Арктика во внешней политике США и ведущих стран Восточной Азии

 
Код статьиS268667300009768-4-1
DOI10.31857/S268667300009768-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 6
Страницы20-39
Аннотация

Борьба за ресурсы – одна из важнейших и сегодня наиболее актуальных проблем мировой политики – стимулирует рост военно-политической напряженности в Арктике, активность действий полярных стран, включая великие державы США и Россию, добавляя к сложившемуся между ними многолетнему противостоянию ещё один острый вопрос геополитики.

В статье анализируется становление и развитие арктического направления во внешней политике стран Восточной Азии, которое приобретает всё большую популярность по мере происходящих в Заполярье климатических изменений, связанных с ускоренным таянием ледников, и активизацией деятельности арктических и заинтересованных государств. Вскрываются причины и основные мотивы устремления Китая, Японии, Индии и Южной Кореи в этот географически удалённый и чрезвычайно сложный для освоения полярный регион. В контексте текущих событий последнего времени рассматриваются подходы и политика самых влиятельных в ИТР государств, переплетение и противопоставление их интересов и возможности появления в этом бурно развивающемся регионе международных конфликтов, способных серьёзно осложнить положение не только в Арктике, но и на международной арене в целом. Ситуацию усугубляет отсутствие признанных международным правом прав собственности на владение арктическими государствами конкретных обширных секторов Северного Ледовитого океана и островов в его акватории. Отчётливо проявляется тенденция к противоборству великих держав, которая сталкивается с оппонирующим ей стремлением к взаимодействию большинства государств, заинтересованных в экономическом развитии и сохранении экосистемы Арктики.

Ключевые словаВосточноазиатские страны, США, Арктика, полярные страны, климатические изменения, Северный морской путь, Арктический совет, Полярный маршрут
Получено19.02.2020
Дата публикации09.06.2020
Кол-во символов45774
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ  

В наши дни, ведущие страны мира сталкиваются с соблазном захвата до конца не освоенных и практически ничейных сфер деятельности, сулящих огромные выгоды и преимущества их будущим обладателям перед государствами второго и третьего эшелона. Речь идёт о возможности «завоевания общего достояния» человечества. Это оставшиеся в силу объективных причин (прежде всего неразвитости технологий) обширные акватории мирового океана, необъятные просторы космического пространства и всё ещё сложная для восприятия и понимания глобальная виртуальная среда интернета. В упомянутых сферах нет ни очевидных собственников, ни чётко сформулированных и универсально признанных юридических норм владения. Поэтому соблазн их присвоения постепенно накаляет атмосферу в международных отношениях, прежде всего, между ведущими мировыми державами. Здесь зарождается и, видимо, в перспективе будет стремительно развиваться новый тип конфликтов XXI века.

2 В начале 2000-х годов к числу активно обсуждаемых сфер «общего достояния» из-за быстрых климатических изменений планетарного масштаба добавилось ранее редко упоминавшееся на международном уровне и по существу заброшенное обширное пространство Северного Ледовитого океана.
3 Арктика– регион, географическим центром которого является Северный полюс. Сюда входят северные части Европы, Азии и Северной Америки, а также Северный Ледовитый океан. Общепризнанных границ в Арктике не установлено. Государствами, имеющими официальный арктический статус, считаются РФ, США, Канада, Норвегия и Дания [1]. Правовой режим Арктики определяется нормами международного права и национальным законодательством арктических государств.
4 Этот регион всё больше привлекает к себе внимание мирового сообщества огромным неиспользованным потенциалом. По подсчётам Геологической службы США в «последней кладовой» Земли содержится 30% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 9% угля, а также существенные объёмы металлов (уран, медь, титан, серебро, золото), бриллиантов и графита [2]. Благодаря ускорившемуся в последние десятилетия таянию льдов, регион постепенно становится доступным для разработки чрезвычайно богатых запасов природных ресурсов, для перевозки хозяйственных грузов, развития рыболовства, туризма и других видов полезной деятельности. Обширный ресурсный потенциал и геополитическое положение как мировой транспортной артерии обусловили превращение Арктики в мощный магнит, притягивающий к себе не только полярные страны, но и многие другие государства, в том числе из Европы и даже расположенные далеко на юге, в противоположной части света - восточноазиатские.
5

БОРЬБА ЗА ГЕГЕМОНИЮ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В АРКТИКЕ

До 1980-х годов территория Северного Ледовитого океана пятью арктическими государствами была поделена на секторы, вершины которых упирались в Северный полюс. Однако с принятием в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву прежнее разграничение утратило былое значение. Сегодня территории полярных стран регулируются нормами данной конвенции, обеспечивающей странам арктической пятёрки право контроля континентального шельфа, включая морское дно, его недра, а также ресурсы, расположенные за пределами национальных территориальных вод. В соответствии со статьей 76 упомянутой конвенции государства, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, могут объявить своей исключительной экономической зоной, территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Она может быть увеличена ещё на 150 миль, если это государство докажет, что шельф является продолжением его сухопутной территории [3]. В своей экономической зоне арктическое государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 788

Оценка читателей: голосов 0

1. Гутенев М.Ю. Арктика во внешней политике США. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. №2. С.133-143.

2. Карлусов В.В. Арктический вектор глобализации Китая. / Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3-х тт. Российский Совет по международным делам. М.: Аспект– Пресс.

3. Иванов С.М., Журавель В.П. 2016. Освоение Арктики государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Зарубежное военное обозрение, №8, с.11-16.

4. Михаил Чумаков. Интересы стран Азии в Арктике в контексте сотрудничества с Россией и прецеденты их реализации. 28.12.2019. Available at: https://delonovosti.ru/analitika/3995-interesy-stran-azii-v-arktike-v-kontekste-trudnichestva-s-rossiey-i-precedenty-ih-realizacii.html (accessed 29.01.2020).

5. Стрельцов Д.В. Политика Японии в Арктике. Сравнительная политика. 2017; 8(1): 93-103. Available at: https://doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-1-93-103

6. Jae-Young Lee. Korea’s Eurasia Initiative and the Development of Russia’s far East and Siberia // The Political Economy of Pacific Russia / J. Huang, A. Korlev (eds.). PalgraveMacmillan. 2017. P. 103-125.

7. East Asian Strategic Review 2011. The National Institute for Defense Studies Japan. Available at: http://www.nids.go.jp/English/publication/east-asian/2011.html

8. Smith L.C. The New North: the World in 2050. London: Profile Books. 2011.

9. Karlusov V.V. Arctic vector of China's globalization. / The Arctic region: Problems of international cooperation: a 3-volume anthology. ROS. Council on international Affairs [under the General editorship of I. S. Ivanov]. Moscow: Aspect-Press, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх