The Arctic in the U.S. Foreign Policy and the Leading East Asian Countries

 
PIIS268667300009768-4-1
DOI10.31857/S268667300009768-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations (University)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 6
Pages20-39
Abstract

The struggle for resources – one of the most important and most urgent problems of world politics today – stimulates the growth of military and political tension in the Arctic, the activity of the polar countries, including the great powers, USA and Russia, adding to the long-standing confrontation between them another acute issue of geopolitics. The situation is complicated by the lack of internationally recognized property rights to the possession of specific vast sectors of the Arctic Ocean and Islands in its waters by Arctic States. The article analyzes the formation and development of the Arctic direction in the foreign policy of East Asian countries, which is becoming more popular as climate changes occur in the Arctic region, associated with the accelerated melting of glaciers and stepping up of activities of the Arctic and interested States. The reasons and main motives of China, Japan, India and South Korea's aspirations to this geographically remote and extremely difficult polar region are revealed. In the context of current events of recent times, the approaches and policies of the most influential States in the ITR, the intertwining and contrasting of their interests and the possibility of international conflicts in this rapidly developing region that can seriously complicate the situation not only in the Arctic, but also in the international arena as a whole are considered. There is a clear trend towards confrontation between the great powers, which is faced with an opposing desire to interact with the majority of States interested in economic development and preservation of the Arctic ecosystem.

KeywordsChina, Japan, India, Republic of Korea, Arctic region, polar countries, climate changes, Arctic ecosystem, a global transport artery, the Northern sea route, the Northwest pass
Received19.02.2020
Publication date09.06.2020
Number of characters45774
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ  

В наши дни, ведущие страны мира сталкиваются с соблазном захвата до конца не освоенных и практически ничейных сфер деятельности, сулящих огромные выгоды и преимущества их будущим обладателям перед государствами второго и третьего эшелона. Речь идёт о возможности «завоевания общего достояния» человечества. Это оставшиеся в силу объективных причин (прежде всего неразвитости технологий) обширные акватории мирового океана, необъятные просторы космического пространства и всё ещё сложная для восприятия и понимания глобальная виртуальная среда интернета. В упомянутых сферах нет ни очевидных собственников, ни чётко сформулированных и универсально признанных юридических норм владения. Поэтому соблазн их присвоения постепенно накаляет атмосферу в международных отношениях, прежде всего, между ведущими мировыми державами. Здесь зарождается и, видимо, в перспективе будет стремительно развиваться новый тип конфликтов XXI века.

2 В начале 2000-х годов к числу активно обсуждаемых сфер «общего достояния» из-за быстрых климатических изменений планетарного масштаба добавилось ранее редко упоминавшееся на международном уровне и по существу заброшенное обширное пространство Северного Ледовитого океана.
3 Арктика– регион, географическим центром которого является Северный полюс. Сюда входят северные части Европы, Азии и Северной Америки, а также Северный Ледовитый океан. Общепризнанных границ в Арктике не установлено. Государствами, имеющими официальный арктический статус, считаются РФ, США, Канада, Норвегия и Дания [1]. Правовой режим Арктики определяется нормами международного права и национальным законодательством арктических государств.
4 Этот регион всё больше привлекает к себе внимание мирового сообщества огромным неиспользованным потенциалом. По подсчётам Геологической службы США в «последней кладовой» Земли содержится 30% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 9% угля, а также существенные объёмы металлов (уран, медь, титан, серебро, золото), бриллиантов и графита [2]. Благодаря ускорившемуся в последние десятилетия таянию льдов, регион постепенно становится доступным для разработки чрезвычайно богатых запасов природных ресурсов, для перевозки хозяйственных грузов, развития рыболовства, туризма и других видов полезной деятельности. Обширный ресурсный потенциал и геополитическое положение как мировой транспортной артерии обусловили превращение Арктики в мощный магнит, притягивающий к себе не только полярные страны, но и многие другие государства, в том числе из Европы и даже расположенные далеко на юге, в противоположной части света - восточноазиатские.
5

БОРЬБА ЗА ГЕГЕМОНИЮ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В АРКТИКЕ

До 1980-х годов территория Северного Ледовитого океана пятью арктическими государствами была поделена на секторы, вершины которых упирались в Северный полюс. Однако с принятием в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву прежнее разграничение утратило былое значение. Сегодня территории полярных стран регулируются нормами данной конвенции, обеспечивающей странам арктической пятёрки право контроля континентального шельфа, включая морское дно, его недра, а также ресурсы, расположенные за пределами национальных территориальных вод. В соответствии со статьей 76 упомянутой конвенции государства, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, могут объявить своей исключительной экономической зоной, территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Она может быть увеличена ещё на 150 миль, если это государство докажет, что шельф является продолжением его сухопутной территории [3]. В своей экономической зоне арктическое государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Number of purchasers: 0, views: 742

Readers community rating: votes 0

1. Gutenev M.Yu. Arktika vo vneshnej politike SShA. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2019. №2. S.133-143.

2. Karlusov V.V. Arkticheskij vektor globalizatsii Kitaya. / Arkticheskij region: Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva: Khrestomatiya v 3-kh tt. Rossijskij Sovet po mezhdunarodnym delam. M.: Aspekt– Press.

3. Ivanov S.M., Zhuravel' V.P. 2016. Osvoenie Arktiki gosudarstvami Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, №8, s.11-16.

4. Mikhail Chumakov. Interesy stran Azii v Arktike v kontekste sotrudnichestva s Rossiej i pretsedenty ikh realizatsii. 28.12.2019. Available at: https://delonovosti.ru/analitika/3995-interesy-stran-azii-v-arktike-v-kontekste-trudnichestva-s-rossiey-i-precedenty-ih-realizacii.html (accessed 29.01.2020).

5. Strel'tsov D.V. Politika Yaponii v Arktike. Sravnitel'naya politika. 2017; 8(1): 93-103. Available at: https://doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-1-93-103

6. Jae-Young Lee. Korea’s Eurasia Initiative and the Development of Russia’s far East and Siberia // The Political Economy of Pacific Russia / J. Huang, A. Korlev (eds.). PalgraveMacmillan. 2017. P. 103-125.

7. East Asian Strategic Review 2011. The National Institute for Defense Studies Japan. Available at: http://www.nids.go.jp/English/publication/east-asian/2011.html

8. Smith L.C. The New North: the World in 2050. London: Profile Books. 2011.

9. Karlusov V.V. Arctic vector of China's globalization. / The Arctic region: Problems of international cooperation: a 3-volume anthology. ROS. Council on international Affairs [under the General editorship of I. S. Ivanov]. Moscow: Aspect-Press, 2013.

Система Orphus

Loading...
Up