“Трудное приготовление к настоящему пути”, или в чем смысл “обыкновенной истории” в одноименном романе И. А. Гончарова

 
Код статьиS241377150010952-0-1
DOI10.31857/S241377150010952-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Московского городского педагогического университета
Аффилиация: Московский городской педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 79 Номер 4
Страницы102-115
Аннотация

В статье рассматриваются разные стратегии прочтения романа Гончарова “Обыкновенная история&8j1;, которые сложились в литературно-критической и исследовательской практике. С самого начала во взгляде на это сочинение доминировала “реальная философия”, которая во многом видела в нем борьбу с бытовым романтизмом и рассматривала “Обыкновенную историю” как роман социальный, об “утраченных иллюзиях&8j1;. Не менее значимой была точка зрения, культивирующая в романе Гончарова “фламандство” как приятие мира во всем его многообразии. В дальнейшем укрепились концепции, рассматривающие “Обыкновенную историю” в свете поэтики “диалогического конфликта&8j1;, оказавшегося продуктивным в эпоху “натуральной школы”, и как опыт освоения европейской модели “романа воспитания&8j1; на русской почве. Автор статьи полагает, что в “Обыкновенной истории” Гончаров ставил перед собой и другие задачи, имеющие прямое отношение к насущной проблеме религиозного кризиса, который испытывало общество на пути смены старых, патриархальных институтов новыми моделями общежития, в которых жизнь земная и блага земные оказывались более важными (причем такие модели были научно объясняемы). Как внимательный и честный художник, Гончаров справедливо констатировал, что его современнику в новом социальном общежитии сложно и невозможно сохранить “младенческую веру”, без которой тем не менее человек не может оставаться человеком. Однако его роман был посвящен художественному изучению не только механизмов аннигиляции души, но и тех новых начал религиозного чувства, которые могут быть для современного человека источниками спасения. В этом плане для Гончарова был интересен опыт “Божественной Комедии” Данте, в центре которой оказывалась история человеческой души, оказавшейся в “темном лесу” современных пороков, казалось бы, без надежды на спасение. В статье смысл “обыкновенной истории” связывается не только и не столько с неизбежными во все времена возрастными превращениями, которые происходят с героем, или с утратой излишней романтической экзальтации, но с трансформацией человеческой души, доходящей как будто до пределов падения и надеющейся на “восстановление”.

Ключевые словаГончаров, “Обыкновенная история”, Данте, “Божественная Комедия”, сюжет спасения, религиозный кризис, роман
Источник финансированияСтатья выполнена по гранту РФФИ № 20-012-00221
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов45246
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 634

Оценка читателей: голосов 0

1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 486 с.

2. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.: Художественная литература, 1980. 560 с.

3. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М.: Современник, 1980. 545 с.

4. Гончаров И.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1997–...

5. Недзвецкий В.А. Слово о Гончарове // Гончаров: живая перспектива прозы. Науч. статьи о творчестве И.А. Гончарова. Bibliotheca Slavica Savariensis. 2012. T. XIII. С. 10–22.

6. Манн Ю.В. Философия и поэтика “натуральной школы” // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. С. 241–307.

7. Недзвецкий В.А. И. А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 175 с.

8. Отрадин М.В. “На пороге как бы двойного бытия…”: О творчестве И.А. Гончарова и его современников. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. 328 с.

9. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. 496 с.

10. Молнар А. Поэзия прозы в творчестве Гончарова. Ульяновск: Изд-во “Корпорация технологий продвижения”, 2012. 448 с.

11. Diment G. The Autobiographical Novel of Co-Consciousness. Goncharov, Woolf and Joyce. Gainesville, Florida, 1994. 220 р.

12. Краснощекова Е.А. Роман воспитания – Bildunsroman – на русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский. СПб.: Пушкинский фонд, 2008. 480 с.

13. Цвейг С. Статьи. Эссе. “Вчерашний мир. Воспоминания европейца”, М.: Радуга, 1987, 448 с.

14. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1981. 384 с.

15. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.

16. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1928 1958.

17. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. Л.: Наука, 1981. 591 с.

18. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Вып. 1. М.: Научное слово, 371 с.

19. Мельник В.И. Логика творчества И.А. Гончарова: к постановке проблемы // Два века русской классики. 2019. Т. 1. № 2. С. 110–143.

20. Беляева И.А. Сюжет спасения в русском классическом романе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 6. С. 44–52.

21. Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования разных лет. Уфа, Уфимский полиграфкомбинат, 2010. 408 с.

22. Беляева И.А. “Странные сближения”: Гончаров и Данте // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66. № 2. С. 23–38.

23. Беляева И.А. И.А. Гончаров – романист: дантовские параллели. М.: МГПУ, 2016. 214 с.

24. Мельник В.И. И.А. Гончаров: Духовные и литературные истоки. М.: Изд-во МГУП, 2002. 282 с.

25. Шевырёв С.П. Дант и его век: Исследование о Божественной Комедии // Ученые записки Императорского Московского университета. 1833. Ч. 2, № 5. С. 307–363, № 6. С. 509–543; 1834. Ч. 3, № 7. С. 118–180, № 8. С. 336–373, № 9. С. 550–575.

26. Гончаров И.А. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 576 c.

27. Ильин В.Н. Продолжение “Мертвых душ” у Гончарова // Мастер русского романа: И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. М.: Центр книги Рудомино, 2012. C. 322–361.

28. Ильин В.Н. “Тихий Мефистофель” (Гончаров как художник и как мыслитель) Этюды по философии русской литературы // Мастер русского романа И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. М.: Центр книги Рудомино, 2012. С. 309–317.

29. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 20. Л.: Наука, 1980. 432 с.

30. Беляева И.А. Москва в жизни и в творчестве И.А. Гончарова: на пути от провинции к столице // Москва и “московский текстˮ. Москва в судьбе и творчестве русских писателей. Вып. 7. М.: МГПУ, 2013. С. 4–14.

31. Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. 656 с.

32. Diment, G. The Autobiographical Novel of Co-Consciousness. Goncharov, Woolf and Joyce. Gainesville, Florida, 1994. 220 p. (In Engl.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх