K. Sessa. Daily Life in Late Antiquity. Cambridge, 2018

 
Код статьиS032103910016762-1-1
DOI10.31857/S032103910016762-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва K. SESSA. Daily Life in Late Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. X, 250 p. ISBN: 9780521766104
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 82 Выпуск 2
Страницы491-495
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено27.01.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов13553
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Повседневная жизнь римлян давно привлекает внимание историков. Первые работы в этой области, важнейшие из которых до сих пор сохраняют свою актуальность1, увидели свет еще в XIX в., задолго до настоящего расцвета популярности истории повседневности, но они были посвящены главным образом периоду Ранней империи2. Поздняя античность, напротив, лишь недавно получила признание в качестве исторической эпохи, обладающей самостоятельной ценностью для изучения3, и, как следствие, повседневная жизнь людей того времени до сих пор не становилась предметом полноценного исследования. 1. Marquardt 1886; Guiraud 1893.

2. Carcopino 1939; Sergeenko 1964; Knabe 1986.

3. Во многом благодаря трудам Питера Брауна. См. Brown 1971.
2 Рецензируемая монография имеет целью восполнить этот пробел. Хотя это не первая и не единственная работа, посвященная позднеантичной повседневности4, среди немногих других она выделяется прежде всего своим широким географическим охватом, учитывающим созданные в самых разных областях империи источники. Ее автор – американская исследовательница из университета штата Огайо, профессор Кристина Сесса. Она специализируется главным образом на истории позднеантичной религии и культуры, о чем говорит ее первая книга, посвященная формированию власти римского папы в позднеантичной Италии5. 4. Наиболее значима монография Б. Лансона, посвященная позднеантичному городу Риму (Lançon 1995). Проблемы истории повседневности затрагиваются также в монографии Д. Бойна, увидевшей свет в том же году, что и рецензируемое издание. См. Boin 2018.

5. Sessa 2011.
3 Монография состоит из введения, шести глав и приложения, в котором кратко излагаются основы позднеримской хронологии и денежной системы. Работа построена по характерному для такого рода исследований плану: сначала идут три главы о жизни людей в городе и за городом, в них описывается облик сельской и городской местности и обусловленная им деятельность людей; затем автор переходит к домохозяйству как основной ячейке общества того времени, рассказывает о семье, браке, детстве и воспитании детей, а также домашнем рабстве. Здесь же идет речь о внешнем и внутреннем устройстве жилых помещений и содержании домашнего хозяйства: приготовлении и употреблении пищи, сне, досуге, мытье, стирке и даже об утилизации отходов. Четвертая глава посвящена роли государства в жизни людей. В ней исследуются важнейшие институты, посредством которых государство наиболее тесно соприкасается с частной повседневностью: служба в армии и поддержание правопорядка в городах, судопроизводство, налогообложение и транспортная система. Следующая глава, «Тело и разум», повествует о позднеантичной медицине, представлениях об устройстве организма, о болезнях и их лечении, о сексе и других формах физической любви, одежде и украшениях, прическе и косметике, и несколько неожиданно – о высшем образовании римской элиты. Последняя, шестая, глава посвящена тому, что этнологи называют проживаемой религией, то есть совокупности каждодневного опыта и духовных практик людей. В рамках четырех основных конфессий поздней античности – язычества, христианства, манихейства и иудаизма – Сесса рассказывает о той стороне духовности людей, которая часто остается в тени догматических споров и конфликтов на религиозной почве. В центре ее внимания домашние культы, астрология, религиозные торжества, суеверия, а также волшебные амулеты с гравированными на них защитными заклинаниями и подобные вудуистским глиняные куклы – артефакты любовных чар. Здесь идет речь и о похоронных обрядах. Учитывая основную специализацию автора, неудивительно, что именно эта глава получилась наиболее увлекательной и запоминающейся.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 407

Оценка читателей: голосов 0

1. André, J. 1961: L’alimentation et la cuisine à Rome. Paris.

2. Anik’ev, I.I., Filippov, I.S. 2021: [Rev.] Banniard M. Viva voce: Сomunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Trieste, 2020. Srednie veka [Middle Ages] 82/3, 184–196.

3. Аникьев, И.И., Филиппов, И.С. [Рец. на кн.] Banniard M. Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Trieste, 2020. Средние века 82/3, 184–196.

4. Antonets, E.V. 2009: Vvedenie v rimskuyu paleografiyu [Introduction to Roman Palaeography]. Moscow.

5. Антонец, Е.В. Введение в римскую палеографию. М.

6. Banniard, M. 2020: Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo. Edizione italiana con una Retractatio dell’autore, a cura di L. Cristante e F. Romanini, con collaborazione di J. Gesiot e V. Veronesi. (Polymnia. Studi di filologia classica, 25). Trieste.

7. Billiard, R. 1913: La Vigne dans l’Antiquité. Lyon.

8. Boin, D. 2018: A Social and Cultural History of Late Antiquity. Hoboken (NJ).

9. Brown, P. 1971: The World of Late Antiquity: AD 150–750. London–New York.

10. Carcopino, J. 1939: La vie quotidienne à Rome à l’apogée de l’Empire. Paris.

11. Filippov, I.S. 2000: Sredizemnomorskaya Frantsiya v rannee srednevekov’e: problema stanovleniya feodalizma [Mediterranean France in the Early Middle Ages: The Problem of the Formation of Feudalism]. Moscow.

12. Филиппов, И.С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье: проблема становления феодализма. М.

13. Garnsey, P. 1999: Food and Society in Classical Antiquity. Cambridge.

14. Guiraud, P. 1893: La vie privée et la vie publique des Romains. Paris.

15. Jardé, A. 1925: Les céréales dans l’Antiquité grecque. Paris.

16. Jones, A.H.M. 1964: The Later Roman Empire, 284–602: A Social, Economic and Administrative Survey. Vol. 2. Oxford.

17. Klingshirn, W.E. 1994: Caesarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. (Cambridge Studies in Medieval Life and Thought, 22). Cambridge.

18. Knabe, G.S. 1986: Drevniy Rim – istoriya i povsednevnost’ [Ancient Rome – History and Daily Life]. Moscow.

19. Кнабе, Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М.

20. Lançon, B. 1995: Rome dans l’Antiquité tardive (312–604 après J.-C.). Paris.

21. Marquardt, J. 1886: Das Privatleben der Römer. (Handbuch der Römischen Alterthümer, 7). 2. Aufl. Leipzig.

22. McCormick, M. 2001: Origins of the European Economy. Communications and Commerce, A.D. 300–900. Cambridge–New York.

23. Sergeenko, M.E. 1964: Zhizn’ drevnego Rima. Ocherki byta [Life of Ancient Rome. Studies in Daily Life]. Moscow–Leningrad.

24. Сергеенко, М.Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М.–Л.

25. Sessa, K. 2011: The Formation of Papal Authority in Late Antique Italy. Roman Bishops and the Domestic Sphere. Cambridge–New York.

26. Vehling, J.D. (ed.) 1977: Apicius. Cookery and Dining in Imperial Rome. New York‒London.

27. Wilkins, J., Nadeau, R. (eds.) 2015: A Companion to Food in the Ancient World. Malden.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх