Государство и наука в эпоху Трампа: предварительные итоги

 
Код статьиS268667300012341-5-1
DOI10.31857/S268667300012341-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 11
Страницы46-59
Аннотация

Глобальные тренды последних десятилетий свидетельствуют о новых вызовах позициям США как безусловного лидера в области науки и инноваций. Ответные меры, предпринимаемые администрацией Д.Трампа и Конгрессом, направлены на дальнейшее развитие научно-технического комплекса страны с акцентом на современные «прорывные» технологии (искусственный интеллект, квантовые технологии, биотехнологии, телекоммуникационные сети 5G, космические исследования), в отношении которых страна испытывает растущее конкурентное давление, а также на расширение государственно-частного партнёрства. В то время как Белый дом продолжает настаивать на сокращении федеральных расходов на НИОКР гражданского сектора в угоду научным разработкам военного назначения, Конгресс принимает решения, основываясь, главным образом, на бюджетных запросах федеральных ведомств с учётом новых инициатив и программных изменений.

Американская наука всё чаще сталкивается с конкуренцией со стороны других национальных приоритетов за ограниченные бюджетные ресурсы. Это затрудняет поиски оптимального баланса направлений НИОКР и научно-исследовательских программ и накладывает определённые ограничения на развитие науки.

Ключевые словаСША, НИОКР, Д. Трамп, приоритеты научно-технической политики, федеральные расходы на НИОКР
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-014-00007 «Эволюция роли государства в американской модели экономики XXI века: опыт для России».
Получено27.08.2020
Дата публикации10.11.2020
Кол-во символов28233
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 По данным официальной статистики, с 2000 г. расходы на НИОКР в мире практически утроились в текущих долларах США – с 676 млрд до 2,1 трлн в 2018 г. Это ещё раз подтверждает приоритетность научных исследований и разработок в стратегии развития стран с постиндустриальной экономикой, в которых наука и инновации играют центральную роль в поддержании экономического роста и создании новых рабочих мест, в обеспечении конкурентоспособности промышленности на мировой арене, национальной безопасности, здоровья и благосостояния населения, защиты окружающей среды [Судакова Н.А., 2010].
3 Соединённые Штаты занимают ведущие позиции по качеству инноваций и развитию научно-технического сотрудничества университетов и промышленности, присуждают наибольшее количество докторских степеней в области науки и технологий и обеспечивают значительную долю мирового объёма научных статей и цитирований. Страна является крупнейшим мировым производителем в высокотехнологичных отраслях промышленности, включая авиакосмическую и фармацевтическую промышленность, научно-технические услуги и издательское дело. В фармацевтической промышленности США делят первое место с ЕС, обеспечивая в совокупности более половины мирового производства. В области производства компьютерной, электронной и оптической продукции на Соединённые Штаты приходится 26% мирового рынка.
4 Однако не секрет, что другие страны, особенно Китай, стремительно наращивают свой научно-технический потенциал. Мировые тенденции последних десятилетий служат отражением изменения позиций США в сфере науки и инноваций, при этом не всегда со знаком «плюс». В связи с этим необходимо установить, какие ответные меры предпринимает действующая администрация Д. Трампа, выявить приоритеты развития НИОКР и дать оценку финансовым возможностям для их реализации.
5

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЗИЦИЙ США В ГЛОБАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

6 Вторая половина XX века прошла под знаком первенства США в сфере науки и технологий. Основой послужили быстрорастущие расходы на науку государственного и частного секторов с превалирующим вкладом последнего. К 1960 г. на США приходилось уже 69% общемировых расходов на науку. Однако в последние десятилетия позиции США заметно пошатнулись. В 1995 г. доля снизилась до 38,3%, а к 2018 г. упала до 28% [1]. Это происходит не по причине сокращения инвестиций страны в науку, а вследствие наращивания расходов другими странами [Супян В.Б., Бабич С.Н., 2015]. В частности, в последние десятилетия ощутимые темпы роста расходов на НИОКР демонстрируют Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. При этом падение доли в общемировых расходах на НИОКР, если рассматривать десятку стран – лидеров по инвестициям в науку, наблюдается также в Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии.
7 Значительный рывок Китая подтверждается следующими данными. В 2000 г. его доля составляла приблизительно 5% мировых расходов на науку, в 2009 г. он уже занял вторую позицию, обогнав Японию. Таким образом, с 2000 по 2018 г. доля Китая в общемировых расходах на НИОКР выросла с 4,9% до 26,3%, а доля США упала с 39,8% до 27,6%. В абсолютных величинах в 2018 г. Китай направил на НИОКР 554 млрд долл., вплотную приблизился к США с их совокупными расходами в размере 581 млрд долл. и в настоящее время продолжает наращивать свой потенциал. На долю Китая приходилась почти треть (32%) общемирового роста расходов на науку в 2000–2017 гг., на Соединённые Штаты – 20%.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 619

Оценка читателей: голосов 0

1. Sargent J. Global Research and Developmen, елиt Expenditures: Fact Sheet. Congressional Research Service. April 29, 2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R44283.pdf (accessed: 11.06.2020).

