THE CHAIN-BREAKER: A. F. LOSEV’S THEORY OF STYLE

 
PIIS013160950013977-8-1
DOI10.31860/0131-6095-2021-1-233-234
Publication type Review
Source material for review Лосев А. Ф. Учение о стиле / Общ. ред. и сост. А. А. Тахо-Годи, Е. А. Тахо-Годи; вступ. статья К. В. Зенкина. М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 456 с.
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation,
Journal nameRusskaia literatura
EditionIssue 1
Pages233-234
Abstract

 

[Review]: Losev A. F. Uchenie o stile / Obshch. red. i sost. A. A. Takho-Godi, E. A. Takho-Godi; vstup. stat’ia K. V. Zenkina. M.; SPb.: Nestor-Istoriia, 2019. 456 s.

 

Keywords
Received24.02.2021
Publication date01.03.2021
Number of characters6112
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-1-233-234
2 © Р. А. Поддубцев
3 ВЫЗВОЛЯЮЩИЙ ИЗ ЦЕПЕЙ: УЧЕНИЕ А. Ф. ЛОСЕВА О СТИЛЕ1 1. * Лосев А. Ф. Учение о стиле / Общ. ред. и сост. А. А. Тахо-Годи, Е. А. Тахо-Годи; вступ. статья К. В. Зенкина. М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 456 с.
4 В 2019 году издательство «Нестор-История» выпустило том «Учение о стиле». В нем собраны поздние работы философа и искусствоведа А. Ф. Лосева. Прежде всего это объемные труды «Некоторые вопросы из истории учений о стиле» и «Теория художественного стиля», впервые печатающиеся в России. К ним прилагается фрагмент книги «Эстетика природы: природа и ее стилевые функции у Ромена Роллана», а также статьи «Античные теории стиля в их историко-эстетической значимости», «Художественные каноны как проблема стиля», «Проблема вариативного функционирования поэтического языка» и конспект лекций по истории эстетики Нового времени.
5 Составители тома А. А. Тахо-Годи и Е. А. Тахо-Годи в послесловии резюмируют: «Настоящее издание может рассматриваться как своеобразная антология всего написанного А. Ф. Лосевым в 1970-е годы об учении о стиле, что может помочь лучше представить эволюцию взглядов мыслителя на эту проблему при соотнесении их с работами 1920-х годов...» (с. 448). Опубликованные труды не только дают представление о взглядах А. Ф. Лосева. Они одновременно расширяют и уточняют границы толкования такого сложного понятия, как стиль, и намечают пути дальнейших исследований.
6 А. Ф. Лосев является принципиальным противником позитивизма. Это исходный пункт его рассуждений. В качестве иллюстрации достаточно привести одну критическую реплику: «Чистый позитивизм как учение о каких-то якобы чувственно воспринимаемых, якобы объективных и якобы фактах никогда и нигде не выдерживал своей позиции до конца» (с. 122). Философские убеждения А. Ф. Лосева естественным образом влияют на его филологические предпочтения. В «Учении о стиле» часто встречаются указания на недостатки позитивистских подходов к анализу художественных текстов. Эту последовательность и стройность мысли хочется особо выделить. А. Ф. Лосев выступает прежде всего против формальной школы и структурализма. Он пишет: «тот формалист, который хотел бы свести явление стиля только на подсчеты букв в словах, подсекает сам себя, и, чтобы осмыслить хоть как-нибудь свою статистику, волей-неволей должен вводить в свое исследование и содержательные моменты стиля» (с. 134). И чуть ниже: «Такой структуралист, который ничего не видит в предмете, кроме структуры, конечно, заслуживает осуждения. Ведь всякая структура есть структура чего-нибудь» (с. 197). С другой стороны, мы находим у него критику вульгарного социологизма и ленинской «теории отражения». Вот соответствующий фрагмент: «Это отождествление художественных стилей с экономической структурой общества, а иной раз даже и просто с его способом производства, по существу, было абстрактной метафизикой экономических категорий...» (с. 174). И еще один: «Художественный стиль не есть только отражение действительности, но и обратное воздействие на действительность» (с. 210). Стоит также подчеркнуть, что А. Ф. Лосев порицает стремление к абсолютизации тех или иных подходов, тягу к крайностям. Ему свойственен пафос умеренности, навеянный, очевидно, античными философскими системами и художественными образцами.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 506

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up