Политика США по содействию цифровизации в странах Глобального Юга: проблемы и перспективы

 
Код статьиS268667300009769-5-1
DOI10.31857/S268667300009769-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Научно-исследовательский институт радио
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 6
Страницы40-59
Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать политику США по содействию цифровизации в странах Глобального Юга. Для этого рассматриваются позиции США как донора в предоставлении официальной помощи развитию сектору коммуникаций – изучена доктринальная и институциональная база, проведена работа по сопоставлению объёмов потоков, подробно описаны региональные и страновые приоритеты помощи. Кроме того, в статье уделено особое внимание новейшим тенденциям в американской помощи в рассматриваемом секторе – технологическому противостоянию США и КНР, в особенности в отношении развёртывания сетей связи пятого поколения (5G). США значительно отстают от Китая в части помощи развитию сектору ИКТ развивающихся стран – факт, который заставляет американские аналитические центры и политиков высказываться за активизацию усилий. В первую очередь, приспособились к новым цифровым приоритетам институты содействия торговле и экспорту, но уже в ближайшее время ожидается и серьёзная реорганизация институтов помощи развитию. Судя по уже доступным доктринальным документам, американская помощь развитию будет опираться не только на условия покупки американского оборудования, но и на новые условия в области кибербезопасности и регулирования трансграничных потоков данных.

Ключевые словаСША, Китай, содействие международному развитию, официальная помощь развитию, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ, ИКТ для развития, цифровая экономика, технологическое соперничество
Получено30.03.2020
Дата публикации09.06.2020
Кол-во символов38531
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

Одна из наиболее зримых тенденций во внешней политике США последних лет – многократное усиление внимания американских властей к проблематике стратегического соперничества с Китаем. Это обостряющееся соперничество охватывает различные области, в том числе и сферу новейших технологий, в первую очередь – -информационно-коммуникационных (ИКТ).

2 В частности, при администрации Д. Трампа происходит активная политизация инфраструктурных аспектов развёртывания сетей связи пятого поколения (5G). Согласно заявлениям действующего президента, «безопасные сети 5G будут играть роль ключевого звена в обеспечении благополучия и национальной безопасности США в XXI веке» [1]. Активизация усилий Соединённых Штатов заметна и в принятии новых стратегических документов, и в постановке новых задач институтам содействия развитию, и в активизации конкретных программ в развивающихся странах.
3 Многие видные американские государственные деятели полагают, что технологическому лидерству США угрожают попытки Китая развивать свою ИКТ-индустрию в рамках реализации стратегии «Сделано в Китае 2025», за которыми они видят скрытые амбиции Пекина по монополизации стратегически важного глобального рынка [2]. Ведущие американские аналитические центры, такие как Центр новой американской безопасности [3], Институт Катона [4], Фонд «Наследие» [5] бьют тревогу по поводу агрессивного наступления Китая в сфере высоких технологий в рамках реализации «Цифрового Шёлкового пути» и предлагают использовать для противодействия ему самый широкий круг инструментов, в том числе и международную помощь развитию. Это ставит закономерный вопрос: насколько крепки позиции США как донора в рассматриваемой сфере и насколько обоснован нынешний алармизм американских властей? Поиск ответа на него требует ретроспективного анализа динамики объёмов американской помощи в соответствующем секторе за последние десятилетия.
4

Следует отметить, что подобный анализ, несмотря на большой интерес отечественных исследователей к политике США в области оказания помощи [Бартенев, 2019a; Бартенев, 2019b; Белецкая, 2019; Шакиров, 2012; Иностранная помощь, 2013; Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт, 2018], ещё не проводился, что формирует научно-исследовательскую нишу, на заполнение которой направлена настоящая статья.

5

ДОКТРИНАЛЬНОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ ПОМОЩИ В СЕКТОРЕ ИКТ

К началу 1980-х годов в академическом сообществе появляется новаторская идея о том, что ИКТ могут служить подспорьем в изменении социальной структуры обществ. Первопроходческим в этом плане стало эссе американского исследователя Лэнгдона Уиннера «Имеют ли артефакты политическое наполнение?» (1980 г.), в которой автор высказал гипотезу, что технологии сами по себе обладают «демократическими» или «авторитарными» качествами [Winner, 1980]. В академической среде появляются новые термины – «кибердемократия», «теледемократия», «электронная демократия» которые определяют ИКТ как ряд безусловно демократических технологий [Horrocks I., Pratchett L., 1995; Tsagarousianou R., 2000]. К 1990-м годам эти идеи учёных получили политическую поддержку как среди демократов, так и среди республиканцев. В частности, в 1993 г. при активном содействии влиятельного республиканца и будущего спикера Палаты представителей Н. Гингрича, на деньги AT&T, «Т-Мобайл» (TMobile), «Веризон» (Verizon) и других крупнейших американских телекоммуникационных компаний, был создан консервативный Фонд прогресса и свободы [6], который занялся исследованием «влияния цифровой революции на политику» (Progress and Freedom Foundation) [Tsagarousianou R., 2000].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 632

Оценка читателей: голосов 0

1. Ашмянская И.С. 2011. Иностранная помощь развитию в сфере информационно-коммуникационных технологий. Вестник МГИМО Университета. № 5. С. 77–86.

2. Бартенев В.И. 2019a. Американская помощь Египту после начала «арабской весны»: внутренние и внешние детерминанты. США & Канада: экономика, политика, культура. № 8. С. 54–74. DOI: 10.31857/S032120680005967-7

3. Бартенев В.И. 2019b. Специфика подходов администрации Д. Трампа к стратегическому использованию ресурсов внешней помощи в нестандартных регионах мира (на примере Ближнего Востока и Северной Африки). Меняющийся Запад и его роль в регулировании глобальных процессов (Мировое развитие). № 21. С. 168–179.

4. Бартенев В.И. 2018. Помогать хрупким государствам сквозь призму риска-менеджмента: лабиринт объяснительных гипотез. Международные процессы. № 4. С. 20–41.

5. Белецкая М.Ю. 2019. Перспективы участия США в системе содружества международному развитию. США & Канада: экономика, политика, культура. № 12. С. 37–52. DOI: 10.31857/S268667300007687-5

6. Иностранная помощь. 2013 / Под ред. Л.М. Капицы. М.: МГИМО-Университет. 652 с.

7. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт. 2018 / Под ред. В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Н.В. Тога-новой. М.: ИМЭМО РАН, 248 с.

8. Шакиров А.Р. 2012. США: официальная помощь развитию. Мировая экономика и международные отношения. № 3. С. 43–51.

9. Gunkel D.J. 2003. Second Thoughts: toward a Critique of the Digital Divide. New Media & Society. V. 5. No. 4. P. 499-522.

10. Horrocks I., Pratchett L. 1995. Democracy and New Technology. Nottingham: Trent University. 208 p.

11. Howland J. 1998. The ‘Digital Divide’: Are we becoming a world of technological ‘haves’ and ‘have‐nots?’. The Electronic Library. T. 16. № 5. pp. 287–289

12. Schia N. 2016 ‘Teach a person how to surf’: Cyber Security as Development Assistance. Oslo: Norwegian Institute of International Affairs Report. P. 1-36.

13. Tsagarousianou R. 2000. Electronic Democracy in Practice: One, Two, Three... Countless Variants. Hermès. T. 2. P. 6-27.

14. Winner L. 1980. Do Artifacts Have Politics? Daedalus. V. 109. No. 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх