Kant's Mind (in Cognitive and Neurophilosophical Perspective)

 
PIIS271326680031504-4-1
DOI10.18254/S271326680031504-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assosiative Professor
Affiliation: SAUH
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
Edition
Abstract

In one of his works, the modern neurophilosopher G. Northoff, developing the problems of Kantian transcendental cognitive science (epistemology), introduces the metaphor of Kant’s mind. In this article, we attempt to explicate this metaphor in order to propose a cognitive model of Kant’s mind (the Kantian mind as a sequence of cognitive syntheses), which could be used in modern research in cognitive science, neuroscience and artificial intelligence. At the same time, there is currently a question (task), on the one hand, about the transition of transcendentalism to neurotranscendentalism, i.e. the development of neurocognitological research aimed at identifying the neural correlates of the components/structures of the Kant’s mind (the transition from Kant’s mind to the Kantian brain)), and, on the other hand, the creation of intelligent computer programs (systems) that implement the cognitive model of the Kant’s mind. This article outlines ways to solve both the first and second of these problems.

Keywordstranscendental philosophy, cognitive science, Kant’s mind, Kantian cognitive architecture, cognitive abilities, synthesis, synthesis of apprehension, schematism
Received01.04.2024
Publication date31.05.2024
Number of characters66477
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Имя Иммануила Канта связывают, прежде всего, с его развитием «революционной» трансцендентальной философии (метафизики). В настоящее время издается большое количество работ, посвященных осмыслению, развитию и влиянию (рецепции) кантовской трансцендентальной концепции на современную философию1. Во второй половине ХХ в. (особенно в 80-е – 90-е годы) появляется ряд значимых работ, посвященных кантовской трансцендентальной когнитивистике. Среди них выделим работы Р. Вольфа [Wolff 1963], К. Америкса [Ameriks 1982], Р. Аквилы [Aquila 1983], П. Китчер [Kitcher 1990], K. Пауэлла [Powell 1990], В. Вахмана [Waxman 1991], А. Брука [Brook 1994], Л. Фалькенштейна [Falkenstein 1995], и особо выделим монографии П. Китчер «Кантовская трансцендентальная психология» [Kitcher 1990]2 и А. Брука «Кант и ум» [Brook 1994]3, в последней из которых развивается тезис о том, что Кант (его трансцендентализм) выступает предтечей получившей бурное развитие во второй половине ХХ в. когнитивной науки4. Кантовская трансцендентальная когнитивистика5 (с учетом исследований искусственного интеллекта и развития нейротрансцендентализма) получает свое развитие и в наши дни. Выделим в этой связи несколько недавно опубликованных сборников: «Кант и философия ума» [Gomes & Stephenson 2017], «Кант и искусственный интеллект» [Kim & Schönecker 2022] и «Кантианский ум» [Baiasu & Timmons 2024]. 1. О влиянии Канта (его трансцендентальной концепции) на современную философию см., например, работы [Höffe 2010] [Rockmore 2006]. Р. Ханна в своей статье «Кант в XX столетии» [Hanna 2007], сопоставляя по значимости Канта с Платоном, пишет, что развитие современной философии во многом предопределено трансцендентализмом Канта, а ХХ в. может быть назван пост-кантианским столетием.

2. См. также ее главу «Kant’s philosophy of the cognitive mind» для кантовского справочника [Kitcher 2006].

3. См. также его статью «Kant’s View of the Mind and Consciousness of Self» из SEP [Brook 2004/2020].

4. Ср. с кантовским определением трансцендентальной философии как учения, направленного на исследования нашего (человеческого) [априорного] «способа познания» (как системы познавательных способностей) [B25]. В работе Л. Фалькенштейна «Кантовский интуиционизм» [Falkenstein 1995] автор предлагает рассматривать кантовскую Критику как описание информационных процессов познания (в частности, он рассматривает «работу» наших органов чувств как работу приборов наблюдения), причем именно в этом проявляется кантовский сдвиг с эмпирической к трансцендентальной перспективе нашего анализа.

5. Одним из важных смыслов кантовского термина «трансцендентальное» выступает его противопоставление термину «эмпирическое» (подробнее см. [Катречко 2017]). В этом смысле трансцендентальная когнитивистика, хотя и опирается на эмпирические исследования, но изучает, прежде всего, теоретические модели ума (resp. познавательного процесса). Вместе с тем нужно иметь в виду, что в текстах Канта соседствует (и не всегда четко различается) эмпирический и трансцендентальный дискурс, эмпирическая и трансцендентальная перспектива, что вызывает определенные трудности при понимании его текстов. Так, например, способность воображения у Канта может быть эмпирической и трансцендентальной, а его пояснения этого различия весьма скупы.
2 В одной из своих статей нейрофилософ Г. Нортхофф вводит метафору «кантовского ума (Kantʼs mind)» [Northoff 2012], на основе которой мы предложим когнитологическую модель ума для современных исследований в области «искусственного интеллекта». При этом в ряде своих работ Г. Нортхофф, развивая тему кантовского трансцендентализма, говорит о переходе от трансцендентализма к нейротрансцендентализму (ср. с переходом от феноменологии к нейрофеноменологии) как исследованию нейронных («мозговых») коррелятов кантовского ума. Идея исследования мозговых процессов, лежащих в основе кантовской модели познания, видимо впервые была высказана А. Шопенгауэром, а свою конкретизацию (первоначальное развитие) получила у Г. Гельмгольца (см. его концепцию бессознательных умозаключений), что задает один из главных векторов современного развития трансцендентальной когнитивистики и нейрокогнитивистики [Northoff 2014]6. 6. В этой связи вводится метафора «кантианского мозга (the Kantian brain)» ([Fazelpour & Thompson 2015]; заметим, что она частично присутствует и у Г. Нортоффа), посредством которой авторы эксплицируют кантовскую идею о спонтанности нашего познания (ума), реализованную посредством нейрофеноменологических механизмов нашего мозга (см. п.3 перечня концепций сознания ниже).
3

Когнитологическая модель кантовского ума.

4

План нашего дальнейшего изложения таков. Сначала мы коротко обрисуем наиболее важные когнитологические темы кантовского трансцендентального подхода, «компоненты» кантовского ума, которые в той или иной степени получили свое развитие (реализацию) в современной когнитивистике (нейрокогнитивистике) и моделях искусственного интеллекта. А затем на этой основе эксплицируем кантовскую модель познавательного акта, т.е. опишем «работу» кантовского ума в познавательном акте. К основным компонентам кантовского ума можно отнести:

views: 257

Readers community rating: votes 0

1. Husserl' 2008 — Husserl' E. O var'irovanii //Voobraj`enie v svete filosofskih refleksiiy. M.: Poligraf–Inform, 2008, s.327–364.

2. Dobrohotov 2008 — Dobrohotov A. «Bespredposylochnoe nachalo» v filosofii Platona i Kanta //Ego j`e. Izbrannoe. M.: Izd. dom «Territorija budushego», 2008, s. 228–244.

3. Kassirer 2024 — Kassirer E. Poznanie i deiystvitel'nost' (per. B. G. Stolpner, P. S. JUshkevich). Moskva: «JUraiyt», 2024 (1912).

4. Kant 1994a — Kant I. Izbrannye pis'ma // Kant I. Soch. v 8-mi tt. T.8. M.: CHoro, 1994.

5. Kant 1994b — Kant I. Kritika sposobnosti suj`denija // Kant I. Sob. soch. v 8-mi tt. T.5. M.: CHoro, 1994.

6. Kant 1996 – Kant I. Logika. Posobie k lekcijam // Traktaty. Spb, Nauka, 1996

7. Kant 2006 — Kant I. Kritika chistogo razuma // Kant I. Sochinenija na russkom i nemeckom jazykah. M.: Nauka, 2006. T.2. CH.1, CH.2.

8. Katrechko 2008 — Katrechko S.L. Voobraj`enie kak «dejatel'naja sposobnost' sinteza mnogoob-raznogo» v sostave poznavatel'noiy sposobnosti //Voobraj`enie v svete filosofskih reflek-siiy. M.: Poligraf–Inform, 2008, s.117–179.

9. Katrechko 2010 — Katrechko S.L. Tri tipa ontologii i jazyk //Sovremennaja ontologija–IV. Problema metoda. Materialy mej`d. nauchn. konferencii «Sovremennaja ontologija – IV. Pro-blema metoda» (28-30 ijunja 2010). SPb.: SPbGU, ITMO, 2010. T. 2. s. 99–100.

10. Katrechko 2017 — Katrechko S.L. O ponimanii termina «transcendental'nyiy» v kantovskoiy filosofii // Vozmoj`na li sovremennaja transcendental'naja filosofija? Materialy kruglogo stola VII Rossiiyskogo filosofskogo kongressa (g. Ufa (Rossija), 9 oktjabrja 2015 g.) / Otv. red. S.L. Katrechko. 2–e izd., isp. i dop. Moskva, Fond CGI, 2017. C.38–48 (https://elibrary.ru/item.asp?id=30105015&pff=1).

11. Katrechko 2022a — Katrechko S.L. Kantovskaja kognitivnaja model' uma //Transcendental'nyiy povorot v sovremennoiy filosofii (7): epistemologija, kognitivistika i iskusstvennyiy in-tellekt: Sbornik tezisov mej`dunarodnoiy nauchnoiy konf. Moskva, 21–23 aprelja 2022 g. / Otv. red. S.L. Katrechko, A.A. SHijan. M.: RGGU, 2022, s.15–18 (https://elibrary.ru/item.asp?id=49505617).

12. Katrechko 2022v — Katrechko S.L. Rol' (funkcii) refleksii v poznanii. Refleksivnoe perekljuchenie i genezis apriornyh form chuvstvennosti //Transcendental'nyiy povorot v sovre-mennoiy filosofii (7): epistemologija, kognitivistika i iskusstvennyiy intellekt: Sbornik tezisov mej`dunarodnoiy nauchnoiy konf. Moskva, 21–23 aprelja 2022 g. / Otv. red. S.L. Katrechko, A.A. SHijan. M.: RGGU, 2022, s.73–76 (ISBN 978-7281-3171-7). https://elibrary.ru/item.asp?id=49505642.

13. Katrechko 2022c — Katrechko S.L. Kantovskiiy kopernikanskiiy perevorot: sintez empiricheskogo realizma i transcendental'nogo idealizma // Voprosy filosofii. 2022. № 6. S.131–141.

14. Katrechko 2022d — Katrechko S.L. Kantovskiiy kopernikanskiiy perevorot kak izmenennyiy metod myshlenija [v metafizike]: ego struktura i status v sisteme transcendental'noiy filoso-fii// Transcendental'nyiy j`urnal, T.3, vypusk 1–2, 2022 URL: https://ras.jes.su/transcendental/s271326680020991-0-1 (data obrashenija: 30.05.2024).

15. Katrechko 2023 — Katrechko S.L. Refleksija v strukture poznanija: ee modusy i tipy. Refleksivnoe perekljuchenie i koncepcija epigenezisa apriornyh form: lukovichnaja model' vremeni // Transcendental'nyiy j`urnal – 2023. – Tom 4. – Vypusk 1-2 [Elektronnyiy resurs]. URL: https://transcendental.su/S271326680025828-0-1 (data obrashenija: 30.05.2024) URL: https://transcendental.su/S271326680025828-0-1 (data obrashenija: 30.05.2024); DOI: https://doi.org/10.18254/S271326680025828-0.

16. Platon 1994 — Platon Fileb // Sobranie sochineniiy v 4 tt., 1994. T. 3, s.42–43.

17. Revonsuo 2013 — Revonsuo A. Psihologija soznanija, SPb: Labirint, 2013.

18. Finn 2022 — Finn V.K. Epistemologicheskie idei Immanuila Kanta s tochki zrenija tochnoiy epistemologii i iskusstvennogo intellekta // Transcendental'nyiy povorot v sovremennoiy filosofii (7): epistemologija, kognitivistika i iskusstvennyiy intellekt: Sbornik materia-lov mej`dunarodnoiy nauchnoiy konf. Moskva, 21–23 aprelja 2022 g. / Otv. red. S.L. Katrechko, A.A. SHijan. M.: RGGU, 2022, s.48–60.

19. Haiydegger 1997 — Haiydegger M. Kant i problema metafiziki. Per. s nem. / Perevod, posle-slovie O.V. Nikiforova. M.: Izdatel'stvo “ Logos” 1997.

20. Ameriks 1982 — Ameriks K. Kant's Theory of Mind, Oxford: Oxford University Press, 1982.

21. Aquila 1983 — Aquila R. Representational Mind: A Study of Kant's Theory of Knowledge, Indiana University Press, 1983.

22. Baars 1988 — Baars B. A Cognitive Theory of Consciousness, Cambridge University Press, 1988.

23. Baiasu & Timmons 2024 — The Kantian Mind (Ed. Sorin Baiasu & Mark Timmons), New York, NY: Routledge, 2024 (https://philpapers.org/rec/BAITKM).

24. Brook 1994 — Brook A. Kant and the Mind, Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1994

25. Burge 2010 — Burge T. Origins of Objectivity. Oxford: Oxford University Press, 2010.

26. Dehaene 2001 — Dehaene S. (ed.) The Cognitive Neuroscience of Consciousness. MIT Press, 2001.

27. Evans 2019 — Evans R. A Kantian Cognitive Architecture. In.: Matteo Vincenzo D'Alfonso & Don Berkich (eds.), On the Cognitive, Ethical, and Scientific Dimensions of Artificial Intelligence. Spring-er Verlag, 2019, pp.233–264.

28. Evans 2022 — Evans R. The Apperception Engine. In Hyeongjoo Kim & Dieter Schonecker (eds.), Kant and Artificial Intelligence, De Gruyter, 2022, pp.39–104.

29. Falkenstein 1995 — Falkenstein L. Kant's Intuitionism: A Commentary on the Transcendental Aes-thetic, University of Toronto Press, 1995.

30. Fazelpour & Thompson 2015 — Fazelpour S., Thompson E. The Kantian brain: brain dynamics from a neurophenomenological perspective, Current Opinion in Neurobiology, Volume 31, 2015, pp.223–229.

31. George 1981 — George R. Kant’s sensationism, in: Synthese, V.47 (1981), p.229–255.

32. Gomes & Stephenson 2017 — Kant and the Philosophy of Mind: Perception, Reason, and the Self (Ed. Gomes A. and Stephenson A.), Oxford University Press, 2017.

33. Hanna 2007 — Hanna R. Kant in the Twentieth Century //Moran D. (ed.) Routledge Companion to Twentieth-Century Philosophy, London, 2008.

34. Hoffe 2010 — Hoffe O. Kant's Critique of Pure Reason: the Foundation of Modern Philosophy. Dor-drecht: Springer, 2010.

35. Kitcher 1990 — Kitcher P. Kant’s Transcendental Psychology, New York: Oxford University Press, 1990.

36. Kim & Schonecker 2022 — Kant and Artificial Intelligence (Ed. Hyeongjoo Kim and Dieter Schonecker), De Gruyter, 2022.

37. Koch et al. 2016 — Koch C., Massimini M. Boly M. Neural correlates of consciousness: progress and problems. Nat Rev Neurosci 17, 2016, pp. 307–321; DOI: https://doi.org/10.1038/nrn.2016.22.

38. Metzinger 2000 — Metzinger T. (ed.) The Subjectivity of Subjective Experience, in Neural Correlates of Consciousness, MIT Press, pp.285–306.

39. Northoff 2012 — Northoff G. Immanuel Kant’s mind and the brain’s resting state. Trends Cogn Sci. 2012; 16(7):356–9; DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.06.001.

40. Northoff 2014 — Northoff G. (2014). Unlocking the brain, Vol. 2. Consciousness. Oxford University Press, pp.560–578. (APPENDIX 3: BRAIN AND UNITY),2. Georg Northoff Philosophy of the Brain. The Brain Problem (Advances in Consciousness Research), 2004; Northoff March 13, 2007: Kant and Neuroscience: A Neurotranscendental Approach / Symposium for Neurophilosophy, University of Ludwigsburg, Germany).

41. Reggia 2013 — Reggia J. A. The rise of machine consciousness: Studying consciousness with computational models. In.: Neural Networks V.44, August 2013, pp.112–131 (http://dx.doi.org/10.1016/j.neunet.2013.03.011).

42. Rockmore 2006 — Rockmore T. In Kant's Wake: Philosophy in the Twentieth Century. London: Wiley Blackwell, 2006.

43. Powell 1990 – Powell C. Thomas Kant's theory of self-consciousness. New York: Oxford University Press, 1990.

44. Rosenthal 1996 — Rosenthal D. A Theory of Consciousness. In N. Block, O. Flanagan, and G. Guzeldere (eds.), The Nature of Consciousness, MIT Press, 1996, pp.729–753.

45. Stevenson 2018 — Stevenson L. A Neo-Kantian Account of Perception. Philosophy, 93(03), 2018, pp.411–431 (doi:10.1017/s0031819118000165).

46. Schlicht 2022 — Schlicht T. Minds, Brains, and Deep Learning: The Development of Cognitive Science Through the Lens of Kant’s Approach to Cognition. In Hyeongjoo Kim & Dieter Schonecker (eds.), Kant and Artificial Intelligence, De Gruyter, 2022, pp 1–38.

47. Swanson 2016 — Swanson L.R. The predictive processing paradigm has roots in Kant. In: Frontiers in Systems Neuroscience, 10:79, 2016; DOI: https://doi.org/10.3389/fnsys.2016.00079.

48. Tononi 2004 — Tononi G. An Information Integration Theory of Consciousness, BMC Neuroscience, V.5:42, 2004.

49. Treisman & Gelade 1980 — Treisman A, & Gelade G. A feature integration theory of attention. Cognitive Psychology, V.12, 1980, pp.97–136.

50. Treisman 1993 — Treisman A. M. The perception of features and objects. In: Baddeley A. & Weiskrantz C.L. (Eds.) Attention: Selection, awareness, and control. Oxford: Clarenden, 1993, pp. 5–35.

51. Treisman 2009 — Treisman A. (2009) Attention: Theoretical and Psychological Perspectives, in Gazzaniga, M. (editor), The Cognitive Neurosciences, MIT Press, pp.189–204.

52. Waxman 1991 — Waxman W. Kant’s Model of the Mind, Oxford and New York: Oxford University Press, 1991

53. Wolff 1963 — Wolff R. Kant’s Theory of Mental Activity: A Commentary on the Transcendental Analytic of the Critique of Pure Reason, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1963.

54. Zeki 2003 — Zeki S. The disunity of consciousness. Trends in Cognitive Sciences, V.7(5), 2003, pp. 214–218.

Система Orphus

Loading...
Up