2. National Science Foundation. Science & Engineering Indicators. The State of U.S. Science and Engineering 2020. Available at: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20201 (accessed: 11.06.2020).

3. Second Place America? Increasing Challenges to U.S. Scientific Leadership. A Report by the Task Force on American Innovation. May 2019. – P. 25. Available at: http://www.innovationtaskforce.org/wp-content/uploads/2019/05/Benchmarks-2019-SPA-Final4.pdf (accessed 01.06.2020).

4. Stine D. Science and Technology Policymaking: A Primer. Congressional Research Service. May 27, 2009. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/RL34454.pdf (accessed: 11.06.2020).

5. Gottron F. Science and Technology Issues in the 115th Congress. Congressional Research Service. 7-5700. May, 2017. P. 5. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R44786.pdf (accessed: 11.06.2020).

6. Gottron F. Science and Technology Issues in the 116th Congress. Congressional Research Service. February 6, 2019. P. 6. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R45491.pdf (accessed: 11.06.2020).

7. National Science and Technology Council. "Charting A Course For Success: America's Strategy for STEM Education" Available at: https://www.whitehouse.gov/wpcontent/uploads/201 8/12/STEM-Education-Strategic-Plan-20 18.pdf (accessed 01.08.2020).

8. National Science Foundation. Science & Engineering Indicators. The State of U.S. Science and Engineering 2020. Figure 6-7. Available at: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20201 (accessed: 11.06.2020).

9. Perry J.R. “The Future Is in Supercomputers.” WhiteHouse.gov, May 3, 2018. Available at: www.whitehouse.gov/articles/the-future-is-in-supercomputers/ (accessed 01.06.2020).

10. Notes from the AI frontier: Modeling the impact of AI on the world economy. McKinsey Global Institute, September 2018. Available at: https://www.mckinsey.com/featured-insights/artificial-intelligence/notes-from-the-ai-frontier-modeling-the-impact-of-ai-on-the-world-economy (accessed 01.07.2020).

11. Executive Order on Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence. February 11, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-maintaining-american-leadership-artificial-intelligence/ (ac-cessed 21.08.2020).

12. National Science and Technology Council. National AI R&D Strategic Plan: 2019 Update. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/06/National-AI-Research-and-Development-Strategic-Plan-2019-Update-June-2019.pdf (accessed 21.08.2020).

13. Fiscal Year 2021 Administration Research and Development Budget Priorities. August 30, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/08/FY-21-RD-Budget-Priorities.pdf (accessed 01.06.2020).

14. FCC’s 5G FAST Plan. Federal Communications Commission. Available at: https://www.fcc.gov/5G#:~:text=Under%20Chairman%20Pai%2C%20the%20FCC, (3)%20modernizing%20outdated%20regulations (accessed 01.06.2020).

15. Sargent J. Federal Research and Development (R&D) Funding: FY2021. Congressional Research Service. April 30, 2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R46341.pdf (accessed: 11.06.2020).

16. Судакова Н.А. Роль и место некорпоративных форм организации бизнеса в инновационной экономике // Россия и Америка в XXI веке. 2010. №3. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_17088089_12106301.htm (accessed 01.06.2020).

17. Супян В.Б., Бабич С.Н. Научно-технический потенциал США: роль и место Национального научного фонда и Национальных академий // Россия и Америка в XXI веке. 2015. №1. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23341305_64192483.html (accessed 01.06.2020).

18. Экономика США в XXI веке: вызовы и тенденции развития / отв. ред. В.Б. Супян. – М.: Издательство «Весь Мир», 2018. – 424 с. ISBN 978-5-7777-0734-5.

19. Экономика США: эволюция модели в условиях глобализации / Под ред. В.Б.Супяна. М.: Магистр ИНФРА-М, 2014. 560 с.

20. Gruber J., Johnson S. Jump-Starting America. How Breakthrough Science Can Re-vive Economic Growth and the American Dream. Public Affairs, New York. April 2019. 340 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх