными заклинаниями и подобные вудуистским глиняные куклы – артефакты любовных чар. Здесь идет речь и о похоронных обрядах. Учитывая основную специализацию автора, неудивительно, что именно эта глава получилась наиболее увлекательной и запоминающейся.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 408

Readers community rating: votes 0

1. André, J. 1961: L’alimentation et la cuisine à Rome. Paris.

2. Anik’ev, I.I., Filippov, I.S. 2021: [Rev.] Banniard M. Viva voce: Сomunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Trieste, 2020. Srednie veka [Middle Ages] 82/3, 184–196.

3. Аникьев, И.И., Филиппов, И.С. [Рец. на кн.] Banniard M. Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Trieste, 2020. Средние века 82/3, 184–196.

4. Antonets, E.V. 2009: Vvedenie v rimskuyu paleografiyu [Introduction to Roman Palaeography]. Moscow.

5. Антонец, Е.В. Введение в римскую палеографию. М.

6. Banniard, M. 2020: Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Edizione italiana con una Retractatio dell’autore, a cura di L. Cristante e F. Romanini, con collaborazione di J. Gesiot e V. Veronesi. (Polymnia. Studi di filologia classica, 25). Trieste.

7. Billiard, R. 1913: La Vigne dans l’Antiquité. Lyon.

8. Boin, D. 2018: A Social and Cultural History of Late Antiquity. Hoboken (NJ).

9. Brown, P. 1971: The World of Late Antiquity: AD 150–750. London–New York.

10. Carcopino, J. 1939: La vie quotidienne à Rome à l’apogée de l’Empire. Paris.

11. Filippov, I.S. 2000: Sredizemnomorskaya Frantsiya v rannee srednevekov’e: problema stanovleniya feodalizma [Mediterranean France in the Early Middle Ages: The Problem of the Formation of Feudalism]. Moscow.

12. Филиппов, И.С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье: проблема становления феодализма. М.

13. Garnsey, P. 1999: Food and Society in Classical Antiquity. Cambridge.

14. Guiraud, P. 1893: La vie privée et la vie publique des Romains. Paris.

15. Jardé, A. 1925: Les céréales dans l’Antiquité grecque. Paris.

16. Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire, 284–602: A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. 2. Oxford.

17. Klingshirn, W.E. 1994: Caesarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. (Cambridge Studies in Medieval Life and Thought, 22). Cambridge.

18. Knabe, G.S. 1986: Drevniy Rim – istoriya i povsednevnost’ [Ancient Rome – History and Daily Life]. Moscow.

19. Кнабе, Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М.

20. Lançon, B. 1995: Rome dans l’Antiquité tardive (312–604 après J.-C.). Paris.

21. Marquardt, J. 1886: Das Privatleben der Römer. (Handbuch der Römischen Alterthümer, 7). 2. Aufl. Leipzig.

22. McCormick, M. 2001: Origins of the European Economy. Communications and Commerce, A.D. 300–900. Cambridge–New York.

23. Sergeenko, M.E. 1964: Zhizn’ drevnego Rima. Ocherki byta [Life of Ancient Rome. Studies in Daily Life]. Moscow–Leningrad.

24. Сергеенко, М.Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М.–Л.

25. Sessa, K. 2011: The Formation of Papal Authority in Late Antique Italy. Roman Bishops and the Domestic Sphere. Cambridge–New York.

26. Vehling, J.D. (ed.) 1977: Apicius. Cookery and Dining in Imperial Rome. New York‒London.

27. Wilkins, J., Nadeau, R. (eds.) 2015: A Companion to Food in the Ancient World. Malden.

Система Orphus

Loading...
Up