Кантовский ум (в когнитологической и нейрофилософской перспективе)

 
Код статьиS271326680031504-4-1
DOI10.18254/S271326680031504-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

Канта правомерно считают одним из основателей когнитивистики. Вместе с тем в работах Канта соседствует достаточно разнородная терминология, в рамках которой можно различить психоло-гический, трансцендентальный и эпистемологический регистры. Это нужно учитывать при по-строении кантовской когнитивной модели ума как определенной конфигурации познавательных спо-собностей (чувственности, рассудка, разума). В нашем докладе мы предложим трансцендентальную модель ума как последовательности ряда познавательных синтезов.

Ключевые словатрансцендентальная философия, когнитивистика, познавательные способности, интуиция, ощущение, восприятие, синтез, синтез схватывания
Получено01.04.2024
Дата публикации31.05.2024
Кол-во символов59077
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

* * * Имя Иммануила Канта связывают, прежде всего, с его развитием «революционной» трансцендентальной философии (метафизики). В настоящее время издается большое количество работ, посвященных осмыслению, развитию и влиянию (рецепции) кантовской трансцендентальной концепции на современную философию (метафизику)1. Однако во второй половине ХХ в. (особенно в 80-е – 90-е годы) появляется ряд значимых работ, посвященных кантовской [трансцендентальной] когнитивистике: Р. Вольф (1963), К. Америкс (1982), Р. Аквила (1983), П. Китчер (1990), K. Пауэлл (1990)2, В. Вахман (1991), А. Брук (1994), Л. Фалькенштейн (1995)). Среди них особо выделим работы П. Китчер «Кантовская трансцендентальная психология» [2]3 и А. Брука «Кант и ум» [3]4, в последней из которых развивается тезис о том, что кантовский трансцендентализм выступает предтечей получившее бурное развитие во второй половине ХХ в. когнитивной науки5. Кантовская [трансцендентальная6] когнитология продолжает свое развитие и в наши дни7.

1. В своей статье «Кант в XX столетии» Р. Ханна (Hanna, 2007), сопоставляя по значимости Канта с Платоном, пишет, что развитие современной философии во многом предопределено трансцендентализмом Канта, а ХХ в. может быть назван пост-кантианским столетием.

2. Powell, C. Thomas (1990). Kant's theory of self-consciousness. New York: Oxford University Press.

3. См. также ее главу из кантовского «компаньона»: Patricia Kitcher Kant’s philosophy of the cognitive mind The Cambridge Companion to Kant and Modern Philosophy , Publisher: Cambridge University Press, 2006 pp.169–202 DOI: >>>

4. См. также его статью из SEP: >>>

5. Ср. с кантовским определением трансцендентальной философии как учения, направленного на исследования нашего (человеческого) [априорного] «способа познания» (как системы познавательных способностей) [B25].

6. Одним из важных смыслов кантовского термина «трансцендентальное» выступает его противопоставление термину «эмпирическое». В этом смысле трансцендентальная когнитивистика, хотя и опирается на эмпирические исследования, но изучает, прежде всего, теоретические модели ума (познавательного процесса). Вместе с тем нужно иметь в виду, что в кантовских текстах соседствует как эмпирический, так и трансцендентальный дискурс (resp. есть эмпирическая и трансцендентальная перспектива), что вызывает некоторые трудности их различения. Так, например, то же воображение у Канта может быть эмпирическим и трансцендентальным.

7. Отметим здесь также ряд недавних сборников, в которых тема кантовской когнитологии (включая области/проблематику нейрокогнитивистики и искусственного интеллекта) получает дальнейшее развитие: 1. Kant and the Philosophy of Mind: Perception, Reason, and the Self (Ed. Anil Gomes and Andrew Stephenson), Oxford University Press, 2017; 2. Kant and Artificial Intelligence (Ed. Hyeongjoo Kim and Dieter Schönecker), De Gruyter 2022 >>>> ; 3. The Kantian Mind (Ed. Baiasu, Sorin & Timmons, Mark), New York, NY: Routledge, 2024.
2

В одной из своих недавних статей нейрофилософ Г. Нортхофф вводит метафору кантовского ума [Kant;s mind] (Northoff G. Immanuel Kant’s mind and the brain’s resting state. Trends Cogn Sci. 2012; 16(7):356–9. DOI: >>> ), которая может выступить основой для когнитологической парадигмы ума в современных исследований в области «искусственного интеллекта». При этом в ряде своих работ Г. Нортхофф, развивая тему кантовского трансцендентализма, говорит о переходе от трансцендентализма к нейротрансцендентализму (по аналогии с переходом к нейрофеноменологии) как исследованию нейронных («мозговых») коррелятов кантовского ума, который впервые был предложен А. Шопенгауэром и получил свое развитие у Г. Гельмгольца, что задает один из векторов современного развития трансцендентальной когнитивистики (1. Northoff, G. (2014). Unlocking the brain, Vol. 2. Consciousness. Oxford University Press, pp.560–578. (APPENDIX 3: BRAIN AND UNITY),2. Georg Northoff Philosophy of the Brain. The Brain Problem (Advances in Consciousness Research), 2004; Northoff March 13, 2007: Kant and Neuroscience: A Neurotranscendental Approach / Symposium for Neurophilosophy, University of Ludwigsburg, Germany)8.

8. Заметим в этой связи о еще одной метафоре кантианского мозга («the Kantian brain» [&&]; частично она присутствует и у Г. Нортоффа), посредством которой авторы эксплицируют кантовскую идею о спонтанности нашего познания (ума), реализованную посредством нейрофеноменологических механизмов нашего мозга (см. п.3 ниже) [Sina Fazelpour, Evan Thompson, The Kantian brain: brain dynamics from a neurophenomenological perspective, Current Opinion in Neurobiology, Volume 31, 2015, Pages 223-229, ISSN 0959-4388, >>> (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959438814002426)].
3 Коротко перечислим наиболее важные «когнитологические» темы кантовского трансцендентального подхода (resp. составляющие кантовского ума), которые в той или иной степени получили свое развитие в современной когнитологии и исследованиях по искусственному интеллекту.
4

1. Общая характеристика нашего ума как репрезентативного, кантовская концепция репрезентативного ума (ср. с названием книги Р. Аквиллы [Aquila 1983]), в рамках которой «представление» рассматривается как род и дается классификация (Stufenleiter’; «лестница» ([step-ladder]) различных типов представлений (см. [А 320/B376–377]), которые коррелируют с нашими познавательными способностями.

5

2. Соответственно, наш ум (resp. «способ познания» [B25]) рассматривается как система познавательных способностей, среди которых Кант особо выделяет «два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня9, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» [B29]. Соответственно, главными типами представлений нашего ума (см. выше) выступают «[чувственное] созерцание и [рассудочное] понятие (intuitus vel conceptus)» [B376]10].

9. Таковым выступает еще одна познавательная способность — воображение, которая в кантовской модели ума реализуется посредством синтеза схватывания [A120, А120 прим. и далее], задача которого свести («синтезировать») «многообразное [содержание] созерцания в один образ» [там же].

10. Обратим внимание на то, что здесь Кант соотносит чувственное представление (нем. Vorstellung) с интуицией (лат. intuitus), но стандартным образом на русский язык (начало чему положил Н. Лосский) Vorstellung переводится как созерцание. При этом, как замечает Р. Джорд, в ранних произведениях Канта нет ни немецкого «Anschauung», ни латинского «intuitus». «Anschauung» впервые вводится для замены выражения «conceptus singularis» и используется Кантом в его «логических» произведениях (подробнее см. [R.George ]). Кант выбирает для немецкого термина интуиция слово schauung, который происходит из глагола anschauen и означает «рассматривать», «показывать дальше». Интуитивные представления «показывают дальше» свой объект, представляя его структуру, а в случае эмпирических интуиций — его эмпирические свойства (см. [B69]). [10, p.241?

всего просмотров: 22

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 2006. T.2. Ч.1, Ч.2.

2. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.5. М.: Чоро, 1994.

3. Wolff R. Kant’s Theory of Mental Activity: A Commentary on the Transcendental Analytic of the Cri-tique of Pure Reason, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1963.

4. Ameriks K. Kant's Theory of Mind, Oxford: Oxford University Press, 1982.

5. Aquila R. Representational Mind: A Study of Kant's Theory of Knowledge, Indiana University Press, 1983.

6. Kitcher P. Kant’s Transcendental Psychology, New York: Oxford University Press, 1990

7. + также ее главу из кантовского «компаньона»: Patricia Kitcher Kant’s philosophy of the cognitive mind The Cambridge Companion to Kant and Modern Philosophy , Publisher: Cambridge University Press, 2006 pp.169–202 DOI: https://doi.org/10.1017/CCOL052182303X.006

8. Waxman W. Kant’s Model of the Mind, Oxford and New York: Oxford University Press, 1991

9. Powell, C. Thomas (1990). Kant's theory of self-consciousness. New York: Oxford University Press.

10. Brook A. Kant and the Mind, Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1994.

11. + также его статью из SEP: https://plato.stanford.edu/entries/kant-mind/

12. Falkenstein L. Kant's Intuitionism: A Commentary on the Transcendental Aesthetic, University of To-ronto Press, 1995.

13. George R. Kant’s sensationism, in: Synthese, 47(1981), p.229–255.

14. Катречко СЛ. Познаваемы ли вещи сами по себе (Кант vs. Гуссерль)? Проблема объективно-сти познания // Трансцендентальный поворот в современной философии (5): трансценденталь-ная метафизика, феноменология, эпистемология, трансцендентальная философия науки и тео-рия сознания, эстетика: материалы ежегодного международного научного семинара «Транс-цендентальный поворот в современной философии –5» /Oтв. ред. С.Л. Катречко. М.: Изд-во ГАУГН–Пресс, 2020. с.5–14.

15. Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Т.3(1). Логические исследования, т.II(1) (пер. с нем. В. Молчанова). М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001.

16. Катречко С.Л. Трансцендентальная (кантовская) модель сознания как новая парадигма «искус-ственного разума» //Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. М.: ИИнтеЛЛ, 2006, с.276–289.

17. Катречко С.Л. Воображение как «деятельная способность синтеза многообразного» в составе познавательной способности //Воображение в свете философских рефлексий. М.: Полиграф–Информ, 2008, с.117–179. (см. также мое предисловие к переводу Э.Гуссерля «О варьирова-нии»: Катречко С.Л. Варьирование как процедура выявления возможного инварианта (эйдоса) //Воображение в свете философских рефлексий. М.: Полиграф–Информ, 2008. с.331–341).

18. Платон Филеб // Собрание сочинений в 4тт., 1994. Т. 3, с.42–43.

19. Northoff Georg Immanuel Kant's mind and the brain's resting state // Trends in Cognitive Sciences, 2012 Jul;16(7), p.356-359. doi: 10.1016/j.tics.2012.06.001

20. Evans, Richard (2022): “The Apperception Engine”. In: Dieter Schönecker/Hyeongjoo Kim (Eds.) Kant and Artificial Intelligence. pp. 39–103.

21. + 2019 – три автора

22. Swanson, Link R. (2016): “The predictive processing paradigm has roots in Kant”. In: Frontiers in Systems Neuroscience 10. P. 79. DOI:10.3389/fnsys.2016.00079.

23. Bernard J. Baars. The conscious access hypothesis: origins and recent evidence // Trends in Cogni-tive Sciences. — 2002-01-01. — Vol. 6, iss. 1. — P. 47–52. doi:10.1016/S1364-6613(00)01819-2

24. Schlicht, Tobias (2022). Minds, Brains, and Deep Learning: The Development of Cognitive Science Through the Lens of Kant’s Approach to Cognition. In Hyeongjoo Kim & Dieter Schönecker (eds.), Kant and Artificial Intelligence. De Gruyter. pp. 1-38. https://doi.org/10.1515/9783110706611-001

25. Stevenson, L. (2018). A Neo-Kantian Account of Perception. Philosophy, 93(03), 411–431. doi:10.1017/s0031819118000165

26. Kant and the Philosophy of Mind: Perception, Reason, and the Self (Ed. Anil Gomes and Andrew Stephenson), Oxford University Press, 2017;

27. Kant and Artificial Intelligence (Ed. Hyeongjoo Kim and Dieter Schönecker), De Gruyter 2022 https://doi.org/10.1515/9783110706611;

28. The Kantian Mind (Ed. Baiasu, Sorin & Timmons, Mark), New York, NY: Routledge, 2024.

29. Northoff G. Immanuel Kant’s mind and the brain’s resting state. Trends Cogn Sci. 2012; 16(7):356–9. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.06.001),

30. Northoff, G. (2014). Unlocking the brain, Vol. 2. Consciousness. Oxford University Press, pp.560–578. (APPENDIX 3: BRAIN AND UNITY),2. Georg Northoff Philosophy of the Brain. The Brain Problem (Advances in Consciousness Research), 2004; Northoff March 13, 2007: Kant and Neuro-science: A Neurotranscendental Approach / Symposium for Neurophilosophy, University of Lud-wigsburg, Germany).

31. [Sina Fazelpour, Evan Thompson, The Kantian brain: brain dynamics from a neurophenomenological perspective, Current Opinion in Neurobiology, Volume 31, 2015, Pages 223-229, ISSN 0959-4388, https://doi.org/10.1016/j.conb.2014.12.006. (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959438814002426)].

32. обзорная статья Дж. Рейджиа: Reggia, J. A. The rise of machine consciousness: Studying consciousness with computational models. Neural Networks (2013), http://dx.doi.org/10.1016/j.neunet.2013.03.011

33. Ревонсуо A. Психология сознания, СПб: Лабиринт, 2013

34. 8) Концепция глобального рабочего пространства (Baars, B. (1988) A Cognitive Theory of Con-sciousness, Cambridge University Press + Dehaene, S., Naccache, L. (2001a) Towards a Cognitive Neuroscience of Consciousness, Cognition, 79, 1-37.).

35. 9) модель информационной интеграции (Tononi, G. (2004) An Information Integration Theory of Consciousness, BMC Neuroscience, 5:42.),

36. 10) внутренняя самомодель (перспективы первого лица, Metzinger, T. (2000a) The Subjectivity of Subjective Experience, in Neural Correlates of Consciousness, T. Metzinger (editor), MIT Press, 285-306.

37. 11) 4.2 HOT Rosenthal Higher-order thought (HOT) theory [Rosenthal, 1996], and other higher-order theories in philosophy [Carruthers, 2005; Hellie, 2009; Lycan, 2009] || Rosenthal, D. (1996) A The-ory of Consciousness. In N. Block, O. Flanagan, and G. Guzeldere (eds.), The Nature of Conscious-ness, MIT Press, 729-753.

38. 12) Treisman, A. (2009) Attention: Theoretical and Psychological Perspectives, in Gazzaniga, M. (edi-tor), The Cognitive Neurosciences, MIT Press, 189-204.

39. 13) Теория микросознания Зеки (Zeki ): Zeki, S. (2007). A theory of micro-consciousness. In M. Velmans and S. Schneider (Eds), The Blackwell companion to consciousness (pp. 580–588). Oxford: Blackwell.

40. https://doi.org/10.1002/9780470751466.ch46

Система Orphus

Загрузка...
Вверх