Religiosity, Ethno-Confessional Identity and Problems of Interethnic Accord

 
PIIS013216250004006-9-1
DOI10.31857/S013216250004006-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Sociology, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 2
Pages49-58
Abstract

The article is devoted to the assessment of the role of religiosity in interethnic relations in the Orthodox-Islamic borderland; religiosity is seen as faith, identity and behavior. Based on the 2017 survey in Bashkortostan, it is established that religiosity positively influences interethnic relations and promotes interethnic tolerance. Experiencing a close relationship with coreligionists is an element that forms a culture of trust. It is concluded that the socio-communicative nature of modern religiosity allows it to be an active resource of interethnic accord.

Keywordsreligiosity, interethnic attitudes, ethnoconfessional identity, religious identity, interethnic relations, ethnic tolerance, interethnic accord
AcknowledgmentThis research was supported by Russian Scientific Foundation, project № 14-18-01963P(П).
Received20.03.2019
Publication date20.03.2019
Number of characters24505
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Постановка исследовательской задачи и определение ключевых понятий.

2 В условиях социально-политической нестабильности и дефицита гражданских структур 1990-х гг. религиозность и этничность стали для россиян основой формирования новых макроидентичностей. Сегодня 85% наших соотечественников считают себя верующими1, произошло признание религии на государственном уровне, ее вклада в поддержание традиционных ценностей и нравственного единства. Между тем значимость массовой религиозности не ограничивается исключительно функциями социальной консолидации. В постсоветский период она превратилась в активный элемент этнического самоопределения и политического позиционирования. Дискуссии в публичном пространстве о роли религии (в первую очередь православия и ислама) в сохранении традиционных ценностей народов России и обсуждение религиозных мотиваций политических действий, религиозных источников терроризма и экстремизма побуждают человека к самоопределению в этнических и религиозных категориях. Как социальное явление этноконфессиональная идентичность формируется под влиянием религиозного фактора в процессе социальных и межэтнических взаимодействий. Она является одной из форм этнической идентичности и возникает, когда религиозность становится значимым маркером этнического самоопределения. Именно поэтому она обладает большим потенциалом социальной регуляции в сфере межэтнических отношений. 1. Данные 24 волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения» НИУ ВШЭ (RLMS–HSE), проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии ФНИСЦ РАН. URL: >>>> >>>> (дата обращения: 10.05.2018).
3 Изучение этноконфессиональной идентичности продуктивно с позиций теории межгрупповых отношений и «воображаемого сообщества», теории этнических границ (Ф. Барт) и социальной дистанции. Исследования К. Лича с соавторами показали, что любая ингрупповая идентичность включает в себя пять элементов: 1) значимость для человека (выраженность идентичности); 2) восприятие внутригрупповой гомогенности (насколько однородной видится группа ее членами); 3) приверженность группе и готовность разделять ее ценности и цели (групповая сплоченность); 4) позитивные эмоции, связанные с членством в группе (удовлетворенность членством); 5) готовность членов группы разделять общую судьбу и воспринимать друг друга как похожих людей (самостереотипизация). Тестирование этих элементов на российской выборке показало их культурную универсальность [Агадуллина, Ловаков, 2013], а опросы российских буддистов [Шорохова, Хухлаев, 2016] и мусульман подтвердили исследовательский потенциал данной модели идентичности.
4 Г. Тэджфел и Дж. Тёрнер показали, что социальная идентичность, в том числе и этническая, формируется у человека в результате восприятия себя членом какой-либо социальной группы (реальной и/или категориальной) и ее положительной оценки [Tajfel, Turner, 1986]. Соответственно, этнические границы, очерчивающие группу, являются социальными границами, поскольку создаются людьми, а собственно этничность оказывается формой социальной организации культурных различий. При этом в расчет принимаются не все этнокультурные характеристики, а лишь те, которые признаются актуальными и значимыми. Субъективное восприятие этих границ и меры близости между этническими (этноконфессиональными) общностями определяют культурную дистанцию между ними. Преодолению этнических границ и уменьшению культурной дистанции способствует доверие людей друг другу – обобщенное, межличностное, межгрупповое (в том числе межэтническое и межконфессиональное). Оно помогает поддерживать терпимое отношение к многокультурности и в таком качестве близко к толерантности, понимаемой как «моральный идеал» [Николсон, 2001; Штомпка, 2014; Рыжова, 2017].

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 2149

Readers community rating: votes 0

1. Agadullina E.R., Lovakov A.V. (2013) Measurement Model of In-group Identification: Validation in the Russian Samples. Psikhologiya [Psychology]. Vol. 10. No. 4: 143–157. (In Russ.)

2. Mukomel V.I., Ryzhova S.V. (2017) Trust and Distrust in Interethnic Relations. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 1: 37–46. (In Russ.)

3. Nicholson P. (2001) Toleration as a Moral Ideal. Tolerantnost’. Vestnik Ural’skogo mezhregional’nogo instituta obshchestvennyh otnoshenij [Toleration]. No. 1: 129–146. (In Russ.)

4. Ryzhova S.V. (2017) Religiosity in the Context of the Culture of Trust. Sotsiologicheskij zhurnal [Sociological Journal]. Vol. 23. No. 3: 44–63. (In Russ.)

5. Shorohova V.A., Huhlaev O.E., Dagbaeva S.B. (2016) The Interconnection of Values and Religious Identity among Buddhist Schoolchildren. Kul’turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol. 12. No. 1: 66–75. (In Russ.)

6. Sztompka P. (2014) Trust: A Sociological Theory. Moscow: Logos. (In Russ.)

7. Tajfel H., Turner J. (1986) The Social Identity Theory of Intergroup Behavior. In: Worchel S., Austin V.G. (eds) Psychology of Intergroup Relations. Chicago, IL: Nelson-Hall: 7–24.

Система Orphus

Loading...
Up