Криминализация и декриминализация деяний: поиск оптимального баланса

 
Код статьиS086904990000367-5-1
DOI10.31857/S086904990000367-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Москва, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы37-46
Аннотация

Российской Федерации; обосновывается избыточностьряда уголовно-правовых запретов, появившихся в последние годы в УК РФ. Учитывая широкий спектр деструктивных последствий чрезмерной криминализации деяний, автор предлагает, во-первых, ограничить процессы криминализации, прибегая к ним только в случае крайней необходимости, а во-вторых, провести "ревизию" Особенной части УК РФ, объективно оценить существующие уголовно-правовые запреты на предмет их соответствия критериям криминализации деяний и на этом основании декриминализовать те деяния, которые не представляют значительной общественной опасности. Сбалансированное использование уголовно-политических инструментов криминализации и декриминализации деяний способно обеспечить эффективную защиту важнейших социальных ценностей, не допуская при этом избыточного ограничения уровня свободы общества.

Ключевые словакриминализация деяний, декриминализация деяний, уголовно-правовые запреты, уголовная политика.
Получено04.08.2018
Дата публикации08.10.2018
Кол-во символов32996
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Общество, вступившее в постиндустриальный, цифровой этап своего развития, отличается невиданной ранее степенью динамизма, которая проявляется во всех областях: как в экономике, социальной сфере, политике, культуре, так и в социально-психологических и ценностных изменениях человека, осваивающего новую для него среду. Приносимые самой жизнью новации не могут не отразиться и на их правовой оценке. И от законодателей, и от правоприменителей сегодня требуется большее, чем когда-либо ранее, внимание к появляющимся новым аспектам жизни, чтобы, с одной стороны, вовремя заметить опасность для общества и отдельных его граждан, кроющуюся, например, в появляющихся новых технических возможностях, а с другой – трезво оценить эту опасность и не перекрыть правовыми запретами потенциально прогрессивные инновации.
2 В то же время прежде всего юристам видны те изменения, которые новая ситуация вносит в сферу девиантного, противоправного поведения. Появляются качественно новые общественно опасные вызовы и угрозы (например, киберпреступность, попытки клонирования человека, изменения его генотипа), трансформируются и традиционные, давно известные формы преступности. Изменяется и социальная оценка деяний, запрещенных уголовным законом, вынуждая законодателя пересматривать критерии, согласно которым они попадают в этот круг. То есть сама новизна общественной жизни диктует потребность в большем динамизме и законотворчества, правоприменения, в осуществлении в соответствии с меняющимися обстоятельствами процессов криминализации и декриминализации тех или иных деяний.
3 Под криминализацией традиционно понимается процесс и результат установления уголовно-правового запрета. Соответственно, декриминализацией принято называть устранение уголовной ответственности за деяние, ранее считавшееся преступлением.
4 В практике конституционного нормоконтроля подчеркивается, что "закрепление в законе уголовно-правовых запретов и санкций за их нарушение не может быть произвольным"1. Роль законодателя в данной сфере чрезвычайно важна и ответственна; от результатов его деятельности в конечном итоге зависит как степень защищенности правоохраняемых интересов, так и уровень свободы общества [Пудовочкин 2008, с. 9]. Принимая то или иное решение, законодатель должен руководствоваться научно обоснованными правилами и критериями криминализации (декриминализации) деяний, учитывая в своем анализе взаимосвязанные факторы социального, экономического, культурного, морально-этического, социально-психологического, правового характера, просчитывая их социально-криминологические, экономические и уголовно-политические последствия. 1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П (СПС "КонсультантПлюс").
5 В настоящее время основные доктринальные постулаты криминализации деяний получили отражение в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации2, благодаря чему приобрели нормативный, юридически обязательный характер. Не углубляясь в их детальный анализ, отмечу, что к числу базовых оснований криминализации деяний Конституционный Суд Российской Федерации относит высокую (криминальную) степень их общественной опасности (она определяется масштабом распространенности соответствующих деяний, значимостью охраняемых законом ценностей, на которые посягают их совершающие, существенностью причиняемого ими вреда), а также невозможность противодействия соответствующим деяниям с помощью иных правовых средств. Как справедливо отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, "уголовное законодательство является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если оно не может быть обеспечено должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности"3. 2. См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2005 г. № 7-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 июня 2014 г. № 18-П, от 16 июля 2015 г. № 22-П, от 10 февраля 2017 г. № 2-П и др. (СПС "КонсультантПлюс").

3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 2-П (СПС "КонсультантПлюс").

всего просмотров: 2613

Оценка читателей: голосов 0

1. Андрианов М.С., Ситковская О.Д. (2017) Социально-психологические аспекты обеспечения законности // Законность: теория и практика: / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Н.В. Субанова. М.: ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ". С. 169–185

2. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. (2012) Изменения российского уголовного закона и их уголовно-политическая оценка // Государство и право. № 8. С. 35–45.

3. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) (1982). М.: Наука.

4. Пудовочкин Ю.Е. (2008) Учение о преступлении: избранные лекции. М.: Юрлитинформ.

5. Теоретические основы использования психологических знаний в прокурорской деятельности (2016) Под ред. О.Д. Ситковской. М.: Проспект.

6. Ходжаева Е., Четверикова И. (2017) Чем полезна декриминализация побоев // Ведомости. 14 декабря.

7. Extra Jus: Год запретительной политики (2013) // Ведомости. 26 декабря

Система Orphus

Загрузка...
Вверх