The State and Science in the Trump Era: Preliminary Results

 
PIIS268667300012341-5-1
DOI10.31857/S268667300012341-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 11
Pages46-59
Abstract

The global trends of recent decades show new challenges to the position of the United States as a leader in the field of science and innovation. The response measures taken by the Trump administration and Congress are aimed at the further development of the U.S. science and technology capabilities with a focus on modern "breakthrough" technologies (artificial intelligence, quantum information science, biotechnology, 5G telecommunications networks, space exploration) as well as on expanding public-private partnership. While the White House continues to insist on cutting federal spending on nondefense R&D to spur defense developments, Congress is making decisions based primarily on research agencies’ budget requests, taking into account new initiatives and program changes.

American science is increasingly facing competition from other national priorities for limited budgetary resources. This makes it difficult to find the optimal balance between different directions of R&D and research programs and imposes certain restrictions on the development of science.

KeywordsUSA, R&D, Trump, federal R&D priorities, federal R&D funding
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR, project number 19-014-00007 “Evolution of Government’s Role in American Economic Model in XXI Century: Application to Russian Practice”.
Received27.08.2020
Publication date10.11.2020
Number of characters28233
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 По данным официальной статистики, с 2000 г. расходы на НИОКР в мире практически утроились в текущих долларах США – с 676 млрд до 2,1 трлн в 2018 г. Это ещё раз подтверждает приоритетность научных исследований и разработок в стратегии развития стран с постиндустриальной экономикой, в которых наука и инновации играют центральную роль в поддержании экономического роста и создании новых рабочих мест, в обеспечении конкурентоспособности промышленности на мировой арене, национальной безопасности, здоровья и благосостояния населения, защиты окружающей среды [Судакова Н.А., 2010].
3 Соединённые Штаты занимают ведущие позиции по качеству инноваций и развитию научно-технического сотрудничества университетов и промышленности, присуждают наибольшее количество докторских степеней в области науки и технологий и обеспечивают значительную долю мирового объёма научных статей и цитирований. Страна является крупнейшим мировым производителем в высокотехнологичных отраслях промышленности, включая авиакосмическую и фармацевтическую промышленность, научно-технические услуги и издательское дело. В фармацевтической промышленности США делят первое место с ЕС, обеспечивая в совокупности более половины мирового производства. В области производства компьютерной, электронной и оптической продукции на Соединённые Штаты приходится 26% мирового рынка.
4 Однако не секрет, что другие страны, особенно Китай, стремительно наращивают свой научно-технический потенциал. Мировые тенденции последних десятилетий служат отражением изменения позиций США в сфере науки и инноваций, при этом не всегда со знаком «плюс». В связи с этим необходимо установить, какие ответные меры предпринимает действующая администрация Д. Трампа, выявить приоритеты развития НИОКР и дать оценку финансовым возможностям для их реализации.
5

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЗИЦИЙ США В ГЛОБАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

6 Вторая половина XX века прошла под знаком первенства США в сфере науки и технологий. Основой послужили быстрорастущие расходы на науку государственного и частного секторов с превалирующим вкладом последнего. К 1960 г. на США приходилось уже 69% общемировых расходов на науку. Однако в последние десятилетия позиции США заметно пошатнулись. В 1995 г. доля снизилась до 38,3%, а к 2018 г. упала до 28% [1]. Это происходит не по причине сокращения инвестиций страны в науку, а вследствие наращивания расходов другими странами [Супян В.Б., Бабич С.Н., 2015]. В частности, в последние десятилетия ощутимые темпы роста расходов на НИОКР демонстрируют Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. При этом падение доли в общемировых расходах на НИОКР, если рассматривать десятку стран – лидеров по инвестициям в науку, наблюдается также в Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии.
7 Значительный рывок Китая подтверждается следующими данными. В 2000 г. его доля составляла приблизительно 5% мировых расходов на науку, в 2009 г. он уже занял вторую позицию, обогнав Японию. Таким образом, с 2000 по 2018 г. доля Китая в общемировых расходах на НИОКР выросла с 4,9% до 26,3%, а доля США упала с 39,8% до 27,6%. В абсолютных величинах в 2018 г. Китай направил на НИОКР 554 млрд долл., вплотную приблизился к США с их совокупными расходами в размере 581 млрд долл. и в настоящее время продолжает наращивать свой потенциал. На долю Китая приходилась почти треть (32%) общемирового роста расходов на науку в 2000–2017 гг., на Соединённые Штаты – 20%.

Number of purchasers: 0, views: 609

Readers community rating: votes 0

1. Sargent J. Global Research and Developmen, elit Expenditures: Fact Sheet. Congressional Research Service. April 29, 2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R44283.pdf (accessed: 11.06.2020).

2. National Science Foundation. Science & Engineering Indicators. The State of U.S. Science and Engineering 2020. Available at: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20201 (accessed: 11.06.2020).

3. Second Place America? Increasing Challenges to U.S. Scientific Leadership. A Report by the Task Force on American Innovation. May 2019. – P. 25. Available at: http://www.innovationtaskforce.org/wp-content/uploads/2019/05/Benchmarks-2019-SPA-Final4.pdf (accessed 01.06.2020).

4. Stine D. Science and Technology Policymaking: A Primer. Congressional Research Service. May 27, 2009. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/RL34454.pdf (accessed: 11.06.2020).

5. Gottron F. Science and Technology Issues in the 115th Congress. Congressional Research Service. 7-5700. May, 2017. P. 5. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R44786.pdf (accessed: 11.06.2020).

6. Gottron F. Science and Technology Issues in the 116th Congress. Congressional Research Service. February 6, 2019. P. 6. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R45491.pdf (accessed: 11.06.2020).

7. National Science and Technology Council. "Charting A Course For Success: America's Strategy for STEM Education" Available at: https://www.whitehouse.gov/wpcontent/uploads/201 8/12/STEM-Education-Strategic-Plan-20 18.pdf (accessed 01.08.2020).

8. National Science Foundation. Science & Engineering Indicators. The State of U.S. Science and Engineering 2020. Figure 6-7. Available at: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20201 (accessed: 11.06.2020).

9. Perry J.R. “The Future Is in Supercomputers.” WhiteHouse.gov, May 3, 2018. Available at: www.whitehouse.gov/articles/the-future-is-in-supercomputers/ (accessed 01.06.2020).

10. Notes from the AI frontier: Modeling the impact of AI on the world economy. McKinsey Global Institute, September 2018. Available at: https://www.mckinsey.com/featured-insights/artificial-intelligence/notes-from-the-ai-frontier-modeling-the-impact-of-ai-on-the-world-economy (accessed 01.07.2020).

11. Executive Order on Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence. February 11, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-maintaining-american-leadership-artificial-intelligence/ (ac-cessed 21.08.2020).

12. National Science and Technology Council. National AI R&D Strategic Plan: 2019 Update. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/06/National-AI-Research-and-Development-Strategic-Plan-2019-Update-June-2019.pdf (accessed 21.08.2020).

13. Fiscal Year 2021 Administration Research and Development Budget Priorities. August 30, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/08/FY-21-RD-Budget-Priorities.pdf (accessed 01.06.2020).

14. FCC’s 5G FAST Plan. Federal Communications Commission. Available at: https://www.fcc.gov/5G#:~:text=Under%20Chairman%20Pai%2C%20the%20FCC, (3)%20modernizing%20outdated%20regulations (accessed 01.06.2020).

15. Sargent J. Federal Research and Development (R&D) Funding: FY2021. Congressional Research Service. April 30, 2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R46341.pdf (accessed: 11.06.2020).

16. Sudakova N.A. Rol' i mesto nekorporativnykh form organizatsii biznesa v innovatsionnoj ehkonomike // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2010. №3. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_17088089_12106301.htm (accessed 01.06.2020).

17. Supyan V.B., Babich S.N. Nauchno-tekhnicheskij potentsial SShA: rol' i mesto Natsional'nogo nauchnogo fonda i Natsional'nykh akademij // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2015. №1. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23341305_64192483.html (accessed 01.06.2020).

18. Ehkonomika SShA v XXI veke: vyzovy i tendentsii razvitiya / otv. red. V.B. Supyan. – M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2018. – 424 s. ISBN 978-5-7777-0734-5.

19. Ehkonomika SShA: ehvolyutsiya modeli v usloviyakh globalizatsii / Pod red. V.B.Supyana. M.: Magistr INFRA-M, 2014. 560 s.

20. Gruber J., Johnson S. Jump-Starting America. How Breakthrough Science Can Re-vive Economic Growth and the American Dream. Public Affairs, New York. April 2019. 340 p.

Система Orphus

Loading...
Up