Transcendental theology of I. Kant

 
PIIS271326680029064-0-1
DOI10.18254/S271326680029064-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Рeoples’ Friendship University of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 4 Issue 3
Abstract

The article concerns the development of Kant's views on transcendental theology, its essence and possibility as a science. It is noted that in early pre-critical works it was not typical for Kant to question the possibility of transcendental theology, as well as the possibility of transcendental proofs of the existence of God. We see some changes in the essay The One Possible Basis for an Demonstration of the Existence of God (1763). In this work, Kant still does not question the possibility of transcendental theology and the transcendental proof of the existence of God (ontological), but already suggests that such proof is not at all necessary. In this work, Kant presents a detailed classification of the proofs for the existence of God and an examination of their advantages and disadvantages. All these considerations are completely repeated in the well-known critique of the proofs of the existence of God in the Critique of Pure Reason (1781). During the critical period, Kant comes to the unambiguous conclusion about the impossibility of any kind of speculative proof of the existence of God. However, this does not change his view of the possibility of transcendental theology as such. It is still recognized not only as possible, but also useful, but now Kant considers it insufficient and dependent. It needs to be supplemented by ethicotheology, which alone can provide certainty (although just moral) in the existence of the subject of transcendental theology, i.e. God.

KeywordsKant, transcendental theology, ontotheology, cosmotheology, physicotheology, ethicotheology, proof of existence of God, postulate
Received13.10.2023
Publication date30.11.2023
Number of characters28271
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Теология с самого начала своего зарождения выделяла два пути познания Бога – путь откровения и путь естественного света разума. Отчетливо эта схема формулируется у Фомы Аквинского. Для философов, начиная с эпохи Нового времени, становится характерным стремление максимально дистанцироваться от содержания откровения в рассмотрении вопросов религии и веры. Задача философии видится в прояснении того, что мы можем сказать о Боге и вере в него, исходя исключительно из наших естественных способностей. В результате мы видим активное развитие идей деизма и натурализма (естественной религии), как в Германии, так и за ее пределами. При этом для немецких философов была характерна в целом большая умеренность в рассмотрении вопросов религии и веры. Особое развитие получают различные варианты естественной религии (натурализма), которая в среде немецких просветителей четко отделялась от деизма: сторонники естественной религии признавали промысел божий, а, следовательно, рассматривали Бога как имеющего отношение к миру и человеку (что имело принципиальное значение для сферы нравственности), тогда как деизм отрицал это свойство божественной сущности. Именно такую разновидность естественной религии в виде моральной религии чистого разума мы и находим у И. Канта. Ей соответствует и определенный вариант рациональной теологии, развиваемый Кантом.
2 Рациональная теология определяется Кантом как познание первосущности, основанное на одном только разуме (Kant, 1998c, B 659/ A 631; Кант, 1994в, с. 379). Ключевой темой рациональной теологии всегда считалась проблема доказательств бытия Бога. Она составляет ядро и для кантовской рациональной теологии, подразделяемой Кантом на несколько составных частей – онтотеологию, космотеологию, физикотеологию и этикотеологию. Каждому из этих типов соответствует свой вид удостоверения бытия Божия. В случае первых трех видов теологии это удостоверение должно происходить на путях теоретического применения разума (что приводит нас к разным видам доказательств бытия Божьего), в случае последнего оно происходит на путях практического применения разума (что приводит нас к постулату бытия Божия).
3 Кант проводит одно важное различие между всеми этими типами рациональной теологии – трансцендентальная теология и естественная теология. Первая мыслит высшую сущность посредством чистого разума при помощи одних лишь трансцедентальных понятий. Вторая же мыслит высшую сущность посредством понятия, которое она заимствует из природы (нашей души). К трансцендентальной теологии относится онтотеология, ставящая своей целью познание существования Бога из одних только понятий без какого-либо обращения к опыту, и космотеология, задающаяся целью вывести существование Бога из понятия об опыте вообще. К естественной теологии относятся физикотеология, восходящая от мира к высшему мыслящему существу как принципу всего естественного порядка и совершенства, и этикотеология, восходящая от мира к высшему мыслящему существу как принципу всего нравственного порядка и совершенства (Kant, 1998c, B 660/ A 632; Кант, 1994в, с. 380). Основой трансцендентальной теологии являются, таким образом, онтотеологическое и космологическое доказательства бытия Бога, тогда как основой естественной теологии должны служить физикотеологическое доказательство и постулат этикотеологии.

views: 144

Readers community rating: votes 0

1. Kant I. (1994). Yedinstvenno vozmozhnoye osnovaniye dlya dokazatel'stva bytiya Boga [The Only Possible Argument in Support of a Demonstration of the Existence of God], in: Kant I. Soch. v 8-mi tt.[Writings in 8 vol.] T. 1. Pod red. A. V. Gulygi. Moscow: CHORO. S. 383-498 (In Russian).

2. Kant I. (1994). Issledovaniye otchetlivosti printsipov yestestvennoy teologii i morali [Inquiry Concerning the Distinctness of the Principles of Natural Theology and Morality], in: Kant I. Soch. v 8-mi tt. [Writings in 8 vol.] T. 2. Pod red. A. V. Gulygi. Moscow: CHORO. S. 159-190 (In Russian).

3. Kant I. (1997). Kritika prakticheskogo razuma, [Critique of Practical Reason] in: Kant I. Soch. na russkom i nemetskom yazykakh: v 5-kh tt. [Writings in 5 vol.] T. 3 / Pod red. N. V. Motroshilovoy, B. Tushlinga. Moscow: Kanon+. S. 276-733 (In Russian).

4. Kant I. (1994). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. M.: Mysl'. (In Russian).

5. Kant I. (2016) Lektsii o filosofskom uchenii o religii [Lecture Notes on Rational Theology Poelitz]. Moscow: Kanon+. (In Russian).

6. Kant I. (1994). Logika [Logic], in: Kant I. Soch. v 8-mi tt.[Writings in 8 vol.] T. 8. Pod red. A. V. Gulygi. Moscow: CHORO. S. 266-398 (In Russian).

7. Kryshtop L. (2016). Poslesloviye. Lektsii Kanta po teologii, in: Kant I. Lektsii o filosofskom uchenii o religii [Lecture Notes on Rational Theology Poelitz]. Moscow: Kanon+. P. 282-372. (In Russian).

8. Beyer K. (1937). Nachwort // Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre / Hrsg. von K. Beyer. Halle, 1937. S. 214-269.

9. Esposito C. (1988). Introduzione // Kant I. Lezioni di filosofia della religione / A cura di C. Esposito. Napoli, 1988. P. 11-91.

10. Kant I. (1998a). Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes // Kant I. Werke in sechs Bänden / Hrsg. von W. Weischedel. Bd. 1. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgeselschaft. S. 617 - 738.

11. Kant I. (1998b). Kritik der praktischen Vernunft // Kant I. Werke in sechs Bänden / Hrsg. von W. Weischedel. Bd. 4. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgeselschaft. S. 105-302.

12. Kant I. (1998c). Kritik der reinen Vernunft // Kant I. Werke in sechs Bänden / Hrsg. von W. Weischedel. Bd. 2. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgeselschaft.

13. Kant I. (1998d). Logik // Kant I. Werke in sechs Bänden / Hrsg. von W. Weischedel. Bd. 3. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgeselschaft.

14. Kant I. (1998e). Untersuchung über die Deutlichkeit der Grundsätze der natürlichen Theologie und der Moral // Kant I. Werke in sechs Bänden / Hrsg. von W. Weischedel. Bd. 1. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgeselschaft. S. 739-773.

15. Kant I. (1937). Vorlesungen über die philosophische Religionslehre / Hrsg. von K. Beyer. Halle: Akademischer Verlag. 279 S.

16. Kopper J. (1955/1956). Kants Gotteslehre // Kant-Studien. Bd. 47. S. 31-61.

17. Laberge P. (1973). La théologie kantienne précritique. Ottawa: Éditions de l'Université d'Ottawa. 192 p.

18. Schmucker J. (1980). Die Ontotheologie des vorkritischen Kant. Berlin / New York: De Gruyter. 320 S.

Система Orphus

Loading...
Up