«Выходя на глобальный уровень»: парадипломатия провинции Онтарио в начале XXI века

 
Код статьиS032120680004358-7-1
DOI10.31857/S032120680004358-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Аспирант
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 4
Страницы62-74
Аннотация

В статье рассматривается парадипломатия провинции Онтарио в 2000–2010-е годы. Вскрываются её движущие силы и основные направления, названы отличия от международной деятельности других провинций. Подчёркивается, что, развивая собственные внешние связи, Онтарио тесно взаимодействует с федеральным центром. Авторы приходят к выводу о том, что важнейшими факторами, определяющими характер международной деятельности Онтарио, являются экономические / материальные интересы провинции, стремящейся обеспечить продвижение своего экспорта, привлечение инвестиций и квалифицированных рабочих кадров, получение доступа к новым технологиям.

Ключевые словаОнтарио, парадипломатия, внешнеэкономические связи, трансграничное сотрудничество, Канада, федерально-провинциальные отношения
Получено01.04.2019
Дата публикации01.04.2019
Кол-во символов25627
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

 

Многие канадские провинции давно и успешно развивают разнообразные контакты с зарубежными партнёрами. Традиционно на международной арене наиболее заметен Квебек, что не в последнюю очередь связано с его этнолингвистической спецификой. Развитию внешних связей также уделяют значительное внимание провинции Альберта и Нью-Брансуик. Международная деятельность Онтарио – наиболее экономически развитой и густонаселённой провинции, исторического «ядра» Английской Канады, на первый взгляд может показаться не слишком яркой и примечательной. По мнению исследователя российского происхождения А. Кузнецова, у этой провинции «очень ограниченный уровень международного присутствия» [Kuznetsov, 2015, p. 132]. Однако Онтарио успешно продвигает свою продукцию на мировом рынке, привлекает инвесторов из-за рубежа и развивает сотрудничество с различными странами и регионами. Известный политик и ученый Р. Тавариш утверждает, что из всех канадских провинций у нее «лучший послужной список в международных делах» [Tavares, 2016, p. 201]. В статье мы постараемся вскрыть специфику парадипломатии Онтарио, рассмотреть механизмы реализации, выявить основные направления и установить, чем она отличается от международной деятельности других канадских провинций1.





* Существует несколько трактовок термина «парадипломатия» [см.: Кузнецов, 2006; Кузнецов, 2007]. Мы будем придерживаться той, которая была предложена в середине – второй половины 1980-х годов. И. Духачеком и П. Сольдатосом. Они понимали под парадипломатией «контакты субнациональных правительств с разными акторами международных отношений в торговле, промышленности, культуре и других сферах» [Duchacek, 1986, p.15].
2

Становление парадипломатии Онтарио и её правой статус

 

Первое представительство за пределами Канады правительство Онтарио открыло в 1918 г. – это был провинциальный офис в Лондоне. Впрочем, рассматривать данное событие в качестве точки отсчёта истории провинциальной парадипломатии можно с изрядной долей условности. Канада тогда ещё находилась в статусе доминиона, не обладала внешнеполитическим суверенитетом, и Лондон был для неё, прежде всего, столицей империи, а не зарубежьем. Развивать собственные внешние связи в полном смысле этого слова Онтарио начала лишь в 1950-е годы. На волне резкой интенсификации канадско-американских экономических связей, наметившейся ещё в годы Второй мировой войны и продолжившейся после её окончания, многие провинции стали стремиться налаживать собственные контакты с США в целом и с отдельными штатами. В 1953 г. было открыто представительство Онтарио в Чикаго, а в 1956 г. – в Нью-Йорке.

3 В 1960-е – начале 1970-х годов география международного сотрудничества Онтарио существенно расширилась. Появились офисы в Европе (в Милане, Стокгольме, Брюсселе, Вене, Франкфурте), Азии (Токио), других странах Западного полушария (Мексика). Продолжало развиваться американское направление (были открыты представительства в Лос-Анджелесе и Кливленде). Провинция начала заключать двусторонние соглашения с субнациональными единицами других государств (штатами, землями и т.п.).
4 Выстраивая контакты с зарубежными партнёрами, власти Онтарио стремились по возможности избегать каких-либо пересечений и тем более конфронтации с центральным правительством. В отличие от Квебека, который с середины 1960-х годов демонстрировал всему миру свою уникальность и самобытность, позиционируя себя как «государство» (пусть и не суверенное) [см.: Акимов, 2017], Онтарио наоборот подчёркивало свой «канадский характер» и принадлежность к федерации. В то же время объективно она в полной мере воспользовалась теми возможностями, которые появились у провинций «остальной Канады» в международной сфере благодаря квебекским внешнеполитическим демаршам.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1487

Оценка читателей: голосов 0

1. Акимов Ю.Г., 2016, Канадский федерализм и конституционно-правовой статус квебекской парадипломатии. Управленческое консультирование. № 11. С. 18–26.

2. Акимов Ю.Г., 2017, Идентификационная парадипломатия Квебека: теория и практика (некоторые аспекты). Россия и Канада: экономика, политика, мультикультурализм. Материалы международной научной конференции, 3–4 октября 2016 г., ИСКРАН – РОИК / Отв. ред. академик РАН С.М. Рогов. М.: Издательство «Весь Мир», С. 104–115.

3. Данилов С.Ю., Черкасов А.И., 1987, Двенадцать лиц Канады. М.: Мысль, 302 с.

4. Комкова Е.Г. 2019. С НАФТА и без него: гипотетические варианты экономических последствий для США, Канады и Мексики. США & Канада: экономика, политика, культура. № 3, C. 68–84. DOI: 10.31857/S032120680004156-5

5. Кузнецов А.С., 2006, Парадипломатия: трактовки и теоретические модели. Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, С. 76–78.

6. Кузнецов А.С., 2007, Развитие научных школ парадипломатических исследова-ний в западной политической науке. Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. Вып. 7. Екатеринбург: Изд-во УрГУ,. С. 92–94.

7. Duchacek I., 1986. The Territorial Dimension of Politics: Within, Among and Across Na-tions. Boulder: Westview Press, 1986, 328 p.

8. Komkova E.G. 2019. With and Without NAFTA: Economic Impact on the USA, Canada and Mexico. A Review of Economic Literature. USA & Canada: Economics, Poli-tics, Culture. No. 3. P. 68–84. DOI: 10.31857/S032120680004156-5

9. Kuznetsov A.S., 2015. Theory and Practice of Paradipolomacy: Subnational Governments in International Affairs. New York: Routhledge, 174 p.

10. Nossal K.R., 1997. The Politics of Canadian Foreign Policy. 3rd ed. Scarborough: Pren-tice Hall, xxiii, 358 p.

11. Tavares R., 2016. Paradiplomacy: Cities and States as Global Players. New York: Oxford University Press, 256 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх