“Мягкая сила” и экспортный потенциал России в несырьевых секторах экономики

 
Код статьиS013122270014432-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-3-102-110
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт‑Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №3
Страницы102-110
Аннотация

На основе концепции “мягкой силы”, а также постулатов экономики впечатлений, общества мечты, поведенческой экономики и глэм-капитализма оценивается экспортный потенциал России в туризме, образовании и наиболее показательных по конкурентоспособности областях культуры, искусства и спорта, включая балет, фигурное катание и мультипликацию. Сделан вывод о наличии у России конкурентных преимуществ в соответствующих общих и специализированных сферах несырьевой экономики, которые помимо обеспечения дополнительных экспортных доходов способны стать инструментами “мягкой силы”.

Ключевые слова“мягкая сила”, конкурентные преимущества, въездной туризм, международная конкурентоспособность, несырьевой экспорт, экспортный потенциал
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов28063
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Концепция “мягкой силы” (soft power), сформулированная в 1980-х годах, предполагает упрочение геополитических позиций страны на международной арене путем невоенных и неидеологических методов воздействия на окружающий мир. Это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия заинтересованных сторон, ненасильственной интеграции в действия союзников. Ведущая роль влияния на внешнюю политику и внешнеэкономические связи отводится системе национальных ценностей, включая культуру и искусство, формирующих благоприятный имидж страны для ее внешнеполитических и внешнеэкономических партнеров. “Мягкая сила” – форма властных межгосударственных отношений, предполагающая, что государство благодаря внешней привлекательности способно воздействовать на глобальное общественное мнение, формировать альянсы и через них – международную повестку и правила игры в мировом сообществе в своих интересах.
2 Доктрина “мягкой силы” возникла в политологии и международных отношениях, но она применима и к внешнеэкономической деятельности. Привлекательность модели национальной экономики, построенной на определенных императивах хозяйствования, и продукты ее жизнедеятельности оказывают воздействие на зарубежные политические элиты и обычных граждан, производя демонстрационный эффект и вызывая желание копировать управленческий опыт. Позитивный культурный код, передаваемый через экспортную продукцию, востребован и в потребительской среде. Концепцию “мягкой силы” можно использовать как для геополитического позиционирования России, так и для наращивания ее экспортных возможностей в несырьевых секторах экономики.
3

«МЯГКАЯ СИЛА» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ОБЗОР ТЕОРИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ

4 Теоретической базой исследования послужили следующие постулаты общественных наук. Во-первых, это концепция “мягкой силы”, стержень которой формируют философские воззрения Лао-цзы [1] о целесообразности применения небрутальных методов воздействия для установления власти, причем процесс использования “мягкой силы” для получения искомого результата длителен. В современный научный оборот понятие “мягкая сила” ввел неолиберальный политолог Дж. Най. Он предложил новый подход к глобализации, безопасности и взаимозависимости, основанный на “мягкой силе” влияния, которым должны оперировать политики, дипломаты и экономисты [2, 3]. В России концепция “мягкой силы” с терминологической и структурной точек зрения раскрыта, в частности, в работах М.М. Лебедевой [4].
5 Во-вторых, поскольку наибольшими возможностями применения “мягкой силы” в России обладают точечные области эмоционально-эстетического воздействия на зарубежных потребителей (музыка, искусство, спорт, туризм), нами задействовано новое направление экономических исследований – экономика впечатлений (experience economy), основоположниками которой являются Дж. Пайн и Дж. Гилмор. В своих работах они акцентировали внимание на впечатлениях как новой форме продукта хозяйственной активности человека (по аналогии с товарами и услугами), а также на растущей стоимости впечатлений в ходе эволюции потребительских ценностей в современном постиндустриальном обществе [5, 6].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 870

Оценка читателей: голосов 0

1. Лао-цзы. Книга об истине и силе. Москва, Эксмо, 2019. 480 с. [Lao-tszy. Kniga ob istine i sile [A book about truth and power]. Moscow, Eksmo, 2019. 480 p.]

2. Nye J. Bound to Lead: the Changing Nature of American Power. New York, Basic Books, 1990. 307 p.

3. Най Д. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. Москва, Тренд, 2006. 397 c. [Nye D. Gibkaya sila. Kak dobit’sya uspekha v mirovoi politike [Flexible power. How to succeed in world politics]. Moscow, Trend, 2006. 397 p.]

4. Лебедева М.М. “Мягкая сила”: понятие и подходы. Вестник МГИМО – Университета, 2017, № 3 (54), сс. 212-223. [Lebedeva M.M. “Myagkaya sila”: ponyatie i podkhody [Soft power: concepts and approaches]. Vestnik MGIMO – Universiteta, 2017, no. 3 (54), pp. 212-223.] DOI: 10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223

5. Пайн Д., Гилмор Д. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. Москва, Вильямс, 2005. 299 c. [Pine J., Gilmore J. Ekonomika vpechatlenii. Rabota – eto teatr, a kazhdyi biznes – stsena [Experience economy. Work is theater, and every business is a stage]. Moscow, Vil’yams, 2005. 299 p.]

6. Пайн Д., Гилмор Д. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие. Москва, Альпина Паблишер, 2020. 384 c. [Pine J., Gilmore J. Ekonomika vpechatlenii. Kak prevratit’ pokupku v zakhvatyvayushchee deistvie [Experience economy. How to turn a purchase into an exciting action]. Moscow, Al’pina Pablisher, 2020. 384 p.]

7. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2010. 336 с. [Arieli D. Predskazuemaya irratsional’nost’ [Predictable irrationality]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2010. 336 p.]

8. Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2013. 296 с. [Arieli D. Povedencheskaya ekonomika. Pochemu lyudi vedut sebya irratsional’no i kak zarabotat’ na etom [Behavioral economics. Why people behave irrationally and how to make money from it]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 296 p.]

9. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразует ваш бизнес. Санкт-Петербург, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 179 с. [Jensen R. Obshchestvo mechty. Kak gryadushchii sdvig ot informatsii k voobrazheniyu preobrazuet vash biznes [Dream society. How the coming shift from information to imagination will transform your business]. St. Petersburg, Stokgol’mskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2002. 179 p.]

10. Иванов Д.В. Глэм‑капитализм. Санкт-Петербург, Петербургское Востоковедение, 2008. 176 с. [Ivanov D.V. Glem‑kapitalizm [Glam-capitalism]. St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie, 2008. 176 p.]

11. Иванов Д.В. Глэм-капитализм: логика сверхновой экономики. Телескоп, 2011, № 5 (89), сс. 11-20. [Ivanov D.V. Glem-kapitalizm: logika sverkhnovoi ekonomiki [Glam capitalism: the logic of a supernova economy]. Teleskop, 2011, no. 5 (89), pp. 11-20.]

12. Иванов Д.В. Глэм‑капитализм. Мир брендов, трендов и трэша. Санкт-Петербург, Страта, 2015. 170 с. [Ivanov D.V. Glem‑kapitalizm. Mir brendov, trendov i tresha [Glam capitalism. The world of brands, trends and trash]. St. Petersburg, Strata, 2015. 170 p.]

13. Най Д. “Мягкая сила” и американо-европейские отношения. Свободная мысль‑ХХI, 2004, № 10, cc. 34-36. [Nye D. “Myagkaya sila” i amerikano-evropeiskie otnosheniya [Soft power and US-European relations]. Svobodnaya mysl’‑XXI, 2004, no. 4, pp. 34-36.]

14. The Soft Power 30. London, Portland Communications, 2020. Available at: https://softpower30.com/ (accessed 28.09.2020).

15. Международные эксперты оценили рост привлекательности России как туристического бренда. Москва, Федеральное агентство по туризму, 2016. [International experts evaluated the growth of Russia’s attractiveness as a tourist brand. Moscow, Federal’noe agentstvo po turizmu, 2016. (In Russ.)] Available at: https://www.russiatourism.ru/news/11880/ (accessed 28.09.2020).

16. Tripadvisor Reveals 2020 Travelers’ Choice Awards for New Trending and Emerging Destinations. Tripadvisor, 2020. Available at: http://ir.tripadvisor.com/news-releases/news-release-details/tripadvisor-reveals-2020-travelers-choice-awards-new-trending (accessed 28.09.2020).

17. International Tourism Highlights. 2019 Edition. Madrid, World Tourism Organisation, 2019. 23 p. Available at: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152 (accessed 28.09.2020).

18. Туризм на экспорт, или как Россия планирует заработать на иностранцах. Санкт-Петербург, Туристический бизнес Санкт-Петербурга, 2019. [Export tourism, or how Russia plans to make money on foreigners. St. Petersburg, Turisticheskii biznes Sankt-Peterburga, 2019. (In Russ.)] Available at: http://www.pitert.ru/news/turizm-eksport-ili-kak-o (accessed 28.09.2020).

19. Минобороны РФ оценило экспорт оружия за 2019 год. Москва, Интерфакс, 2020. [The RF Ministry of Defense estimated arms export for 2019. Moscow, Interfaks, 2020. (In Russ.)] Available at: https://www.interfax.ru/business/700388 (accessed 28.09.2020).

20. План по медицинскому туризму 2024 года Россия может выполнить уже по итогам текущего. Москва, Финмаркет, 2019. [Russia’s plan for medical tourism for 2024 can already be fulfilled as a result of the current year. Moscow, Finmarket, 2019. (In Russ.)] Available at: http://www.finmarket.ru/news/5069029 (accessed 28.09.2020).

21. Главные итоги 2018 года для туротрасли. Санкт-Петербург, RTourNews, 2018. [The main results of 2018 for the tourism industry. St. Petersburg, RTourNews, 2018. (In Russ.)] Available at: https://rtournews.ru/blog/articles/glavnye-itogi-2018-goda-dlya-turotrasli.html (accessed 28.09.2020).

22. Россия вошла в список самых привлекательных для иностранных студентов стран. Москва, РИА Новости, 2018. [Russia entered the list of the most attractive countries for foreign students. Moscow, RIA Novosti, 2018. (In Russ.)] Available at: https://ria.ru/20181210/1547722136.html (accessed 28.09.2020).

23. Мануйлова А. В России прошел международный чемпионат по рабочим профессиям WorldSkills. New York, Eurasianet, 2019. [Manuilova A. V Rossii proshel mezhdunarodnyi chempionat po rabochim professiyam WorldSkills [Russia hosted the WorldSkills international championship on working professions]. New York, Eurasianet, 2019.] Available at: https://rus-sian.eurasianet.org/в-россии-прошел-международный-чемпионат-по-рабочим-профессиям-worldskills (accessed 28.09.2020).

24. Бутрин Д. Профессору проще, чем учителю. Коммерсантъ, 2019, № 151, с. 2. [Butrin D. Professoru proshche, chem uchitelyu [It’s easier for a professor than a teacher]. Kommersant, 2019, no. 151, p. 2.]

25. Бондаренко Н.В. и др. Образование в цифрах: 2019. Краткий статистический сборник. Москва, НИУ ВШЭ, 2019. 96 с. [Bondarenko N.V. et al. Obrazovanie v tsifrakh: 2019. Kratkii statisticheskii sbornik [Education in numbers: 2019. Short statistical digest]. Moscow, HSE Publ., 2019. 96 p.]

26. Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов. Москва, Проект 5-100, 2018. [Russia enters the competition for foreign students. Moscow, Proekt 5-100, 2018. (In Russ.)] Available at: https://www.5top100.ru/news/93717/ (accessed 28.09.2020).

27. Хореограф Б. Эйфман: “Балет – это мягкая сила и эффективное средство гуманитарной дипломатии”. Москва, Интерфакс, 2018. [Choreographer B. Eifman: “Ballet is a soft power and an effective means of humanitarian diplomacy”. Moscow, Interfaks, 2018. (In Russ.)] Available at: http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/exclusives.asp?id=968576 (accessed 28.09.2020).

28. Устинова Н. “Маша и Медведь”: История успеха. Verneuil-sur-Seine, L’observateur russe, 2016. [Ustinova N. “Masha i Medved’”: Istoriya uspekha [“Masha and the Bear”: A success story]. Verneuil-sur-Seine, L’observateur russe, 2016.] Available at: http://rusoch.fr/ru/events/masha-i-misha-istoriya-uspexa.html (accessed 28.09.2020).

29. Taleb N. Antifragile: Things that Gain from Disorder. New York, Random House, 2012. 519 p.

30. Трансляции Мариинского театра посмотрело 50 миллионов человек. Санкт-Петербург, Мариинский театр, 2020. [Mariinsky Theatre broadcasts were watched by 50 million people. St. Petersburg, Mariinskii teatr, 2020. (In Russ.)] Available at: https://www.mariinsky.ru/news1/2020/05/13_2/ (accessed 28.09.2020).

31. Иноземцев В. За пределами экономического общества. Москва, “Academia” – “Наука”, 1998. 640 с. [Inozemcev V. Za predelami ekonomicheskogo obshchestva [Outside of economic society]. Moscow, “Academia” – “Nauka”, 1998. 640 p.]

32. International Tourism, Receipts. Washington, The World Bank. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/ST.INT. RCPT.CD (accessed 28.09.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх